Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:44, курсовая работа

Описание работы

Бюджет играет важную роль в политике страны в целом, обеспечивая финансовое исполнение государством своих функций, поддерживая стабильность в стране и целостность федеративного государства.
Макроэкономические показатели, используемые в работе, отображают состояние бюджета Российской Федерации в современных условиях.

Содержание

Введение 4
1. Бюджет как основной элемент финансовой системы
Налоговая политика государства и методы её осуществления 6
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и
расходная части 10
1.3. Профицит и дефицит бюджета 17
1.4. Налоги, их виды и функции 21
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного
бюджета 23
2. Основные направления бюджетно-налоговой политики РФ
на современном этапе развития 30
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 30
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип
сбалансированности бюджета 33
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность
бюджетов 37
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 43
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Работа содержит 1 файл

Курсовая! Экономическая теория.doc

— 340.00 Кб (Скачать)

    Налоги  по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

    В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. 
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги. [11, c. 56-58]
 

1.5. Понятие фискальной политики, её цели и инструменты. Мультипликатор сбалансированного бюджета

    Бюджетно-налоговая  политика — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

    Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

    Фискальная  политика  может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией. [14, c. 36-38]

    Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности.

       Фискальная  политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

       Если  в стране имеется бюджетный дефицит, правительство вынуждено искать пути, чтобы покрыть существующее превышение уровня своих расходов над величиной бюджетных поступлений. В большинстве случаев оно делает это, занимая средства у населения, продавая государственные облигации (внутренние займы). Облигация представляет собой обязательство выплатить её владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег. Постоянно прибегая к подобным займам, правительство накапливает свой долг перед населением. Долг правительства населению страны называется государственным долгом. [11, c.70-72]

       Ещё одним способом пополнить государственный  бюджет является увеличение налогового бремени.

       Внося изменения в налоговую систему, государство осуществляет налоговую  политику. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическими устоями общества, состоянием экономики и государственных финансов.

       Выделяют  два типа налоговой политики: политика максимальных налогов и политика экономического развития. Политика максимальных налогов проявляется в ужесточении налогового бремени. В данном случае увеличивается количество налогов, налоговые ставки по основным налогам, сокращается количество налоговых льгот и т.д. Как правило, политика максимальных налогов проводится, когда государственный бюджет долгое время находится в дефиците. Сразу следует отметить, что положительный эффект такой политики кратковременный. В первые года два казна действительно получает дополнительные налоговые  доходы, однако затем происходит обратный процесс. Сильный налоговый гнёт ведёт к сокращению и спроса и предложения, что может обернуться экономическим спадом, а в некоторых случаях и кризисом. Действие налоговой политики на экономику в 60-е гг. ХХ в. хорошо описали в своей теории представители «экономики предложения» через так называемую кривую Лаффера (рис. 2).

         

                                     Рисунок 2. Кривая Лаффера. 

       По  их мнению, если ставки налога изначально низкие, то дальнейшее их увеличение принесёт дополнительные доходы бюджету. Максимума  они достигают в точке i при налоговой ставке r. Дальнейшее увеличение налоговых ставок приводит к сокращению доходов. Происходит это из-за того, что высокое налоговое бремя сокращает платежеспособный спрос населения на товары и услуги и вынуждает производителей выводить свои капиталы из легальной экономики и искать пути уклонения от налогообложения. В результате чего налогооблагаемая база в целом сокращается. Поэтому, по мнению последователей А.Лаффера, если правительство ставит целью увеличить объем выпуска и добиться экономического роста, оно должно снижать налоговое бремя, т.е.  проводить политику экономического развития. [14, c.61-65]

       Многовековая  практика построения налоговых систем в странах с развитой рыночной экономикой выработала определенные показатели, за пределами которых невозможна эффективная предпринимательская  деятельность. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым, инвестиций в экономику. Если же ставки налогов и их число достигают такого уровня, что у налогоплательщика изымается более 40-50% его доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к предпринимательской инициативе и расширению производства.

       Политика  экономического развития полностью противоположна политике максимальных налогов. Соответственно и меры, проводимые в ходе её реализации полностью противоположны описанным выше. Политика экономического развития в области налогообложения заключается прежде всего в сокращении налогового давления на экономику. В ходе её реализации осуществляется уменьшение количества налогов, налоговых ставок, увеличение налоговых льгот и т.д. Но при всех своих положительных моментах данная политика имеет один существенный недостаток. Как правило, в начальный период она сопровождается сокращением социальных программ. Происходит это потому, что в отличие от политики максимальных налогов, эффект от осуществления данной политики наступает только в долгом периоде, т.е. через несколько лет. В коротком же периоде ( в первые 2-3 года) казна сталкивается с существенными налоговыми недопоступлениями, т.е. налоговые доходы бюджета сокращаются. И если у государства нет иных значительных поступлений (например доходов от экспортных операций), то правительство сталкивается с необходимостью  в дальнейшем сокращать определенные статьи расходов. Наиболее безболезненным, как показал опыт западных стран (Америки и Англии в 80-е гг.), является сокращение социальных расходов. Но это лишь кратковременный шаг, поскольку в дальнейшем предполагается, что из-за роста экономики и соответственно доходной части бюджета всё встанет на свои места. [14, c. 78-79]

       Если  говорить о России, то с начала и  до конца 90-х гг., т.е. во время формирования современной налоговой системы, в нашей стране проводилась политика максимальных налогов, что привело к жесточайшему экономическому кризису и необходимости реформировать налоговое законодательство. Поэтому, с конца 90-х гг. и по сегодняшнее время  в РФ официально проводится либеральная налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени на экономику. Начало этому положило вступление в силу с 1.01. 99 г. первой части Налогового кодекса, а с 1.01. 2001 г. и второй его части, которая до сих пор находится в стадии формирования.

       Результат проводимой политики уже дал свои положительные результаты. По оценкам  специалистов инвестиции в российскую экономику стали расти, причём как внутренние, так и внешние.

    Налоги  и государственные расходы предполагают друг друга. Каждый является экономическим  рычагом, воздействующим на рост валового национального продукта. Но действие этих рычагов противоположно, поэтому эффекты их одновременного использования могут взаимопогашаться.  Рост налогов подавляет динамику ВНП, а увеличение государственных закупок, создавая дополнительный спрос, может вести к увеличению предложения товаров, т. е. к росту ВНП. Если степень воздействия указанных рычагов одна и та же, то эффекты  их применения будут бесполезными. [10, c. 96-99]                                

    Для эффективного использования налогов  и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,— налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов.

    Бюджет  называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода (формула 1) и изменение автономных налогов приводит к изменению дохода(формула 2), поэтому общее изменение Y произойдет под суммарным воздействием этих двух эффектов (формула 3):

       формула 1

       формула 2

         формула 3

где Y, YG, YT – доходы;

      G – изменение государственных закупок;

     ∆Т – изменение налогов;

      mpc - предельная склонность к потреблению;

Следовательно, .

А поскольку  бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:

  Т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.

  Таким образом, если государственные закупки  и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов. 

   Цели бюджетно-налоговой политики.

   

    Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

    Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

    Фискальная  политика как способ  финансового  регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.

    Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально. [7, c. 103-105] 
 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ РФ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Технология формирования бюджета на современном этапе 

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях