Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.50 Кб (Скачать)

     Выводы: Безработица проблема не одной страны, а всего мира в целом. В отдельных странах безработица равна 4,7%, а в других странах она достигает 15-16 %, что доказывает неоднородность безработицы. Число безработных во всем мире превысило 195 млн. человек и в процентном отношении к трудоспособному населению составило 6,3 % в 2009 году. Как было отмечено выше во всем мире с каждым годом увеличивается число незанятых людей, причем как в развитых так и в неразвитых странах. Это достаточно серьезная проблема, которая не решается быстро и легко, а нужно время, чтобы побороть безработицу, а также необходимо применять опыт других стран в анализе причин и разработки методов по снижению безработицы в отдельных странах. Однако страны СНГ, и Россия в том числе сталкиваются с проблемой уменьшения экономически активного населения (связано с демографической проблемой), что в свою очередь сказывается на экономическом развитии и меньшим приросте ВВП. Для России и стран СНГ должна проводиться активная демографическая политика, а также привлечение иностранных трудовых ресурсов, чтобы не падали темпы экономического роста.   Уровень безработицы в Республике Беларусь на регистрируемом уровне достаточно низкий 37,5 тыс. чел. или 0,8 % от экономически активного населения, однако это не означает безработных именно такое количество. Для Беларуси характерна и скрытая безработица, которая в раза 3-4 выше регистрируемой, однако точно посчитать невозможно, так как даже Министерством Статистики не проводится выборочное обследование домашних хозяйств по этому поводу. Также не всё трудоспособное население занято в экономике, а численность экономически активного населения с каждым годом падала, только с 2005 года наметился положительный результат. На уровне экономики наличие скрытой безработицы затрудняет структурные сдвиги в производстве, ибо они предполагают необходимость сокращения излишней численности работников. Итак, действительно, безработица являются неотъемлемой частью экономики, и нужно все время искать пути преодоления безработицы, повышения уровня занятости и повышение численности экономически активного населения.  
 

3. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь. 

     Наиболее  актуальными для Беларуси представляются следующие направления: разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий; разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов); разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства; разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.

     Главной целью государственной политики в сфере занятости является повышение  эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового  потенциала с учетом реальных потребностей производства. Основные усилия должны быть направлены на приоритетное создание рабочих мест в экспорто-ориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого предпринимательства, повышение качества трудового потенциала, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на основе совершенствования системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в соответствии с потребностями реформируемой экономики.

     Важная  задача - сохранение контролируемой ситуации на рынке труда и удержание безработицы в социально приемлемых размерах. Реализация комплекса мер содействия трудоустройству и социальной поддержки незанятого населения позволила снизить выход свободной рабочей силы на рынок труда [16, с.66-76].

     Беларуси  необходимо перейти к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда, провести серьезную реструктуризацию занятости путем создания новых рабочих мест в наукоемких производствах и сфере услуг. При этом процессы создания новых и ликвидации неэффективных рабочих мест должны идти примерно с одинаковой скоростью, как это сегодня наблюдается в Словении, Польше, Эстонии. Большим потенциалом, как показывает мировой опыт, обладает малый бизнес [6, с.20-32].

     Программой  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2008-2010 годы предусмотрено повышение уровня занятости населения на 10-11% к уровню 2005 года.

     Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в ближайшее время организовать выявление и учет выпускников школ, не поступивших в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания школы. Это позволит направлять такую молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести рабочее место.

     Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему  стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной занятости, при организации которых безработным может быть оказана финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

     Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости  населения республиканским органам  госуправления и иным государственным  организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и

средних городах [Приложение Д].

     Следует отметить, что люди, работающие без  оформления трудовых отношений, занятые  нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета  страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер в отношении нанимателей, принимающих граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут проводиться соответствующие целевые проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана - и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.

     Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

     Что касается тех, кто длительное время  уклоняется от общественно полезного труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях оказания им содействия в трудоустройстве.

     Довольно  острой проблемой является трудоустройство  длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно неработающих граждан планируется активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

     Важной  задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и  повышение их качества. В этих целях  необходимо оптимизировать объемы и  структуру подготовки кадров для  отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

     Предусмотрена подготовка нормативного правового  акта, регламентирующего вопросы  организации непрерывного профессионального  обучения по профессиям рабочих в  учреждениях образования и в  организациях. За ПТУ планируется  закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

     Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка  организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право самостоятельно утверждать перечень таких работ, определять продолжительность участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг населению малых городов и сельской местности.

     В целях повышения эффективности  по безработице уже сейчас следует развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потре6ностей реформируемой экономикой. Необходимо в срочном порядке ликвидировать разрыв между профессиональным образованием, прежде всего высшим, и требованиями рынка труда. Повышение образовательного уровня работников должно быть взаимоувязано с экономическим ростом на основе технологической модернизации и приоритетного развития сферы услуг.

     Не  менее важная задача - устранение межрегиональных диспропорций на рынке труда путем перераспределения рабочей силы в пользу трудодефицитных регионов посредством повышения географической мобильности и расширения масштабов трудовой миграции.

     Безусловно, достижение эффективности по безработице требует определенного времени и дополнительных финансовых средств, но только лишь финансовых мер для решения проблем в этой сфере недостаточно. Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования. В данной программе должны найти отражение пути и способы стимулирования населения в приоритетных отраслях экономики, повышения конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, регулирования трудовой миграции, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. При этом важно, чтобы государственное регулирование не ограничивалось только административно-правовыми рычагами, а осуществлялось с максимальным подключением к решению проблем предпринимательских структур, негосударственных общественных организаций [6, с.20-32].

     При изучении вопроса методов борьбы с безработицей можно выделить следующие  мероприятия, а в частности мероприятия  по обеспечению занятости населения, которые рассмотрены на примере  Осиповичского района и были приняты в 2009 году.

     Таблица 3.1

    Мероприятия по обеспечению занятости населения  Осиповичского района.

 

п/п

 
Наименование  мероприятий
Количество,

человек

 
Исполнители
Срок  исполнения  
Источники финансирования (ФСЗН), миллионов рублей
1 2 3 4 5 6
Создание новых  рабочих мест не зависимо от формы  собственности за счет средств различных  источников финансирования в разрезе  организаций согласно приложению, всего:

в том  числе г. Осиповичи 

рабочий поселок (р.п.) Елизово

р.п. Татарка

сельская  местность

в том  числе в агрогородках

 
 
 
 
670

575

35

10

50

3

управление  по труду, занятости и социальной защите Осиповичского районного  исполнительного комитета (управление по труду, занятости и социальной защите), отдел экономики Осиповичского  районного исполнительного комитета  (отдел экономики), организации района в течение года  
1 2 3 4 5 6
Содействие  безработным в организации индивидуальной предпринимательской деятельности в виде субсидий, всего:

в том  числе г. Осиповичи

сельская  местность

 
 
10

9

1

управление по труду, занятости и социальной защите, отдел экономики в течение года 27,5
Оказание содействия в трудоустройстве на постоянную работу незанятым гражданам, всего

в том  числе в г. Осиповичи

сельская  местность

 
 
1000

790

210

управление  по труду, занятости и социальной защите, организации района в течение года  
Обеспечение социальной поддержки безработным гражданам, предоставив им государственные  гарантии на период поиска работы путем  выплаты пособий по безработице  и материальной помощи, всего 

из них в сельской местности

в том  числе в агрогородках

 
 
 
 
 
900

110

20

  в течение года 187,3
Обеспечение трудоустройства  безработных из числа социально-незащищенной категории граждан в счет задания  по бронированию рабочих мест, всего

в том  числе освобожденных

из мест лишения свободы

молодежи  до 21 года

из них  до 18 лет

инвалидов

 
 
 
85 

10

35

10

2

управление  по труду, занятости и социальной защите, организации района в течение года  
Организация адаптации  инвалидов к трудовой деятельности, с цель повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда 3 управление  по труду, занятости и социальной защите в течение года 20,0
Содействие  безработным и членам их семей  в переезде на новое место жительства и работы в сельскую местность 3

семьи

управление по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района в течение года 4,5
Содействие  в трудоустройстве безработной  молодежи в возрасте 16-29 лет Не менее 60% от зарегистрированных управление  по труду, занятости и социальной защите в течение года  
Обеспечение прогнозируемого  уровня безработицы к численности  экономически активного населения  по району в социально допустимых пределах, всего

в том  числе г. Осиповичи 

р.п. Елизово

р.п. Татарка

 
 
 
1,2%

0,9%

0,6%

0,3%

управление  по труду, занятости и социальной защите, отдел экономики, организации района на конец 2009 года  
Продолжение работы по информированию населения района о положении дел на рынке труда  во взаимодействии с учреждением  «Редакции Осиповичского районного  радиовещания»   управление  по труду, занятости и социальной защите в течение года 0,7
Оказание профконсультационных услуг и профилактической поддержки  обратившимся в управление по труду, занятости и социальной защите и  испытывающим трудности в поиске работы, всего

в том числе несовершеннолетней молодежи, не имеющей профессии

 
 
не  менее 

45%

не менее

80%

управление  по труду, занятости и социальной защите в течение года 0,6
1 2 3 4 5 6
Организация профессионального  обучения безработных в учебных  заведениях для повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности безработных граждан с учетом прогнозов и анализа рынка труда преимущественно строительного профиля, всего

в том  числе в г. Осиповичи

сельская  местность

в том  числе в агрогородках 

 
 
 
 
 
 
135

120

15

2

управление  по труду, занятости и социальной защите, организации района в течение года 132,09
Организация оплачиваемых общественных работ для предоставления временной занятости безработным  и другим гражданам, всего

в сельской местности

из них  в агрогородках

в том  числе безработных

из них  трудоустройство на работы, имеющие  социально-полезную значимость

 
 
 
440

110

20

350

35

управление  по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района, предприятия, организации, в течение года 100,0
Привлечение учащихся к различным формам временной трудовой занятости в свободное от учебы время 220 УО «Осиповичский  государственный профессиональный лицей № 8», отдел образования  Осиповичского исполнительного  комитета, отдел по делам молодежи Осиповичского исполнительного  комитета, предприятия, организации, управление по труду, занятости и социальной защите, хозяйство района в течение года 80,0

Информация о работе Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь