Экономическая эффективность деятельности ЗАО «Заречье», на примере МПЦ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта заключается в том, чтобы на основании изучения социально-экономической сущности деятельности мясоперерабатывающих предприятий, теоретических аспектов их функционирования, обосновать перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности конкретного предприятия мясоперерабатывающей отрасли и рынка мясопродуктов Кировской области и России, в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Теоретические аспекты экономической эффективности
производства мясопродуктов…………………………………………...5
Рынок мяса и мясных продуктов России: состояние,
проблемы развития…………………………………………………....5
Показатели экономической эффективности деятельности
предприятия и пути ее повышения…………………………………..10
Меры государства, направленные на повышение деятельности
мясной отрасли………………………………………………………...11
Краткая организационно-экономическая характеристика
ЗАО «Заречье»…………………………………………………………...16
2.1. Организационные основы и специализация предприятия……16
2.2. Обеспеченность ресурсами, уровень их использования
и результаты деятельности…………………………………………...21
Экономическая эффективность производства колбасы на ЗАО
«Заречье»………………………………………………………………….25
Объемы производства продукции мясоперерабатывающим
цехом……………………………………………………………………26
3.2. Трудовые ресурсы и производительность труда………………28
3.3. Издержки производства и себестоимость продукции МПЦ…..30
3.4. Основные конкуренты ЗАО «Заречье»………………………….36
Выводы и предложения…………………………………………………..39
Список используемой литературы………………………………………41
Приложения……………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по МПЦ ЗАО Заречье - копия.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
 

Филиал  ГОУ ВПО Волго-Вятская академия государственной

службы  в г. Кирове

  
 
 
 

Курсовая  работа

по экономике организаций  

На тему: “Экономическая эффективность деятельности ЗАО «Заречье», на примере МПЦ” 
 
 
 

                                                   Выполнила: студентка 2 курса

                                                             специальности «Финансы и кредит»,

                                                    группа ФК-2-СП Овсянникова

                                 Оксана Васильевна. 
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2010

 

 

          Содержание 

                                                                                                     с.

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Теоретические аспекты экономической эффективности

производства  мясопродуктов…………………………………………...5

    1. Рынок мяса и мясных продуктов России: состояние,

    проблемы развития…………………………………………………....5

    1. Показатели экономической эффективности деятельности

    предприятия и пути ее повышения…………………………………..10

    1. Меры государства, направленные на повышение деятельности

    мясной отрасли………………………………………………………...11

  1. Краткая организационно-экономическая характеристика

ЗАО «Заречье»…………………………………………………………...16

     2.1. Организационные основы и специализация предприятия……16

     2.2. Обеспеченность ресурсами, уровень  их использования

     и результаты деятельности…………………………………………...21

  1. Экономическая эффективность производства колбасы на ЗАО

«Заречье»………………………………………………………………….25

    1. Объемы производства продукции мясоперерабатывающим

     цехом……………………………………………………………………26

     3.2. Трудовые ресурсы и производительность  труда………………28

     3.3. Издержки производства и себестоимость  продукции МПЦ…..30

     3.4. Основные конкуренты ЗАО «Заречье»………………………….36

Выводы  и предложения…………………………………………………..39

Список  используемой литературы………………………………………41

Приложения………………………………………………………………..42

       

 

          Введение 

      Потребитель становится все более могущественной силой на отечественном рынке. Особенно это заметили производители продуктов питания, которые вынуждены работать в условиях жесточайшей конкуренции. Именно потребитель диктует правила на рынке, определяя ассортимент и цены. Между тем он еще не достаточно опытен, смутно ориентируется в непривычном разнообразии сортов и видов, не имеет ясно выраженных предпочтений.

      В частности, это ярко проявляется  на рынке колбасных изделий, который  является очень динамичным. Для него характерен более высокий уровень  конкуренции, чем для других продовольственных  рынков. Велико присутствие малых частных производств, но при этом известные торговые марки и фирмы практически отсутствуют.

      Производители колбасных изделий вынуждены  работать в условиях, связанных с  постоянным риском. С одной стороны, рынок колбасных изделий очень  зависим от предложения мясного сырья, а ситуация с ним при общем тяжелом положении дел в отечественном сельском хозяйстве продолжает оставаться нестабильной. С другой стороны, особенности колбасы как скоропортящегося продукта накладывают определенный отпечаток на характер ее реализации и условия потребления. Ее сбыт территориально ограничен местом производства и регионами, к нему прилегающими.

      В каждом регионе есть свои один-два  лидера, крупные мясокомбинаты, которые  определяют политику на местном рынке  колбасных изделий. Они лучше знают потребительские предпочтения своего региона, а главное, пользуются большим доверием у населения, для которого после скандалов с зараженным импортным мясом местное сырье и производственная база стали показателями качества колбас.

      Колбасу можно считать своеобразным барометром благополучия населения. Во времена стабильности и улучшения экономической ситуации потребление колбасных изделий увеличивается, ухудшается положение в России - снижается спрос на колбасу. За годы существования отечественного колбасного производства складывалась определенная культура потребления колбас населением.

      Цель  данного курсового проекта заключается  в том, чтобы на основании изучения социально-экономической сущности деятельности мясоперерабатывающих предприятий, теоретических аспектов их функционирования, обосновать перспективы дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности конкретного предприятия мясоперерабатывающей отрасли и рынка мясопродуктов Кировской области и России, в целом.

      Предметом исследования являются закономерности, тенденции, организационно-экономические условия и факторы, влияющие на процесс формирования и развития рынка мясопродуктов Кировской области и России в целом, и деятельность на нем предприятий мясопереработки.

      Объектом исследования является Закрытого Акционерного Общества «Заречье», расположенного в Первомайском районе города Кирова Кировской области. 

 

  1. Теоретические аспекты  экономической эффективности  производства мясопродуктов
 

1.1. Рынок мяса и  мясных продуктов  России: состояние, проблемы развития 

      Рынок мяса и мясных продуктов – важнейшая  составная часть продовольственного рынка. Это один из самых крупных  сегментов продовольственного рынка  России, как по его емкости, то есть объемам продаж и покупок, количеству видов продаваемых товаров, так и по числу участников. Важная роль рынка мяса и мясопродуктов определяется не только значительными объемами производства и потребления этой группы продуктов в стране, но и их значимостью как основного наряду с молоком и молочными продуктами, источника белков животного происхождения в рационе питания человека.

      Как показал анализ современного состояния  этого сегмента продовольственного рынка, в настоящее время можно  говорить лишь о начальном периоде  формирования полноценного цивилизованного рынка мяса и мясопродуктов в России, который характеризуется, прежде всего, стихийностью происходящих процессов, совокупность которых и определяет современное состояние этой части отечественного продовольственного рынка.

      С началом реформирования экономики вместо постоянного перехода от административных к экономическим методам регулирования процессов производства продуктов питания и распределения товарных потоков продовольствия между регионами, государство фактически отказалось от своей роли в преобразовании продовольственной системы страны в соответствии с новыми экономическими условиями. Это привело к дестабилизации всех составляющих системы обеспечения населения продовольствием, что выразилось в резком падении объемов сельскохозяйственного и промышленного производства продовольствия в стране, в неконтролируемом, зачастую необоснованном нарастании объемов импорта продуктов питания, в росте цен на них. В результате в настоящее время в отдельных сегментах продовольственного рынка вопрос стоит уже об обеспечении продовольственной безопасности страны.

      До  начала рыночных преобразований в стране обеспечение населения мясом  и мясными продуктами, как и  другими видами продовольствия, осуществлялось в рамках системы централизованного  формирования и распределения продовольственных фондов, строго регламентированного ценообразования на продукты питания. Основной объем переработки скота и выработки мясопродуктов приходился на государственные предприятия мясной промышленности, которые на местах были, как правило, монополистами в этой области производства. В результате производство и реализация этой группы продовольствия, как и прочих, осуществлялись в условиях отсутствия одного из важнейших факторов, обеспечивающих эффективное функционирование экономической системы рыночного типа, - конкуренции. Поэтому успешное формирование цивилизованного рынка мясопродуктов в России, как и других товарных рынков, будет во многом определяться созданием благоприятных условий (экономических, юридических и т.д.) для развития конкурентной среды прежде всего в области производства товаров, а также в развитии инфраструктуры рынка (транспорт, складское и холодильное хозяйство и т.д.).

      Уровень конкуренции того или иного рынка  зависит, от количества товаропроизводителей, представленных на нем. Следовательно, увеличение объемов производства этой группы продуктов различными товаропроизводителями является одним из главных условий формирования полноценного рынка мяса и мясопродуктов в России. С этой точки зрения проведенный анализ структуры производства мяса и мясопродуктов в стране показал, что в данном сегменте продовольственного рынка появился новый крупный товаропроизводитель – сельскохозяйственные предприятия [1].

      Новый товаропроизводитель выступает  серьезным конкурентом на отечественном  рынке мяса и мясопродуктов прежде всего потому, что в его руках находится сырье – один из главных факторов успешного функционирования перерабатывающих предприятий на современном этапе. Перерабатывая собственное сырье, сельскохозяйственные предприятия во многих случаях успешно конкурируют с промышленными предприятиями за счет более низкого уровня цен на готовую продукцию. Таким образом, с точки зрения формирования конкурентной среды появление нового товаропроизводителя на рынке мяса и мясопродуктов является положительным моментом. Однако, учитывая современное состояние агропромышленного комплекса страны, его сырьевых отраслей, следует обратить внимание на ряд негативных последствий данного процесса в области переработки животноводческого сырья [2].

      Аграрная  реформа, проводимая в стране, сопровождается значительным спадом объемов производства продукции сельского хозяйства, при этом темпы снижения объемов животноводческой продукции более высоки, чем продукции растениеводства. В условиях острого дефицита животноводческого сырья переход многих сельскохозяйственных предприятий к переработке собственной продукции еще более усугубил тяжелую с сырьевым обеспечением перерабатывающих предприятий мясной промышленности. В результате резко снизилось использование их производительных мощностей, в том числе по выработке мяса и колбасных изделий, мясных консервов. Таким образом, производственный потенциал целой отрасли используется крайне не эффективно.

      Многие  хозяйства перешли на переработку  скота и птицы вынужденно, когда  предприятия мясной промышленности попытались использовать свое положение переработчиков – монополистов, диктуя закупочные цены на сырье. В этих условиях сельскохозяйственные товаропроизводители пошли по пути, обеспечивающему им более выгодные условия реализации продукции, то есть переработку сырья на собственной технической базе, либо, при ее отсутствии, передача сырья на перерабатывающие предприятия на давальческих условиях. При этом большинство хозяйств не имеют ни современного оборудования, ни квалифицированных кадров. Максимальную конкуренцию (42% от общей выработки в стране) они составляют в производстве мяса, то есть той продукции, выпуск которой можно осуществлять с использованием достаточно примитивного оборудования и соответствующего технологического процесса. При этом не обеспечивается комплексная переработка скота, имеют место большие потери сырья, прежде всего вторичных ресурсов – субпродуктов, кости, крови, которые являются ценным белоксодержащим и должны использоваться в производстве, как пищевой, так и кормовой, и медицинской продукции. Не всегда обеспечивается и необходимый уровень качества продуктов [1].

Информация о работе Экономическая эффективность деятельности ЗАО «Заречье», на примере МПЦ