Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
расходная части 10
1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
1.4. Налоги, их виды и функции 21
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
бюджета 23
2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
на современном этапе развития 30
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 30
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
сбалансированности бюджета 33
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 37
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая! Экономическая теория.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

    - образование и подготовку профессиональных  кадров;

    - культуру и искусство;

    - науку;

    - здравоохранение;

    - физкультуру и спорт;

    - социальные программы.

    В расходы на экономическое развитие входят расходы на:

    - содержание, поддержку и расширение  государственного сектора экономики,  а также субсидии и дотации  убыточным предприятиям;

    - государственные инвестиции на  безвозмездной основе в системы  государственной инфраструктуры (жилищная, социальная сферы);

    - внешнеэкономическую деятельность;

    - обслуживание государственного  долга;

    - прочие расходы экономического  характера. [3, с.46-50]

    Одной из основных статей расходов является бюджетное финансирование. Бюджетное  финансирование – представляет собой обеспечение государством денежными средствами учреждений и организаций, действующих, как правило, в непроизводственной сфере. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами.

    Смета устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета.

    Для всех бюджетных организаций финансирование производится по трём крупным статьям: заработная плата, текущие расходы  и капитальный ремонт. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и изменению не подлежат.

    В Законе о бюджете отражаются также  такие расходы как: финансовая помощь бюджетам других уровней, в том числе  депрессивным регионам; расходы на возмещение ущерба, причиненного гражданам  незаконными действиями органов дознания, суда и др., а также оплату труда адвокатов.

    Согласно  ст. 81 БК в расходной части бюджетов бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти. Размер таких фондов устанавливается законами о соответствующих бюджетах и не может превышать 3% утвержденного объема расходов. Средства резервных фондов направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

    Кроме резервного фонда правительства  федеральным бюджетом предусматривается  создание и резервного фонда Президента РФ в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства данного фонда также расходуются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов (ст. 82 БК).

1.3. Профицит и дефицит бюджета

    Очень важным моментом в бюджетном процессе является сбалансированность бюджета.

    Сбалансированность  бюджета – соотношение между доходной и расходной его частями, разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета.

    Сальдо  баланса бюджета может быть положительное, нулевое или отрицательное. [6, с.47-49]

    Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. (Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит 
государственного бюджета)

    Положительное сальдо бюджета – это профицит бюджета. Профицит бюджета – это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы. [4, c.128-130]

    Согласно  гл.1 ст.6, профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

      (1),  где

     BS – бюджетный избыток

       t– налоговая ставка

     Y – выпуск (производство, доход)

      G – государственные закупки

     TR – трансфертные платежи

       Из этой формулы видно, что  увеличение государственных расходов  сокращает бюджетный избыток на сумму расходов, но оно часто компенсирует это сокращение ростом налогов, которое вытекает из увеличения в доходах, вызванного увеличением в совокупном спросе.

     Хотя  вполне вероятно, что увеличение налоговой  ставки, сохраняющей государственные  расходы на постоянном уровне, может увеличить бюджетный избыток, возможно, что конечный результат  будет гораздо меньшим, чем первоначально запланированный, потому что увеличение налоговой ставки ведет к снижению уровня доходов.

     Профицит  бюджета при допущении полной занятости – это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости. Формула для избытка бюджета при допущении полной занятости имеет следующий вид:

      , где

     BS* - это избыток бюджета в условиях полной занятости

     Y* - доход при полной занятости

     Разница между фактическим бюджетным  профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет  собой налог. Разница указывает  на присутствие экономического спада. [8, c. 103-104]

     Если  производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

     Отрицательное сальдо бюджета – это бюджетный дефицит.

     Дефицит бюджета – эта сумма, на которую  в данном году расходы бюджета  превосходят его доходы. Бюджетный  дефицит отражает определенные изменения  в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

     Согласно гл.1 ст.6, дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. [1, cт.6, гл.1]

     Бюджетный дефицит является результатом:

    • ошибок в процессе бюджетного планирования;
    • низкой дисциплины исполнения бюджета;
    • развития инфляционных процессов;
    • необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;
    • дополнительных затрат в условии отсутствия специального финансового резерва.

     Различают следующие виды бюджетного дефицита:

    • циклический дефицит бюджета;
    • структурный дефицит бюджета;
    • операционный дефицит бюджета;
    • первичный дефицит бюджета;
    • квазифискальный дефицит бюджета.

     Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики, т.е. прогрессивная система налогооблажения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях.

     Структурный дефицит  (излишек) государственного бюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Такой дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

     Операционный  дефицит – общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

     Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит – существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый  дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства. [8, c. 136-140]

     Бюджетный дефицит оказывает воздействие  на денежно-кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии  бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшими являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.

     Сокращение  расходной части бюджета связано  с урезанием или отказом от государственных социальных программ (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение), экономией средств, расходуемых на содержание государственного аппарата, армии и т.д. (5, с.639) 
 

1.4. Налоги, их виды и функции

    Государство признано вносить в экономику  стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Частично они могут быть найдены за счет ценных источников, например доходов государственных предприятий. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является не государственное, а частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и  граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     Налоги  выступают одним из важнейших элементов государственного регулирования экономики, являясь одновременно составной частью финансово-экономической системы воздействия на экономику.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.  (1, ст.8, гл.1)

    В современных условиях налоги выполняют  две основные функции: фискальную и экономическую.

    Фискальная  функция - основная, характерная для  всех государств. С её помощью создаются  государственные денежные фонды  и материальные условия для функционирования государства.

    Экономическая функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных  отношений оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства с участниками производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику, на все стадии воспроизводственного процесса.

    Современная налоговая система включает различные  виды налогов. Основную их группу составляют прямые и косвенные налоги.

    Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход или имущество.

    Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения. [7, c. 39-42]

    В зависимости от органа, который взимает  налог и распоряжается его  суммой, различают государственные  и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях