Эффективность организационных систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение проблем эффективности организационных систем предприятия. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты эффективности организационных систем.
2. Рассмотреть подходы к оценке эффективности организационной системы управления.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты эффективности организационных систем
1.1 Понятие и основные характеристики организационных систем
1.2 Виды организационных систем
2. Подходы к оценке эффективности организационной системы управления
2.1 Показатели эффективности организационных систем управления
2.2 Определение проблем эффективности организационных систем
3. Анализ эффективности организационных систем на примере ООО «Дорспецстрой»
3.1 Общая характеристика предприятия
3.2 Оценка эффективности системы управления организацией
3.3 Решение проблем эффективности организационных систем ООО «Дорспецстрой»
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

эффективнгость орг.систем 3.docx

— 390.16 Кб (Скачать)

     4. Кибернетические и идеологические  системы. Кибернетические, имеющие  внешнюю цель развития, целенаправленное  поведение. Идеологические, имеющие внутреннюю цель развития.

       Кроме этого в различных научных  дисциплинах, в теории организации  используется следующая классификация организационных систем:

     1. Любую организацию можно разделить  на формальную и неформальную  системы.

     Формальная  система характеризует официальный  статус элементов организации, их жесткое закрепление в иерархии реализации управленческих решений и соответствует формальной структуре организации.

       Неформальные системы основываются  на прямых информационных контактах, а также на интересах и желаниях членов организации. В любой организации можно выделить конечное число формальных систем и бесконечное, постоянно меняющееся, число неформальных систем. Неформальные отношения могут как повышать эффективность системы, так и уменьшать.

     2. Жесткие и мягкие системы.

     3. Вертикальные и горизонтальны  системы

     Таким образом в основе всех видов классификаций  лежат характер и направленность организационных отношений, складывающихся в процессе производства, труда, социальной деятельности работников. Цель классификации - ограничить выбор подходов к отображению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного подхода, что должно привести к улучшению управляемости заданной системы. 
 
 
 
 

 

     

     2. Подходы к оценке эффективности организационной системы управления

     2.1. Показатели эффективности организационных систем управления 

     Эффективность процесса - степень его приспособленности к достижению цели. Принято различать эффективность процесса, реализуемого системой, и качество системы. Эффективность проявляется только при функционировании и зависит от свойств самой системы, способа ее применения и от воздействий внешней среды.

     Критерии  эффективности организационных  структур управления увязывают наиболее важные параметры системы и позволяют  системно представить модель ее эффективности  для организации работ по контролю и координации. Проблема заключается  в том, как свести множество различных  частных показателей к единому измерителю.

     Поиск резервов повышения эффективности  организационной структуры управления, необходимость разработки путей  ее реформирования требуют:

  • выделения критериев ее эффективности;
  • формирования на основе каждого критерия совокупности показателей, необходимых для оценки оргструктуры;
  • структурирования системы частных показателей, что позволяет проводить системный анализ с учетом взаимосвязи по уровням иерархии.

     Достижение  главной цели системы через взаимодействие, элементов для получения интегрального  общего эффекта требует синтеза, взаимосвязанной по уровням иерархии информации, что предполагает определение интегрального показателя через систему частных показателей. Иерархизация системы показателей, отвечающей многоуровневому дереву целей системы, является логическим завершением процесса построения дерева показателей эффективности организационной структуры управления. Дерево показателей эффективности организационной структуры управления в формализованном виде отражает все основные стороны и связи функционирования и развития организации, т.е. ее концептуальную модель. Такой подход значительно упрощает итеративный процесс сопоставления концептуальной модели с ее фактическим состоянием, что позволяет использовать ее в практической деятельности. Показатели, сгруппированные по блокам и уровням, дают системное представление об объекте, создавая информационную модель действительного и будущего состояния производственной организации.

     Предлагаемая  методика оценки эффективности организационной  структуры управления предприятием помогает определить интегральный показатель через структуру частных показателей [14, c 320]. Такой показатель должен отвечать следующим требованиям:

  • способствовать повышению эффективности системы управления и предприятия в целом;
  • обеспечивать методическую основу для развития и совершенствования организационной структуры управления;
  • учитывать и измерять проявление всех видов экономических эффектов, из которых складывается потенциал предприятия;
  • максимально использовать такие показатели, которые применяются в практике планирования;
  • служить реальным инструментом для прогнозирования эффективности организационной структуры управления.

     Обязательным  условием использования данной методики является создание на предприятии современной  системы управления финансами, основанной на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов.

     Таким образом, эффективность организационных  структур управления может быть определена как функция от таких параметров формальной модели, как:

  • степень рациональности структуризации целостной системы на элементы, характеризующаяся показателем Ксс;
  • степень рациональности структуры отношений между элементами, характеризующаяся показателем Ксв;
  • степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся показателем Кмц;
  • степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся показателем Кму.

     Таким образом:

     ,                                                            (2.1)

     где: Ксс — показатель эффективности состава системы; Ксв, — показатель эффективности структуры связей; Кмц — показатель эффективности механизма целеполагания; Кму — показатель эффективности механизма управления.

     По  сути, эти показатели в совокупности и определяют адаптивные возможности производственной организации с учетом ее потенциала [2, с.102].

     В приложении 1 изображено дерево показателей эффективности организационной структуры. 

     2.2. Определение проблем эффективности организационных систем 

     Для оценки эффективности управленияважное значение имеет определение соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, содержательной полноте и целостности процессов управления, соответствии численности и состава работников объему и сложности работ, полноте обеспечения производственно-технологических процессов требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учетом их номенклатуры, мощности и быстродействия.

     Важными требованиями, которые должны быть реализованы при формировании системы показателей оценки эффективности организационной структуры, являются обеспечение структурно-иерархического соответствия показателей системе целей организации, способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления и ее организационной структуры допускается использование не связанных в единую систему частных показателей. Основное требование к их выбору — максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

     Эффективность управления — это:

     - характеристика степени управляемости организации, скорости и формы ее реагирования на принимаемые менеджером управленческие решения;

     - степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных результатов.

     Эффективность управления обусловлена [13, c.77]:

     - управленческим потенциалом менеджмента (профессиональными и личными характеристиками менеджеров);

     - организационной структурой управления;

     - схемами функционирующих в организации коммуникативных процессов;

     - стилем руководства организацией;

     - технологией управления (совокупность функций, методов и форм управленческого воздействия);

     - организационной культурой;

     - социально-психологическими факторами.

     Основные  подходы к оценке эффективности  менеджмента [21, c.321]:

     1. Экономические — предполагают  соотношение результатов хозяйственной деятельности организации и затрат ресурсов на управление (например, полученной прибыли и затрат на управление).

     2. Социальные — ориентируют на  учет социальных результатов  управленческой деятельности (например, морально-психологический климат, сплоченность трудового коллектива, ритмичность в работе, отсутствие деструктивных конфликтов и др.).

     Степень совершенства оргструктур проявляется в четкости системы управления организацией и высоких конечных результатах ее деятельности. Оценка эффективности управления может быть произведена по уровню реализации заданий, надежности и организованности системы управления, скорости и оптимальности принимаемых управленческих решений.

     В конечном счете вся работа по проектированию структуры управления сводится к выработке направлений по совершенствованию действующей организационной структуры, повышению эффективности работы аппарата управления.

     Отдельные параметры эффективности оргструктуры можно определить, использовав ряд коэффициентов:

     1) коэффициент звенности: Кзв=Пзв.ф/Пзв.о            (2.3),

     где Пзв.ф - количество звеньев существующей оргструктуры;

     Пзв.о - оптимальное количество звеньев  оргструктуры;

     2)  коэффициент территориальной концентрации: Кт.к=Ппр.ф/П  (2.4),

     где Ппр.ф - количество организаций данного  типа, функционирующих в регионе деятельности нашей организации;

     П - площадь региона, на которой функционируют все организации данного типа;

     3) коэффициент эффективности организационной  структуры управления:

     Кэ=Рп/Зу                                     (2.5),

     где Рп - конечный результат (эффект), полученный от функционирования оргструктуры управления;

     Зу - затраты на управление (фонд заработной платы АУП, расходы на содержание помещений, на приобретение и ремонт средств, прием и передачу управленческой информации и др.).

     Следует иметь в виду, что поиск взаимосвязей организационной структуры управления с результатами управленческой деятельности весьма затруднен.

     В преобладающем большинстве случаев состояние и эффективность оргструктуры оценивают через показатели, характеризующие деятельность управляемого объекта.

     Эффективность управления Эу выражают, как правило, показателем, представляющим собой отношение экономичности управления Эс к эффективности производства Эп. Эс исчисляется делением затрат на управление Ау на совокупную стоимость основных и оборотных фондов Д и выражается в затратах на управление на единицу стоимости фондов. Эп определяется делением объема условно чистой продукции (Вч.п) на численность промышленно-производственного персонала Ст и выражается в количестве произведенной продукции на человека:

     Эу= Эс/Эп = (Ау/Д)/(Вч.п/ Ст)                                                  (2.6)

     В конечном итоге вся работа по проектированию оргструктур управления сводится к выработке направлений по ее совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельности организации.

 

     

     3. Анализ эффективности  организационной  системы на примере  ООО «Дорспецстрой»

     3.1 Общая характеристика деятельности предприятия 

     Объектом  исследования в данной курсовой работе является организация ООО «Дорспецстрой», которая функционирует в сфере обслуживания и строительства. Строительный комплекс и жилищно-коммунальная сфера РФ включают более 270 тыс. предприятий, которые обеспечивают строительство и техническое перевооружение предприятий и объектов всех отраслей и сфер Российской экономики, эксплуатацию ЖКХ. В этих отраслях занято более 7 млн. человек. В течение последних лет отрасль строительства и ЖКХ в стране продолжает развиваться.

Информация о работе Эффективность организационных систем