Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Содержание

1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться  на  Поволжский,

Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические   районы,  и

без того  характеризующиеся  излишками  трудовых  ресурсов  и  относительно

низким уровнем занятости населения.

Целесообразно шире привлекать средства фонда  занятости  для  создания

новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы  занятости

от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:

инвестирование и выдачу кредитов непосредственно  товаропроизводителям   на

договорных началах под  гарантии  сохранения,  создания  дополнительных  или

новых рабочих мест;

инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих  по

договорам профессиональную подготовку и переподготовку  безработных  граждан

с последующим их обязательным трудоустройством;

финансирование и кредитование  безработных  граждан,  изъявляющих   желание

заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в законодательной  и  хозяйственной практике  слабо

учитываются  территориальные  особенности  формирования   и   использования

трудовых  ресурсов.  В  относительно  трудонедостаточных   районах   России

(включая Нечерноземную  зону,  Крайний  Север,  Сибирь  и  Дальний  Восток)

основное внимание должно быть уделено созданию  необходимых  экономических,

организационных и правовых предпосылок для привлечения  инвестиций  (в  том

числе зарубежных)  с  целью  реконструкции,   модернизации  и  технического

перевооружения действующих производств,  более  эффективного  использования

основных производственных  фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли

малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве  и  сельском

хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с  тяжелыми  и

вредными условиями труда.

В то  же  время  в  трудоизбыточных  районах  страны  для  обеспечения

занятости  населения  следует  открывать  (в  первую  очередь  в   сельской

местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и  производства

по переработке и  хранению  сельскохозяйственной  продукции,   изготовлению

строительных материалов и товаров народного потребления  из местного  сырья

и  отходов  производства,  а  также   предприятия   и   организации   сферы

обслуживания.

На ситуацию на региональных рынках  труда  большое  влияние  оказывает

отраслевая структура производства.  В  частности,  анализ  отчетных  данных

показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например,  в

добывающих отраслях  промышленности),  количество  свободных  (  вакантных)

рабочих мест незначительно. В то же время, например,  в машиностроении, где

уровень средней заработной платы в  начале  1997  г.  составлял  всего  72%

средней  зарплаты  по  промышленности   в   целом,   количество   свободных

(вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно

43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

При разработке прогноза социально-экономического  развития  России  на

1998 г. особое внимание  уделялось  выравниванию  уровня  заработной  платы

работников материального производства и отраслей непроизводственной  сферы.

Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в

1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты  для  сферы

обслуживания  населения.  В  частности,   в   непроизводственных   отраслях

предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г.

до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь  возрастет

по сравнению с 1996 г.  в  2,1  раза.  Последнее  обстоятельство  позволяет

несколько сократить разрыв в оплате  труда  работников  производственных  и

непроизводственных отраслей.

Касаясь вопросов взаимодействия  федеральных  и  региональных  органов

исполнительной власти при  формировании методов  регулирования   занятости

населения, следует  подчеркнуть  актуальность  разработки  сбалансированной

системы механизмов регулирования рынков труда,  элементы  которой  были  бы

достаточно  эффективны  как  на  федеральном,  так  и   на   отраслевом   и

региональном  уровнях,  обеспечивая   решение   не   только   краткосрочных

(оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года)  и  долгосрочных  (на  5-10

лет)   задач.   Указанные   меры   должны   предусматривать    не    только

административное,  но  и  косвенное  экономическое  влияние   на   процессы

занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер  носит  та

или   иная    проблема    занятости    (например,    внутрипроизводственное

перераспределение работников в целях снижения общих  объемов  высвобождения

кадров),  тем  выше  вероятность  использования  прямого  административного

воздействия.

В  то  же  время  для  решения  долгосрочных   стратегических   задач,

связанных,  в   частности,   с   формированием   оптимальной   региональной

производственной специализации  на  тех  или  иных  территориях,  требуется

глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как  местного,  так  и

внешнего капитала, основанная на  реализации  комплекса  в  первую  очередь

финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

Одновременно с  учетом  близости  объекта  управления  при  одинаковом

характере  решаемых  задач  в  области  занятости  населения  доля   прямого

административного регулирования на региональном и отраслевом  уровнях  будет

существенно выше, чем на федеральном. Этому,  в  частности,  способствуют  и

принимаемые директивные решения,  связанные,   например,  с  предоставлением

права региональным органам исполнительной   власти  устанавливать  предельно

допустимый  уровень  безработицы,   сдерживать  высвобождено  работников   с

предприятий и организаций и т.д.

Такие  же  сложные  комплексные  проблемы,  как  формирование   единых

общероссийских  рынков  капитала,   товаров   и   труда,   обеспечение   их

оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой  финансово-

кредитной,  налоговой,  антимонопольной  и  внешнеэкономической   политики,

решение   методологических   вопросов   приватизации   и    акционирования,

разрабатываются  на  федеральном  уровне  и  уже   потом   адаптируются   к

специфическим отраслевым и региональным условиям.

Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России  в  1998  г.,

показывает, что ее реализация будет  оказывать  противоречивое  влияние  на

занятость населения.  С  одной  стороны,  прекращение  покрытия  бюджетного

дефицита за счет кредитов Центрального банка,  последовательное  сокращение

нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций  и  льгот,  в

том числе аграрному  сектору  и  угольной  промышленности,  может  ускорить

высвобождение  работников  из  различных  секторов  экономики,  что  усилит

социальную напряженность в отдельных регионах  страны.  С  другой  стороны,

проведение налоговой реформы, связанное с  облегчением  налогового  бремени

для  предприятий  и  организаций,  во  многом  будет  способствовать  более

интенсивному формированию их  финансовых  накоплений,  которые  могут  быть

использованы    для   инвестиций   в   производство,   его   расширение   и

реконструкцию, создание новых рабочих мест.

Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в

том, что старые производственные структуры, не способные  адаптироваться  к

изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние  кризиса

и в первую очередь обусловливают глубину спада  производства.  Рассчитывать

на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и  вывести  страну

из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в  них  пока

не  компенсируется  его  ростом  на  новых  или   реорганизованных,   более

эффективных и конкурентоспособных  предприятиях. Частный капитал продолжает

концентрироваться  в торговле и финансовом секторе,  считая  инвестирование

промышленности  пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

Особую   актуальность   приобретают   в   настоящее   время    вопросы

совершенствования государственной статистики в области занятости  населения,

Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости