Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.50 Кб (Скачать)
  

 Современный мировой кризис начался как финансовый – с краха системы ипотечного кредитования в США. Проблемы на финансовых рынках повлекли за собой сбои в реальном секторе мировой экономики. Многие зарубежные фирмы, столкнувшись с кризисом реализации продукции, для сокращения финансовых потерь прибегают к традиционной для западного мира тактике массовых увольнений работников. Заметно ухудшилась ситуация с обеспечением работы предприятий и занятости населения в государствах СНГ. В данных условиях с определенными трудностями в обеспечении бесперебойной работы столкнулись в последние месяцы и белорусские экспортно-ориентированные предприятия: упал спрос на их продукцию, обострилась проблема неплатежей, из-за несбалансированности курсов валют снизилась эффективность белорусского экспорта. Отдельные предприятия вынуждены были перейти на сокращенный график работы. Вместе с тем в республике не наблюдается и не ожидается массовых увольнений работников.

     С целью снижения напряженности на рынке труда в условиях кризиса в стране принимается ряд дополнительных мер. Например, предусмотрена организация опережающего обучения работников, находящихся под риском увольнения (от 3 до 6 месяцев в зависимости от необходимой квалификации). Работодатели обязаны создавать временные рабочие места в рамках организации общественных работ. Гражданам будет оказываться адресная поддержка, включая переезд в другую местность для замещения рабочих мест. Усилится государственная поддержка развития малого предпринимательства и самозанятости граждан. На эти меры из средств бюджета направляется 43,7 млрд. руб.

     Сохранению кадрового состава и стимулированию труда работников предприятий будут способствовать меры по сокращению ограничений, влияющих на размеры премий, надбавок руководителям и специалистам организаций, а также отмене обязательного установления предельного норматива прибыли, направляемой на оплату труда работников организаций, достигших предельных размеров тарифной ставки первого разряда; расширение прав нанимателей по определению перечня и размера выплат стимулирующего характера, включаемых в себестоимость продукции.

     Программой  установлено, что регистрируемая безработица в текущем пятилетнем периоде в республике не должна превышать 1,5–2% при повышении уровня занятости населения на 10%. Показатель регистрируемой безработицы, достигший максимального значения – 4% – в 1996 году, снизился до 2,1% в 2000-м, 1% – в 2007-м и 0,8% – в 2008 году. В Республике Беларусь один из самых низких среди всех стран уровень регистрируемой безработицы. 
В январе-ноябре 2008 г. белорусскими организациями (кроме субъектов малого предпринимательства) было принято на работу 895 тыс. человек, уволено по различным причинам 846 тыс. Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2008 г. составил 45,4 тыс. руб.

     По  оперативным данным, в рамках реализации Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2008 год осуществлен ряд активных мер: создано 163 тыс. рабочих мест, на которые, а также имевшиеся вакансии, трудоустроено 199 тыс. человек, из них 131 тыс. – безработных; направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 23 тыс. безработных;  предоставлены субсидии 2,7 тыс. безработных для организации собственного дела; обеспечено участие в оплачиваемых общественных работах 98 тыс. человек, в том числе 52 тыс. безработных; организована временная трудовая занятость в свободное от учебы время для 39 тыс. человек из числа студенческой и учащейся молодежи. Организована временная занятость в виде оплачиваемых общественных работ 10,5 тыс. безработных. За прошлый год 3508 безработных были направлены на обучение (100,2% годового задания), из них 591 человек из малых и средних городских поселений (113,7% годового задания). Содействие в организации предпринимательской деятельности в виде предоставления субсидий оказано 532 безработным (118,2% годового задания), из которых 119  проживают в малых и средних городских поселениях (119,0%). В сельскую местность на постоянное место жительства и работы в отчетном периоде переселено 158 семей (105,3% годового задания), в том числе 98 семей, имеющих в своем составе безработных (108,9%).

     Весьма  остро стоит проблема трудоустройства молодежи, многие представители которой из-за отсутствия опыта практической работы, а в ряде случаев и квалификации неконкурентоспособны на рынке труда. Лица в возрасте от 16 до 29 лет, составляя 24,1% экономически активного населения, дают 40,1% всего контингента безработных.  С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.  Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение. 

     Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также  молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства  на специально созданные ученические  места по программе «Молодежная практика».

     Больше всего безработных – представительниц слабого пола – насчитывается в Гомельской (4,2 тыс. человек) и Брестской (4,1 тыс. человек) областях. Поэтому в рамках реализации государственной и региональных программ содействия занятости населения особое внимание уделяется мерам, направленным на повышение трудового потенциала и занятости женщин. Первоочередное право направления на профобучение получают безработные матери, которые длительное время не работали в связи с отпуском по уходу за ребенком до 3 лет. В 2008 году обучение основам предпринимательской деятельности по направлению службы занятости прошли более 300 женщин. Государство поощряет женскую инициативу, связанную с организацией самозанятости и предпринимательской деятельности.  Для снижения остроты женской безработицы в республике ежегодно проводятся специализированные ярмарки вакансий с преимущественным использованием женского труда.

     В республике уделяется повышенное внимание социально-психологической и трудовой реабилитации длительно неработающих граждан. Государственная служба занятости организует для них психологическую поддержку и обучение приемам активного поиска работы. Они получают направление на профессиональную подготовку и переобучение преимущественно по конкретным заявкам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для этой категории безработных организуются также временные оплачиваемые общественные работы. Ежегодно проводятся информационные мероприятия – «Ярмарка вакансий», «День предприятия» и др.

     Одной из существенных проблем в сфере  занятости населения является структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. 
За последние годы на национальном рынке труда  сложилась ситуация, когда спрос на работников и количество имеющихся вакансий превысили численность безработных. Но при этом почти 77% имевшихся вакансий связаны с рабочими  профессиями. Такое положение дел кардинально не меняется на протяжении ряда лет. Для обеспечения количественного и качественного соответствия между предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно с органами образования, отраслевыми министерствами и  местной властью должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем. 
Для ускорения решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных единиц реализуется Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. № 265.

     Программой предусматривается реализовать в 187 населенных пунктах около 1 000 инвестиционных проектов. В результате уровень безработицы должен снизиться до 1%, приблизившись к средним показателям по области, заметно повысится качество жизни населения. В прошлом году в развитие малых и средних городских поселений инвестировано 4 660 млрд. руб., там создано 31 тыс. рабочих мест, из них 7,7 тыс. – в малых городах с наиболее сложным положением в сфере  занятости.

      

     Выводы: Из всего изложенного в этой главе становится ясно, что рынок труда, формирование безработицы имеет ряд особенностей для нашей страны. Всё это говорит о том, что действительно существует проблема, которую следует решать. Поэтому государству следует предпринимать меры, чтобы реально оценивать ситуации на рынке труда, в целях стабильного экономического развития и для того, чтобы помочь незанятым трудоустроится. Государство должно создавать дополнительные рабочие места, установить различные льготы. Традиционные методы микро -  и  макроуровня, используемые при циклическом и структурном кризисе экономики, для решения проблем занятости в Беларуси  не годятся. Выход из кризиса – путь быстрой трансформации экономической системы и модернизации  производственного аппарата. В силу специфики этих параллельных процессов  в Беларуси  можно ожидать сохранения высокой явной безработицы,  что потребует неординарных мер защиты социально уязвимых слоев населения. Таким образом, положение дел на рынке труда необходимо рассматривать как сложную систему, состояние которой улучшается или ухудшается от степени её изученности и управляющих воздействий на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

     Тема  безработицы не теряет актуальности в настоящее время. Основные причины  её были выделены сначала классиками, затем марксистами, после кейнсианцами, современные ученые также продолжают выделять все новые и новые  причины, которые возникают в  связи с изменением как условий жизни, так и условий труда.

       В теоретических исследованиях  авторы выделяют большое количество  видов безработицы, которые объединяются  экономистами в три основных  типа: фрикционная, структурная,  циклическая. Современные авторы  добавляют к этому списку скрытую, женскую безработицу, молодежную безработицу, искусственно низкую и другие.

     Безработица явление мировое. Число безработных  постоянно растет и достигло более 190 млн. человек на конец 2006 года. В  экономически развитых странах уровень  безработицы составляет 7,5-9%, в то время как в слаборазвитых странах Африки достигает 60%. Также достаточно большое количество людей занятых в экономике (большинство рабочих из стран Азии и Африки) получают менее 2 у.е. в день.

     Однако  экономисты считают, что безработица может носить как положительный, так и отрицательный характер. Безработица наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения безработицы (особенно застойной) или сокращения ее уровня.

     Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

     Для Беларуси характерен такой вид безработицы, как скрытая. Число незарегистрированных безработных намного больше числа  официально регистрируемых. Также много людей занято в теневом секторе экономики, что негативно сказывается на экономике (они скрывают свои доходы и объемы произведенного товара, что ведет к уменьшению доходов государства и к спаду в экономике).

    Поэтому государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. Государство должно создавать новые рабочие места и способствовать развитию малого и среднего бизнеса, что позволит не только сократить уровень безработицы и увеличить занятость, а и повысит денежные поступления в казну государства. Нужно разработать законодательные основы и принимать меры по учёту скрытой безработицы и борьбой с нею.

    Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  безработицы как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

     Исходя  из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики.  
 
 
 

Список  использованных источников.

1. Беларусь  и страны мира (статистический справочник) Мн. 2006 г. Министерство статистики и анализа РБ; Председатель редакц. Коллегии В.И. Зиновский.

2. Белорусский  экономический журнал, №3 2000 год.

3. Белорусский  экономический журнал, №4 2001 год.

4. Белорусский  экономический журнал, №3 2007 год.

5. Боровик  В.С., Ермакова Е.Е., Похвощев В.А.  Занятость населения: учебное  пособие, серия «Учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

6. Борисова Н. Рынок труда Беларуси.//Белорусский банковский бюллетень.-2002.-№30.

 7. Ванкевич Е.В.//Белорусский экономический журнал, 2001 год, №4.

8. Кузьмин  С.А.//Проблемы прогнозирования, 2004 г.  №3.

9. Пилуй  М.//Белорусский банковский бюллетень  2003 год, №25.

10. Пилуй  М.П.//Экономический бюллетень, 2007 год,  №5.

11. Под  редакцией проф. В.С. Буланова и проф. Н.А. Волгина//Рынок труда. Учебник.//.-М.: «Экзамен», 2000 г.

12. Под  ред. Проф. П.Э. Шлендера.//Рынок  труда: Учебное пособие - М.: вузовский  учебник, 2004 г.

13. Проблемы  макроэкономического регулирования  / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. – Мн.: Право и экономика. 2005 г.

14. Рынок труда в странах СНГ//Вопросы статистики, 2006 г. №2.

15. Человек  и труд, 2004г, №8.

16. Экономический  бюллетень, 2007 год, №5.

17. Закон «О занятости населения Республики Беларусь»// http://www.levonevski.net /pravo/temy/tema17/glav/docm0121.html

Информация о работе Безработица и ее виды. Особенности безработицы в Республике Беларусь