Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
расходная части 10
1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
1.4. Налоги, их виды и функции 21
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
бюджета 23
2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
на современном этапе развития 30
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 30
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
сбалансированности бюджета 33
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 37
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая! Экономическая теория.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

Таблица 1

Поступление доходов в бюджетную систему  РФ, включая государственные внебюджетные фонды за 2007-2008 гг 

Поступление администрируемых ФНС  России доходов в  бюджетную систему  Российской Федерации, включая государственные  внебюджетные фонды   
за январь-ноябрь 2007-2008 гг.
      млрд. рублей
  январь-ноябрь 
2007 года
январь-ноябрь 
2008 года
в процентах  к 2007 году
Всего поступило в бюджетную систему  РФ 7 802,8 9 278,4 118,9
в том числе:      
Налоги  и сборы в консолидированный  бюджет РФ (вкл. ЕСН) 6 673,5 7 869,2 117,9
Государственные внебюджетные фонды 1 129,2 1 409,2 124,8
Налоги  и сборы - всего (вкл. ЕСН) 6 673,5 7 869,2 117,9
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) 3 397,2 3 866,6 113,8
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 3 276,4 4 002,6 122,2
из  них:      
Налог на прибыль организаций 2 015,7 2 348,1 116,5
в федеральный бюджет 589,0 708,0 120,2
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 1 426,7 1 640,1 115,0
Налог на доходы физических лиц      
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 1 083,8 1 450,5 133,8
Единый  социальный налог в федеральный  бюджет 353,2 448,7 127,0
Налог на добавленную стоимость      
на  товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации*) 1 282,1 986,8 77,0
на  товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь 31,0 37,4 120,7
Акцизы 264,2 287,1 108,7
в федеральный бюджет 99,5 114,5 115,1
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 164,7 172,7 104,8
Налоги  и сборы и регулярные платежи  за пользование природными ресурсами  1 102,3 1 662,3 150,8
в федеральный бюджет 1 032,9 1 563,0 151,3
в консолидированные бюджеты субъектов РФ 69,5 99,3 143,0
в том числе:      
налог на добычу полезных ископаемых 1 067,3 1 629,7 152,7
в федеральный бюджет 1 000,7 1 532,0 153,1
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 66,6 97,7 146,8
из  него нефть: 952,6 1 504,2 157,9
в федеральный бюджет 904,9 1 429,0 157,9
в консолидированные бюджеты субъектов  РФ 47,6 75,2 157,9
Государственные внебюджетные фонды - всего 1 129,2 1 409,2 124,8
в том числе:      
Страховые взносы, зачисляемые в Пенсионный фонд (ПФР) 890,7 1 115,3 125,2
Фонд социального страхования (ФСС) (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования) 57,5 67,7 117,7
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) 63,3 79,8 126,0
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) 117,7 146,5 124,5
*) темп роста НДС в сопоставимых  условиях - 119%      

    [20]

    В настоящее время по инициативе Министра финансов РФ А. Кудрина в научных  экономических кругах начала активно  обсуждаться перспективная модель государственного бюджета, доходная часть которого формируется без учета доходов от нефтегазового сектора. Частично она сейчас реализуется на основе инструментов Стабилизационного фонда (с использованием указанной законодателем «цены отсечения» на нефть, сверх которой доходы бюджета перечисляются в этот фонд) . В случае полного внедрения в российскую практику данной модели правительство РФ при формировании расходной части бюджета будет исходить уже из новых, более жестких бюджетных ограничений.

    Бюджетная классификация, по определению, призвана систематизировать бюджетные расходы  и доходы по тем или иным признакам. Это позволяет сравнивать параметры  бюджетов за различные годы (предыдущих и будущих периодов) для адекватного  анализа и прогнозирования расходов бюджета с необходимой степенью детализации. Вместе с тем очевидно, что и новая бюджетная классификация будет меняться; это ограничит возможности аналитической и экспертной работы при оценке расходов бюджета.

    Законопроектом  предусматривается установление четких требований к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства. Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований.

Основные  параметры бюджетной системы Российской Федерации

(млрд. рублей)

Показатель Плановый  период
2006 год  2007 год 2008 год
Доходы 5 046,14 5 828,48 6 587,44
Расходы - всего 4 270,11 4 892,38 5 621,62
в том  числе межбюджетные трансферты 1 431,83 1 497,81** 1 788,44**
из  них:        
бюджетам  других уровней 529,36 462,85** 481,92**
государственным внебюджетным фондам 902,47 1 034,96 1 306,52
Профицит (+), дефицит (-) 776,03 936,10 965,82
Стабилизационный  фонд Российской Федерации        
Средства  на начало года 1 237,03 2 099,21 3 067,04
Поступления 903,03 967,83 993,39
Использование (включая досрочное погашение  внешнего долга Российской Федерации) 40,85 - -
Средства  на конец года 2 099,21 3 067,04 4 060,43
Пенсионный  фонд Российской Федерации        
Доходы  без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 632,34 741,72 777,95
Доходы  с учетом межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета 1 463,25 1 733,03 2 038,43
Расходы 1 483,09 1 741,33 2 012,11
Профицит (+), дефицит (-) -19,84*** -8,30*** 26,32
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования        
Доходы  без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 56,29 65,82 74,87
Доходы  с учетом межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета 113,38 104,02**** 115,24****
Расходы - всего 113,34 104,02**** 115,24****
в том  числе межбюджетные трансферты территориальным  фондам обязательного медицинского страхования  95,29 103,44**** 114,63****
Профицит (+), дефицит (-) 0,04 0,00 0,00
Фонд  социального страхования Российской Федерации       
Доходы без межбюджетных трансфертов из федерального бюджета 192,57 201,27 231,59
Доходы  с учетом межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета 207,04 206,72**** 237,26****
Расходы 212,99 206,41**** 225,11****
Профицит (+), дефицит (-) -5,95*** 0,31 12,15
Государственный долг Российской Федерации      
На  начало года - всего 3 104,11 3 366,34***** 3 307,06
в том  числе:      
внешний 2 228,68 2 217,60***** 1 945,90
внутренний  875,43 1 148,74 1 361,16
На  конец года - всего 3 413,86 3 307,06 3 439,97
в том  числе:         
внешний 2 265,12 1 945,90 1 812,10
внутренний  1 148,74 1 361,16 1 627,87
Справочно:        
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации  и территориальные государственные  внебюджетные фонды         
Доходы  без межбюджетных трансфертов 2 760,60 3 144,34 3 516,98
Доходы  с учетом межбюджетных трансфертов 3 385,25 3 710,63** 4 113,53**
Расходы 3 306,90 3 707,61 4 106,11
Профицит (+), дефицит (-) 78,35 3,02 7,42
Итого по бюджетной системе Российской Федерации        
Доходы 8 687,94 9 981,63 11 188,83
То  же в процентах к внутреннему  валовому продукту 35,64 34,18 33,82
Расходы 7 859,31 9 050,50 10 177,12
То  же в процентах к внутреннему  валовому продукту 32,24 30,99 30,77
Баланс 828,63 931,13 1 011,71
 

  
     
** Без учета распределения расходов инвестиционного характера в 2007 - 2008 годах.  
     *** Дефицит бюджета покрывается за счет остатков на начало планового периода (года).  
     **** Без учета средств федерального бюджета, направляемых на лекарственное обеспечение и санаторно-   курортное обслуживание отдельных категорий граждан, учитываемых в 2007 - 2008 годах в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации.  
     ***** Объем с учетом курса рубля к доллару США, ожидаемого на конец 2006 года.

    В итоге доходы федерального бюджета 2007 года увеличились на 270,7 млрд. рублей и составили 5 трлн. 360,4 млрд. рублей. Расходы бюджета 2007 года увеличились на 37,6 млрд. рублей и составили 4 трлн. 696,2 млрд. рублей. Таким образом, профицит вырос с 431,1 млрд. рублей до 664,2 млрд. рублей.

    Доходы  федерального бюджета 2008 года возросли на 362 млрд. рублей и составили 6 трлн. 142,9 млрд. рублей. Расходы при этом возросли на 171 млрд. рублей - до 5 трлн. 481,9 млрд. рублей. Профицит вырос с 470 млрд. рублей до 661 млрд. рублей. [18, c.59-65] 

    2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета

    Налоги  являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

    Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2008 г., сумма налоговых поступлений составляет 71,4% общих доходов бюджета. Соответственно, неналоговые доходы в составе доходных источников занимают невысокий удельный вес — 28,6%.

    Наряду с указанной фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование. Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей. [13, c.28-30] 

    Основными налоговыми поступлениями  являются следующие:

    1) подоходные налоги, налоги на  прибыль и на увеличение рыночной  стоимости капитала. В эту группу  налогов включаются налоги, взимаемые  с чистого дохода отдельных  лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

    2) отчисления работодателей и работников  в государственные социальные  фонды - пенсионный, социального  страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

    Обязательность  обусловлена тем, что в противном  случае значительное число людей  может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.

    Включение этих отчислений в схему обусловлено  необходимостью получения консолидированных  данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

    3) налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда (кроме  отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые  сборы с граждан и предприятий  на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

    4) налоги на собственность. В  эту группу входят налоги на  имущество юридических и физических  лиц, имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения,  земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

    5) внутренние налоги на товары  и услуги. К ним относятся налог  на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных  дорог, на приобретение транспортных  средств, содержание жилищного  фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками. Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю - налог с продаж;

    6) налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы  являются импортные и экспортные  пошлины;

    7) прочие налоги, сборы и пошлины.

    Наиболее  значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог  на добавленную стоимость, налог  с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. 
 
 

Поступление налогов, сборов и  иных обязательных платежей  
в консолидированный бюджет Российской Федерации  
по видам

млрд.рублей

  2008г. В % к  
2007г.
консолиди- 
рованный бюджет
в том числе консолиди- 
рованный бюджет
в том числе
феде-ральный  бюджет консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации феде- 
ральный бюджет
консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации
Всего 7948,9 3571,9 4377,0 114,3 106,9 121,2
в том  числе: 
налог на прибыль организаций
2513,0 761,1 1751,9 115,7 118,7 114,4
налог на доходы физических лиц 1665,6 - 1665,6 131,6 - 131,6
налог на добавленную стоимость на  
товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации
998,4 998,4 - 71,8 71,8 -
акцизы  по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации
314,7 125,2 189,4 108,6 115,1 104,6
налоги  на имущество 493,4 - 493,4 120,0 - 120,0
налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами
1742,6 1637,5 105,1 141,1 141,5 135,2
из  них налог на добычу полезных  
ископаемых
1708,0 1604,7 103,4 142,6 142,9 138,8
поступления в счет погашения  
задолженности по перерасчетам по  
отмененным налогам, сборам и иным  
обязательным платежам
3,8 0,9 2,9 19,0 22,3 18,2
прочие 217,4 48,8 168,6 127,4 119,6 129,9

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях