Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Содержание

1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

доминировало сокращение спроса на труд, что привело к сокращению количества

свободных рабочих мест и снижению оттока из рядов безработных.

Еще одна особенность рынка труда  в  России.  отражающаяся  в  высоком

уровне оттока безработных - высокий уровень найма.  На  протяжении  1995  и

1996 г. в течение квартала примерно 5% рабочей силы  меняло  место  работы.

Значительную  долю  этого  потока  составляли  прямые,  минуя  безработицу,

переходы  с  одного  места  работы  на  другое.  Эта  активность   касалась

безработных в наименьшей степени, и, следовательно, безработица в России  в

целом на самом деле может быть охарактеризована  как  застойная.  Изменения

зарегистрированной безработицы следует объяснять динамикой  притока,  а  не

оттока. Это не удивительно, если исходить из того,  что  переходный  период

представляет собой сильнейший шок совокупного спроса, на который  экономика

не  может  ответить  лишь  мелкими  «переделками»  и  естественным  сбросом

излишков. Удивительно то, почему  все-таки  уровень  притока  столь  низок,

учитывая масштабы этих потрясений.

Вот уже более полугода официальный уровень  безработицы  и  количество

официально зарегистрированных безработных составляют  3,4%  и  2,5-2,6  млн.

человек соответственно. Безусловно, меры,  принимаемые  Федеральной  службой

занятости  РФ  по  смягчению  напряженности  на  рынке  труда,   сдерживанию

массового  высвобождения,    особенно   на   градообразующих   предприятиях,

несколько стабилизировали ситуацию. Однако приведенные  цифры  характеризуют

лишь уровень официальной безработицы. Если же учесть около 2  млн.  человек,

находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполный рабочий день  (их

нельзя отнести напрямую к безработным, но  они  по  тем  или  иным  причинам

могут ими стать), то на конец января 1997 года 9,5%  экономически  активного

населения (6,9 млн. человек) испытывало проблемы, связанные с занятостью.

Сегодня  на  одну  вакансию  в  среднем  по   России   претендуют   10

безработных. Это наиболее точно характеризует  ситуацию  в  экономике  и  на

рынке труда. Дело даже не в том,  что  люди  оказываются  без  работы,  а  в

практическом  отсутствии  шансов  себя  реализовать. Вакансии  же  начинают

появляться с оживлением производства и сферы услуг, т.е. с  созданием  новых

рабочих  мест.  Особенно  тяжелая  ситуация  складывается  в  моногородах  и

закрытых территориальных административных формированиях, где  в  отличие  от

больших городов у  людей  нет  выбора  места  работы  (на  весь  город  одно

предприятие  или  шахта),  нет  возможности  заняться  своим   делом   (даже

торговлей), потому что у потенциальных покупателей - таких же безработных  -

нет денег. 

Предпосылки создания службы занятости населения 

Основная задача проводимой высшими органами власти  России  социальной

политики - максимальное поддержание уровня жизни населения  и  усиление  мер

по социальной защите граждан,  остающихся  без  работы.  Для  ее  выполнения

разработана  Государственная  программа  занятости  населения,   в   которой

предусмотрены организационные и экономические меры по  управлению  трудовыми

ресурсами, отражена политика на  рынке  труда  за  очередной  год,  намечены

совместные   действия   структур   государственного    управления    разного

территориального подчинения в решении конкретных задач.

В рамках этой программы в 1991 году  и  была  создана  Государственная

служба занятости населения, функции и сферы деятельности которой  мы  сейчас

и рассмотрим. 

В  экономической  и  хозяйственной  практике  нашей   страны   вопросы

управления  трудовыми  ресурсами  в  различных   формах   решались   всегда.

Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой  системы

распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись:

распределение выпускников средних специальных и высших учебных  заведений;

организованный набор рабочих;

сельскохозяйственное переселение семей;

общественные призывы;

самостоятельный прием предприятием работника;

деятельность органов трудоустройства населения. 

Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей  силы

себя изжили, другие - трансформировались  и  передали  свои  функции  службе

занятости населения.

Система органов  трудоустройства  населения  начала  формироваться  во

второй половине 1960-х годов.  Экономическая  потребность  в  создании  этой

службы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие  традиционные  формы

комплектования  важнейших  хозяйственных  объектов  кадрами, как  оргнабор,

переселение и общественные призывы, были  ориентированы  на  территориальные

перемещения   трудовых   ресурсов,   а   проблема   комплектования   кадрами

предприятия отдельного города жителями того города  осталась  без  внимания.

Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском  работы,  а

также  нерациональные  перемещения  рабочей  силы,  связанные  с  текучестью

кадров. Население города не имело информации о предложении  рабочих  мест  в

городе.   Всеми   этими   проблемами   и   должна   была   заняться   служба

трудоустройства.

Сначала  подразделения  службы  назывались  "Бюро  по  трудоустройству

населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались  тем,

что выявляли потребность предприятий  в  кадрах,  публиковали  объявления  в

местной печати и  давали  направления  на  предприятия  для  трудоустройства

обратившихся  к  ним   гражданам.   Такая   служба   носила,   в   основном,

информационный  характер.  Направления  граждан  на  предприятия  не  всегда

заканчивались трудоустройством - предприятие не  обязано  было  это  делать.

Сами  предприятия  предоставляли  в  службу  далеко  не  полные  сведения  о

свободных  местах  -  в  основном  это  были  места  для  работников  низшей

квалификации, с  тяжелыми  и  вредными  условиями  труда.  Поэтому  возникла

потребность  преобразовать   службу   организованного   трудоустройства   из

информационной  в  орган   распределения   трудовых   ресурсов.   При   этом

значительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а  ее

подразделения получили название "Государственное бюро по  трудоустройству  и

информации населения" (ГБТИН). Однако  служба  не  смогла  так  организовать

свою работу, чтобы и предприятия, и  трудящиеся  были  заинтересованы  в  ее

услугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным.

Следующим шагом на пути  преобразования  службы  трудоустройства  было

создание на базе  существующих  ГБТИН  центров  (бюро)  по  трудоустройству,

переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено  в  1988  году.

Центры создавались как  хозрасчетные  региональные  организации,  работающие

под руководством  местных  Советом  народных  депутатов  по  договорам  и  в

сотрудничестве  с  предприятиями  и  учреждениями.  Они  занимались   учетом

движения трудоспособного населения, созданием банков данных  о  потребностях

и  источников  рабочей  силы,   информированием   населения   о   вакансиях,

проведением работы по трудоустройству незанятого населения,  комплектованием

необходимыми   кадрами    предприятий,    профориентационной    работой    и

консультацией  всех  групп  населения  по  подбору  и  перемене   профессии,

организации переобучения и повышения квалификации работников.  При  создании

системы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации  населения

значительно  расширились  функции  и  задачи   существующей   ранее   службы

трудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то,  что  на  смену

относительно    разрозненным    ГБТИН    должна    была     быть     создана

общегосударственная система трудоустройства,  охватывающая  уровни,  начиная

от союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая  городским.

Именно эта  общегосударственная  система  трудоустройства  явилась  реальным

предшественником современной государственной службы занятости населения.

Однако на современном этапе  для  преодоления  упрощенного  подхода  к

решению проблем занятости,  осуществления  глубокого  анализа  тенденций  на

рынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных  масштабов  безработицы  и

ее социально-политических последствий необходимы новые структуры  управления

Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости