Экономическая политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.

§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

       Конечно, на глобальном уровне основная цель всей экономики - достижение максимального благосостояния общества. Кроме основной цели существуют также цели второго уровня. Все они находятся в диалектическом взаимодействии: достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого порядка. К подгруппам основных целей относятся:

  • свободное развитие общества;
  • правовой порядок;
  • внешняя и внутренняя безопасность.

       Рассмотренные 3 главные цели экономической политики являются методами достижения наивысшей  цели - обеспечения благосостояния населения. На практике они проявляются в стремлении к максимальному, наиболее оптимальному ВНП.

       И хотя на первый взгляд эта задача проста и понятна, на практике она вызывает немало вопросов и проблем: данный показатель не всегда отражает реальный уровень и качество жизни. Во-первых, важно учитывать не только абсолютный, но и относительный объем ВНП, то есть о показателе ВНП на душу населения: если население растет быстрее, чем увеличивается ВНП, то реальный уровень благосостояния падает, несмотря на абсолютный рост ВНП. Во-вторых, существует слабая сторона ВНП, связанная с оценкой благосостояния: важен не только объем произведенной продукции, но и характером его распределения.

       Практика  экономической политики государства  выработала определенную группу показателей, отражающих итоговую цель государственного регулирования. В экономической литературе принята следующая их совокупность:

  • экономический рост;
  • полная занятость;
  • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
  • внешнеэкономическое равновесие.

       Показатель  экономического роста является ведущим  среди остальных. Он отражает рост реального  ВНП и прогресс в области производительности труда, но, к сожалению, он не показывает социальное неравенство в распределении  доходов населения, а также отрицательные последствия экономической деятельности для окружающей среды.

       Цель  обеспечения полной занятости предполагает достижение максимально возможного в долгосрочной перспективе использования  трудовых ресурсов Конечно, реалии жизни  таковы, что полностью избавиться от некоторых видов безработицы (фрикционной, сезонной) невозможно. Состояния оптимальной занятости в стране достигается тогда, когда степень безработицы составляет от 1,5 до 4%6. Государство же в любом случае активно ведет борьбу с безработицей, создавая новые рабочие места и возможности для переквалификации и переподготовки.

       Цель  стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой. Если норма инфляции составляет 1-2% в год. Полностью застывший уровень цен экономика обеспечить не может: постоянно меняются объемы спроса, предложения, соотношение между ними. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы, поэтому данная конкретная цель является для государства важнейшим ориентиром.

       Задача  обеспечения внешнеэкономического равновесия заключается в том, чтобы снять преграды, стоящие на пути свободного межстранового перемещения потоков товаров, услуг, денег и капитала. Свобода международной торговли, движения факторов производства есть естественное условие для успешного существования и роста рыночных структур. Отмечена интересная закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика той или иной страны, тем более открытой она становится к внешней среде. В связи с этим возникает следующая проблема: рыночная система, сделав себя открытой (в целях экспансии), должна быть готовой выдерживать конкуренцию и не давать оттеснить себя на периферию мирового рынка. Задачей же государства становится подстраховка своей экономики в международном экономическом соперничестве.

       Некоторые экономисты называют также и другие главные цели государства в экономике, например, справедливое распределение  доходов и защита окружающей среды.

       Итак, перед экономической политикой  государства стоит большое количество многообразных целей, между которыми имеется иерархическая соподчиненность.

       Разрабатывая  концепцию целей, государство должно выработать логически обоснованную, непротиворечивую схему. Однако в ходе практической реализации экономической политики достаточно трудно создать гармоническую систему из совокупности данных конкретных подходов.

       Во-первых, сама формулировка конкретной цели содержит определенный элемент сложности, так  как всегда существуют различные  представления о целях, а это  есть основа для конфликтной ситуации.

       Во-вторых, практическое регулирование экономики  показывает, что выполнение одной  цели способно затормозить выполнение другой или вообще сделать его  невозможным. Однако следует понимать, что экономический процесс осуществляется лишь в борьбе противоречий, а задача государства - разрешать эти противоречия.

       Например, достижение полной занятости и обеспечение  стабильности цен. Чем выше уровень  занятости населения, тем выше уровень  оплаты совокупной рабочей силы и  соответственно выше совокупный спрос, который в свою очередь  неизбежно повышает цены. И наоборот: усиление инфляции вызывает конъюнктурный спад производства, что приведет к сокращению занятости.

       Для умения рационально применять совокупность мер воздействия на экономику  необходимо знать их структурное устройство. В зависимости от выбранного критерия различают несколько вариантов классификации применяемых государством мер. Например, по способу функционирования различают методы:

    • прямого воздействия;
    • косвенного воздействия.

       Методы  прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором участники хозяйственного процесса вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Например, налоговое законодательство. Прямые методы, имеющие высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата, имеют и существенные недостатки: такие методы создают различные помехи в рыночном процессе.

       Методы  косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые экономическими субъектами решения, оно только создает предпосылки к тому, чтобы при принятии экономических решений они тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.

       Но наиболее важной классификацией методов экономической политики государства является классификация по организационно-институциональному критерию:

  • административные;
  • экономические;
  • институциональные.

       Административные  методы - это совокупность регулирующих действий, которые направлены на обеспечение правовой инфраструктуры.

       Их  задача - создание разумных правовых условий, а их функции заключаются в  обеспечении стабильной юридической  обстановки для деловой жизни, защите конкурирующей среды, сохранении прав собственности и возможностей свободного принятия экономических решений.

       Степень активности применения административных рычагов воздействия меняется в  зависимости от области экономики. Наиболее активно они проявляются  в настоящее время в сфере  охраны окружающей среды и социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

       Инструменты экономической политики государства - это те его действия, которые имеют не предписывающий, а воздействующий характер на определенные аспекты рыночного процесса. Это методы влияния на совокупный спрос, совокупное предложение, степень централизации капитала, социальные и структурные элементы экономики.

       К числу экономических методов  относят:

  • фискальная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • программирование и прогнозирование.

       Фискальная  политика проводится министерством финансов, а монетарная - Центральным Банком, поэтому последняя имеет более косвенный характер. При реализации экономической политики государством в первую очередь рассматриваются денежно-кредитные меры, а затем - финансовые. Это связано с тем, что использование монетарных методов в большей степени отражает типичное, естественное соотношение рыночного и государственного начал в экономике. В условиях же переходного периода соотношение мер экономической политики может быть другим.

       Относительно  институциональных методов экономической  политики государства можно выделить следующие их характерные черты:

  • формирование исполнительных структур государственной власти, которые практически реализуют цели правительства (комитеты, комиссии);
  • создание и поддержание госсектора;
  • подготовка экономических программ и прогнозов;
  • поддержка различных исследовательских центров по экономике, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, советов и союзов;
  • правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов и разных форм их взаимодействия;
  • участие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных и межрегиональных встреч по экономическим вопросам.

       Таким образом, существует большое число разнообразных методов и инструментов экономической политики государства, которыми оно активно пользуется. 
 
 
 
 
 
 
 
 

§2. Механизмы экономической политики государства.

    1. Финансовый механизм.

       Финансовая (фискальная) политика - это «процесс функционирования финансовой системы на уровне государства»7. Основная задача такой политики заключается в достижении долговременного макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, а также в достижении равновесного уровня производства.

       Так как равновесный уровень национального производства может быть достигнут при состоянии неполной занятости ресурсов (из-за неэффективности совокупного спроса), то образовавшийся разрыв может быть аннулирован с помощью инструментов экономической политики государства: изменения величины государственных расходов и налоговых отчислений в государственный бюджет.

       В связи с этим можно дать другое определение фискальной политики: это  «меры правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного ВНП»8.

       Различают 2 типа фискальной политики: стимулирующая (фискальная экспансия) и сдерживающая (фискальная рестрикция).

       В краткосрочном плане стимулирующая фискальная политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предусматривает увеличение госрасходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и к росту экономического потенциала страны. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и изменением оптимизации структуры государственных расходов.

       В экономической литературе сложилась  определенная традиция при рассмотрении проблем, связанных с финансовой политикой государства. Обычно авторы начинают анализ с характеристики расходов, а потом - доходов, так как главная цель финансовой политики заключается в расходовании государственных средств, а формирование доходов - это способ обеспечения возможности расходовать финансовые ресурсы.

       Итак, начнем с расходов. Государственные  расходы - это затраты государства на приобретение товаров и услуг, необходимых для удовлетворения общественных потребностей.

       «Английский экономист А. Пигу предложил такую  классификацию государственных  расходов:

Информация о работе Экономическая политика современной России