Безработица в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Именно поэтому целью данной курсовой работы является – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.
Для рассмотрения данной проблематики мне необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятия занятость и безработица;
проанализировать безработицу и современное состояние российского рынка труда в целом по России;
провести исследования основных возможностей обеспечения занятости населения в нашей стране.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты функционирования безработицы в макроэкономике 5
1.1 Понятие и сущность безработицы и занятости 5
1.2 Причины безработицы, ее виды и измерение 12
2 Современные проблемы занятости и безработица на российском рынке труда 21
2.1 Анализ российского рынка труда 21
2.2 Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 27
Заключение 36
Литература 38
Приложение 1 39
Приложение 2 41
Приложение 3 42

Работа содержит 1 файл

Курсовая целая.docx

— 105.13 Кб (Скачать)

     По  сведениям обследованных организаций, было принято на работу 2,7% списочной  численности работников, выбыло по различным причинам 2,8% списочной  численности работников (в феврале 2010г. соответственно 2,5% и 2,3%).

     Рис.3

     

     В общей численности принятых работников доля приема на дополнительно введенные рабочие места составила 12,6%, в том числе в организациях обрабатывающих производств - 20,4%. Существенно ниже этот показатель в организациях транспорта и связи - 6,2%, оптовой и розничной торговли - 5,0%.

     В марте 2010г. в организациях обследованных  видов экономической деятельности 172,7 тыс.человек выполняли работы временного характера и общественные работы в связи с финансированием  мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в  том числе 149,3 тыс.человек работали на условиях внутреннего совместительства (0,9% списочной численности работников). Из числа работников, выполнявших  работы временного характера и общественные работы на условиях внутреннего совместительства, 85,5% приходилось на организации обрабатывающих производств.

     По  сведениям обследованных организаций, на конец марта 2010г. численность  работников, которых требуется принять  на вакантные рабочие места, составила 1,6% от списочной численности работников. По видам экономической деятельности этот показатель колеблется от 0,9% - в организациях обрабатывающих производств до 2,3-2,4% - в организациях оптовой и розничной торговли, транспорта и связи, финансовой деятельности. (см. Приложение 3)

      В общей численности выбывших работников 65,2% составляют уволившиеся по собственному желанию (что на 0,3 процентного пункта меньше, чем в феврале 2010г.), 7,6% - по соглашению сторон (на 0,4 процентного  пункта больше), 4,6% - в связи с сокращением  численности (на 0,9 процентного пункта меньше).

      Наиболее  высокий удельный вес уволенных  по собственному желанию среди выбывших работников в марте 2010г. отмечается в организациях оптовой и розничной  торговли (86,9%). Самая высокая доля уволенных по взаимному согласию работодателей и работников - в  организациях финансовой деятельности (10,0%), по производству и распределению  электроэнергии, газа и воды (13,4%).

      Доля  работников, выбывших в связи с  сокращением численности, колеблется от 1,0% в организациях оптовой и  розничной торговли до 6,6% - в организациях финансовой деятельности. Из числа работников, выбывших в связи с массовым увольнением, 69,3% приходится на организации обрабатывающих производств.

     Неполная  занятость. В марте 2010г. 1,8% списочной численности работников обследуемых организаций работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя, и 1,9% - по соглашению между работником и работодателем (в феврале 2010г. - 2,0% и 2,1% соответственно). Доля работников, находившихся в простое по вине работодателя и по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в марте 2010г. составила 1,0% списочной численности работников (в феврале 2010г. - 1,1%).

      В марте 2010г. доля работников, находившихся в отпусках без сохранения заработной платы по письменному заявлению  работника, составила 3,8% списочной  численности работников (в феврале 2010г. - 3,7%).

      Средний возраст безработных в марте 2010г. составил 35,1 года.

      Молодежь  до 25 лет составляет среди безработных 26,6%, лица в возрасте 50 лет и стар-ше - 17,3%.

      Средняя продолжительность поиска работы безработными в марте 2010г. составила у женщин 7,8 месяца, у мужчин - 7,3 месяца.

     Забастовки. В I квартале 2010г. забастовки не были зафиксированы (в 2009г. была зафиксирована одна забастовка).

     Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью  населения  в трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и  ее регионам. Оно касается профессионального  состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

    1. Пути  регулирования безработицы  и занятости в  РФ
 

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства  людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую  травму. Поэтому неудивительно, что  проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

     В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое  понятие, как полная занятость. До недавнего  времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение  понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие  места. В новых экономических  условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы  формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться  своими способностями к труду  и регулируемый сбалансированностью  спроса и предложения рабочей  силы. В отличие от командного распределения  и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право  граждан на труд и повышает его  экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно  избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда  спрос на рабочую силу совпадает  с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет  нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. 

    Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий  и производств, предстоящая структурная  перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

     Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой  цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем  трудовой активности населения при  низких уровне жизни и эффективности  труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью  инфраструктуры рынка труда.

     С одной стороны, в ходе радикальных  экономических преобразований  в  России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о  которых часто предупреждала  пресса, пока не наблюдается. Официальная  безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного  населения.

     С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер.

       Речь идет об увеличении скрытой  безработицы, о росте доли лиц,  обращающихся в службу занятости,  среди всех лиц, испытывающих  трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников  учебных заведений среди всей  безработной молодежи.

     Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой  оцениваются в 10-15 млн. человек.

     На  сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме  действия Закона о занятости, впервые  с 20-х годов узаконившего безработицу  в России.

     Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения  и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

     Для ее выполнения разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные  и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного  территориального подчинения в решении  конкретных задач.

     В рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и  государства на рынке труда: не государство  выявляет неработающих, а незанятый  гражданин сам обращается за помощью  к государству, а именно в Государственную  службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого  момента у государства наступает  обязанность в течение 10 календарных  дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода  предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное  пособие.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации  их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой  занятости бесплатно. 

     Мне представляется, что Правительственная  программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную  политику занятости.

     Согласно  российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и  свободно избранной  занятости путем  обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания  массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной  службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально  приемлемых пределах. Реализации этого  принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим  потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

     Так, в московском регионе крупном  промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства  двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в  целом, так и по отраслям экономики  не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства  сохранить предприятия  текстильной  промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки  не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий  использует рабочую силу со стороны и расположено  в районах, примыкающих  к Центральному административному округу. Между  тем земля в столице все  время дорожает. Нужно ли сохранять  такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия  зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном  регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.

Информация о работе Безработица в РФ