Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная
политика в сфере занятости и трудовых отношений.

Содержание

1. Введение 2
2. Формы безработицы и их специфика 5
3. Причины безработицы в переходной экономике
8
4. Проблемы занятости населения России на современном этапе
11
5. Предпосылки создания службы занятости населения
17
6. Государственная служба занятости населения и ее функции
19
7. Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест
22
8. Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица в России и задачи Государственной службы занятости.doc

— 377.00 Кб (Скачать)

оказалось на практике  делом  далеко  не  простым   и  не  быстрым.  Поэтому

неудивительно, что на сегодня  безработица  приняла  наиболее  острые  формы

именно в районах концентрации  военных заводов. 

Проблемы занятости населения России на современном этапе 

Процесс  реформирования  экономики  России  показал,  что  наряду   со

свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-

техническим прогрессом  и  снижением  безработицы,  характером,   условиями

труда и его оплатой, существуют  чисто  российские  проблемы,  связанные  с

высоким уровнем трудовой активности населения при  низких  уровне  жизни  и

эффективности    труда,    с    недостаточной     территориально-отраслевой

мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям  системой

подготовки и  переподготовки  кадров,  неразвитостью  инфраструктуры  рынка

труда.

С одной стороны, в ходе радикальных  экономических  преобразований   в

России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере  занятости,  о

которых  часто  предупреждала  пресса,  пока  не  наблюдается.  Официальная

безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее  уровень  не

превышает 4% экономически активного населения.

С  другой  стороны,  многие  проблемы  занятости   приняли   глубинный

характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о  росте  доли  лиц,

обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих  трудности  с

поиском работы (до 30%), о повышении  доли  выпускников  учебных  заведений

среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами  развивается

занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются  в  10-15  млн.

человек.

Следует отметить регрессивный характер изменения отраслевой  структуры

занятости. Этому, в  частности,  способствует  политика  в  области  оплаты

труда, при которой зарплата в отраслях ТЭК растет  гораздо более  высокими

темпами, чем в других сферах экономики. Например, если в  1990  г.  уровень

зарплаты  работников  нефтедобывающей   промышленности   опережал   уровень

зарплаты в целом по всем отраслям в 1,7 раза, то в 1995  г.  -  уже  в  2,7

раза. В то же  время  в  машиностроении  наблюдалась  обратная  тенденция:

уровень зарплаты в 1990 г. примерно равнялся средней зарплате  по  отраслям

экономики, а в 1995  г.  он  составлял  уже  80%  от  средней  зарплаты  по

народному хозяйству.

На 1 ноября 1996 г. государственной службой занятости зарегистрировано

2,5 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них  2,2  млн.  человек

имеют статус безработных и около 2,0 млн. человек получают  соответствующие

пособия. Надо сказать, что указанные величины  отражают  лишь  потоки  лиц,

обращающихся за помощью в службу  занятости.  Значительные  же  контингенты

экономически активного населения  самостоятельно  ищут  работу.  По  данным

выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в  2  раза

больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве,  составляет

сейчас примерно 5 млн. человек (7% экономически активного населения).

Если к лицам, уже фактически оказавшимся "на улице", добавить примерно

4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных  отпусках,  работающих   не  по

своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной

напряженности  в  обществе,  связанные  с  занятостью  населения,  довольно

внушительны. Свыше 12% экономически  активного населения, а с учетом  того,

что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн.  жителей

(почти 20% населения страны) испытывают психологическую и  профессиональную

ущербность, но самое главное - существенные материальные затруднения,  что,

как правило, отбрасывает их за черту бедности. 

В  России  величина  совокупной  безработицы  определяется  исходя  из

количества   граждан,  ищущих  работу  и   зарегистрированных   в   качестве

безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно,  из  числа  безработных

исключаются те, кто не имеет  работу,  ищет  ее,  но  при  этом  в  качестве

безработного не зарегистрирован.  Поскольку официальные данные о  количестве

безработных  основаны  на  ежемесячной  отчетности  ЦЗ,   занижение   уровня

безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации,  но

и с присвоением статуса безработного.

Реальный недоучет и, недооценка  российской  безработицы  заложены   в

самом механизме действия Закона о занятости, принятого в 1991 г.  и  впервые

с 20-х годов узаконившего безработицу в России.  Можно  назвать  по  крайней

мере восемь причин нежелания людей,  потерявших  работу,  обращаться  в  ЦЗ,

вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

1. На протяжении более 70 лет  безработица  рассматривалась  как  незаконное

явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих

пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной  степени  относится

как  к  тем,  кто  теряет  работу  и  до  последнего   момента   пытается

трудоустроиться собственными  силами, так и к тем, кто  нанимает  рабочую

силу через ЦЗ.

2. В настоящее время в России существует около 2500  бирж  труда,  что  явно

недостаточно для такой огромной страны. Население плохо  информировано  о

территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ  от

ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до

ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.

3. Закон  о  занятости  включает  положение  о  том,  что  граждане  России,

получающие  выходное пособие от  предприятия  (организации)  ,  не  могут

претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа

потерявших работу и получивших выходное пособие  как  минимум  в  течение

двух месяцев не видя смысла  обращаться  в  ЦЗ,  то  есть  немалая  часть

краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных. 

4.  Предполагается,  что  предприятие,  высвобождающее  работников,   должно

информировать их о необходимости регистрации  в  районном  ЦЗ.  Однако  у

предприятий  нет ни стимулов,  ни  обязанностей  выполнять  эту  функцию.

Более того предприятие, сокращающее занятых,  скорее  всего  находится  в

трудном материальном  положении, и для  него  выгоднее  не  информировать

работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное

пособие за третий месяц.

5. Возможности ЦЗ по трудоустройству  безработных  ограничены.  Обследование

промышленных предприятий, проведенное  в  июле  1993  г.,  показало,  что

подавляющее большинство руководителей  не  прибегают  к  услугам  ЦЗ  при

поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда. 

6. Вероятность получения пособия  по  безработице  для  обратившегося  в  ЦЗ

невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.

7.  Переподготовка  безработных   через   ЦЗ   осуществляется   недостаточно

эффективно.

8. В последние  годы  увеличилось  число  работников,  которые  находятся  в

административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно  таким  способом

администрация предприятий "сохраняет"  численность  рабочего  коллектива,

занижая  тем самым среднюю заработную  плату  по  предприятию  и  избегая

повышенного  налогообложения фонда оплаты труда. 

В соответствии с российским законодательством пособие  по  безработице

составляет в первые три месяца 75% средней заработной  платы  на  последнем

месте работы, в течение следующих трех месяцев - 60, а в оставшиеся полгода

- 45%, но не ниже  установленного  минимума  заработной  платы  и  не  выше

средней заработной платы в регионе.

В декабре 1993 г. среднее пособие  по  безработице  было  эквивалентно

1,1 минимума заработной платы и составляло 38%  прожиточного   минимума.  В

декабре 1994 г. размер средних выплат на одного безработного (они  включают

пособие по  безработице,  единовременные   выплаты  материальной  помощи  и

пособия на иждивенцев) увеличился  до 2,3 минимальной заработной платы,  но

снизился до 36% прожиточного минимума. В 1995 г. средние выплаты на  одного

безработного составили 96 тыс. руб. по сравнению с 48,1 тыс. руб. в декабре

1994 г., или 2,2 минимальной заработной платы (30% прожиточного минимума) . 

В среднем за  1995  г.  пособия  выплачивались  половине  безработных,

имеющих право на получение пособия. Остальные либо не  имели   такого  права

Информация о работе Безработица в России и задачи Государственной службы занятости