Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
расходная части 10
1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
1.4. Налоги, их виды и функции 21
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
бюджета 23
2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
на современном этапе развития 30
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 30
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
сбалансированности бюджета 33
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 37
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая! Экономическая теория.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

    Перемены  в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п.

    Ограниченность  бюджетных ресурсов субъектов РФ влияет на проводимую социально-экономическую политику. В условиях ограниченности бюджетных средств и в рамках реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ особую актуальность приобретает эффективность бюджета, в том числе планирования доходов бюджета. [13, c.21-22]

    Основу  методологии планирования доходов  бюджета составляют общий и специфический, в частности экономический, законы воспроизводства общественного  продукта. Методология планирования формируется исходя из логики, методов  и принципов, взаимосвязанных между собой и вытекающих друг из друга. К основным принципам бюджетного планирования относятся: непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод, системность планирования доходов, единство правового регулирования, принцип выделения ведущего звена, принцип научности, маржинальности, программный метод и др.

    Принцип непрерывности для общественного  хозяйства имеет исключительное значение, поскольку его применение снижает неопределенность и риски  деятельности всех субъектов экономической  системы. Балансовый метод означает сопоставимость доходной и расходной частей бюджета на основе принципа двойного счета. Принцип системности планирования налоговых доходов опирается на принцип единства бюджетной системы, который, в частности, означает единый порядок формирования доходов и необходимость координировать, т.е. контролировать разработку планов по горизонтали и по вертикали бюджетной системы. Реализация принципа научности опирается на научные подходы и методы определения плановых показателей доходов, в частности, налоговых (которые составляют основную долю доходов бюджета), формирования которых происходят под определяющим воздействием фактора внешней среды. Задача реализации принципа маржинальности в планировании вытекают из определения предельных величин, рассчитываемых показателей. В зависимости от целей планирования возможно разнообразное сочетание этих принципов. [14, c.91-94]

    В России в последнее время всё  большее развитие  получает программный  метод планирования доходов бюджета. Сущность программного метода состоит в отборе целей социально-экономического, научно-технического, инфраструктурного развития и разработке комплекса взаимосвязанных мероприятий, позволяющих их достичь. Таким образом, финансирование из бюджета идет на конкретную программу. В частности, в России это федеральные целевые программы (ФЦП) «Образование», «Здравоохранение»; в настоящее время в связи с проведением Зимних Олимпийских игр 2014г. в г.Сочи разработана и уже вступила в стадию реализации ФЦП «Юг России».

    От  точности используемых на стадии планирования прогнозов в значительной мере зависит качество бюджетной политики. Например, завышение ожидаемых доходов бюджета ведет к несоответствию между обязательствами государства и возможностями их исполнения. Тогда государство оказывается перед неприятным выбором – увеличить заимствования или отказаться от выполнения законодательно установленных обязательств. При этом в обоих случаях существует риск нарушения макроэкономической стабильности. Занижение же бюджетных доходов приводит к неполному использованию ресурсов государства либо требует корректировки бюджета в ходе его исполнения, что создает опасность принятия менее проработанных решений, т.е. в конечном счете снижения эффективности его расходов. [15, c.5-6]

    Макроэкономическая  политика государства выступает как основа формирования бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РФ, составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития и сводного финансового баланса. Составление проекта бюджета базируется также на Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики. Основной критерий качества прогноза бюджета – его точность.

    Проекты федерального бюджета на 2007г. и финансового  плана на 2006-2008гг., а также прогноз социально-экономического развития РФ на 2006-2008гг. и 2008-2010гг. в целом продолжает экономическую и денежно-финансовую политику, проводимую Правительством РФ в прошлые годы. Вместе с тем есть ряд новых позитивных черт, главными из которых являются следующие:

    1. Tак начиная с 2008 г. федеральный бюджет будет составной частью перспективного финансового плана, сформированного натри года, какого происходит во многих развитых странах. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами. Впервые вводится разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений по повышению заработной платы работникам бюджетной сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности. Впервые основой формирования бюджета станут четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти. Это и есть суть новых подходов в управлении общественными финансами, переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результаты (или в традиционной отечественной интерпретации - программно-целевому бюджетированию), основой которого является соотнесение финансовых ресурсов (расходов бюджета) и результатов деятельности государства.

    2. Проекты федерального бюджета и финансового плана разработаны с учетом существенного повышения цепы отсечения (т.е. базовой цены на нефть марки "Юралс") до 27 долл. /бар. и цены, заложенной в бюджет, до 40 долл./бар. Это позволило существенно увеличить доходы бюджета и его расходы в 2006-2008гг. При этом важно, что начиная с 2006 г. разработчики федерального бюджет отказались от весьма спорной линии на обязательное снижение соотношения непроцентных расходов к ВВП. Будучи новым элементом денежно-финансовой политики государства, такой подход должен сыграть позитивную роль при формировании ориентиров для инвесторов рынка. Вместе с тем предусмотренное увеличение доходной и расходной частей бюджета и их соотношения с ВВП может считаться действительно позитивным, если оно сопровождается ускорением экономического роста. В прогнозе на 2006-2008гг. этого нет, что порождает определенные сомнения в эффективности использования бюджетных средств в рассматриваемой перспективе.

    3. В проекте федерального бюджета предусмотрен рост расходов на здравоохранение в 1,8 раза и на сферу жилищно-коммуналъного хозяйства - в 
3 раза. Это значительно выше, чем темпы роста всех непроцентных расходов. Однако вызывает сомнение тот факт, что темпы прироста расходов по ряду 
других социальных отраслей весьма скромные: по образованию – 30%, культуре - 8%. Столь резкие перекосы могут вызывать диспропорции в развитии 
всего социального комплекса. 

    Бесспорно, бюджет должен базироваться на четкой и достоверной расчетной основе, каковой являются прогнозные параметры. Однако прогнозные расчеты должны иметь обоснованную и прозрачную методику их проведения, начиная с формирования исходных данных. Следует сказать, что, по мнению многих аналитиков и экспертов, государственный бюджет России с каждым днем все больше теряет характер документа, базирующегося на доброкачественной расчетной основе, так как при era разработке довольно часто используются условные параметры, принятые без какого-либо аналитического и расчетного обоснования.

    В результате государственный бюджет во все большей мере становится финансовым документом, базирующимся не на экономических расчетах, а на базовых цифрах, являющихся результатом политической договоренности между отдельными ведомствами (МЭРТ, Минфин, Госдума и др.), а вернее, между их руководителями. [19, c.301-303] 

    2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип сбалансированности бюджета

    Ст. 33 БК РФ устанавливает, что принцип  сбалансированности бюджета означает соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Таким образом, в основе реализации принципа сбалансированности бюджета лежит взаимодействие основных параметров бюджета – доходов и расходов.

    Ключевой  является расходная часть бюджета, ведь именно через расходы реализуются политические и экономические цели государства. Рассматривая итоги реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений, можно сказать, что по вопросам эффективного использования бюджетных средств уделяется недостаточно внимания. Низкий уровень социального обеспечения, недостаточное финансирование здравоохранения, образования, правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования – все это следствие неэффективной государственной политики в сфере бюджетных расходов. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод об отсутствии четко сформулированных принципов расходования бюджетных средств.

    Само  понятие эффективности использования  бюджетных средств не регламентировано бюджетным законодательством, оно лишь упоминается в БК РФ среди принципов бюджетной системы.

    Желая максимально сбалансировать бюджет, законодатель должен стремиться к тому, чтобы найти способы и механизмы, с помощью которых можно осуществлять эффективное правовое регулирование бюджетной сферы. В процессе реализации государством своих функций немаловажное значение приобретают качество и эффективность планирования и осуществления расходов бюджета. (19, c.304-305 )

    Важным  аспектом рассмотрения проблемы бюджетного планирования является вопрос о приоритетности расходов бюджета, который сочетает в себе две тенденции:

    1) наличие традиционных, давно устоявшихся расходов (например, численность учащихся, пенсионеров, больных и др.);

    2) появление новых объектов финансировании, ранее неизвестных или на достижение которых ранее не было ресурсов. (17, c.70-74)

    Наличие двух разных слагаемых в общем объеме финансирования расходов бюджета предполагает обязательное ежегодное обсуждение именно новых предложений по использованию государственного финансового фонда. С цельно достижения эффективности бюджетных расходов, их оптимизации на федеральном уровне с 2004 г внедрен самый важный элемент финансово-правового регулировании – бюджетирование по результата. Бюджетирование по результатам представляет собой процесс подготовки, организации и контроля бюджета в целях разработки и принятия оптимальных решений. В рамках данной процедуры заслушиваются доклады субъектов бюджетного планирования об основных направлениях их деятельности и ожидаемых результатах, что позволяет повысить результативность бюджетных расходов, сделать планируемые показатели более обоснованными. (Клишина статья 2).

   Очевидна  прямая зависимость сбалансированного бюджета от эффективности экономического планировании расходов бюджета. Так, планируемый профицит, ставший характерным явлением для экономики нашей страны, характеризуется превышением доходов над расходами бюджета и возникает следующий образом:

    • запланированная сумма доходов превышает сумму расходов, но при этом расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;
    • запланированная сумма доходов превышает сумму расходов, но расходы занижены относительно необходимого уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития

   Первая  модель возникновение бюджетного профицита характеризует фазу экономического подъема. Рассматривая итоги экономической и бюджетной политики за последние несколько лег, можно сделать вывод, что для нашей страны характерен профицит второго типа. Планируемый профицит является инструментом проведения политики, создающей видимость экономического подъема. В результате наблюдается недофинансирование многих направлений расходов, что может привести к значительным издержкам социально-экономического развития страны.

   Таким образом, можно сделать вывод: бюджетные  средства используются недостаточно эффективно, все еще распространена практика нецелевого использования бюджетных  средств. В этом направлении необходим  комплексный подход, требующий не только финансово-правового регулирования, но и совершенствования других отраслей законодательства. Бюджетные расходы не решают многих социальных проблем, не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.  [16, c.20-22]

2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность

           бюджетов

    Структура доходов и расходов бюджета любого уровня, с точки зрения математических отношений, интересна для исследования. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

    Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Через параметры центрального бюджета государства регулируются темпы преобразований, в том числе, во взаимоотношениях с территориями. Можно согласиться с профессором Родионовой В.М. в том, что бюджетный федерализм и демократизм, занимая ключевое положение в вопросах построения бюджетной системы, вместе с тем относятся к числу наименее разработанных в теоретическом плане. В настоящее время сохраняется острая необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов из-за крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разнообразных факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; разнообразия структуры расходов и целого ряда других причин. Поэтому структуру доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ необходимо анализировать с тесной увязке с проблемами межбюджетных отношений, устойчивости каждого бюджета, перераспределения компетенции органов власти по финансированию расходов. Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета (таблица 1).  
 

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях