Экономическая политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.

§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

       В сфере денежно-кредитного обращения  государство проводит свою политику, используя кооперацию с ЦБ. Образуется своеобразная система «государство - ЦБ», которая на практике показывает высокую действенность этого  сотрудничества.

       Необходимо  отметить, что в производственной сфере государство не имеет столь действенного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая степень свободы и независимости, чего требует сама рыночная природа. В данном случае государство ориентируется на косвенные пути воздействия - через систему денежно-кредитного обращения.

       Эти косвенные методы регулирования  проявляются в сочетании необходимых  для рынка элементов свободы  с мягкими, но тонко рассчитанными  и настойчивыми действиями государства. Все это возможно лишь благодаря опоре правительства на такой мощный регулирующий рычаг, как ЦБ.

       Оперируя  в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные инструменты. Большинство из них имеет косвенный  характер воздействия. В этом - аналогия общим принципам действия государства в экономике. Однако некоторые операции ЦБ могут осуществляться прямым образом.

       Кредитная политика:

Прямые  методы Косвенные методы
Ограничения динамики кредитования
  • Учетная (дисконтная) политика
  • Операции на открытом рынке
  • Политика минимальных резервов
  • Добровольные соглашения

       Единственным  прямым методом кредитной политики является ограничение динамики кредитования, который заключается в том, что  в некоторых странах ЦБ обладает правом ограничивать степень роста  кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный срок времени. Если установленные условия не выполняются, то ЦБ применяет различные санкции, например, коммерческие банки могут быть обязаны выплатить штрафные проценты.

       Данный  прямой метод влияния имеет некоторые  недостатки. Во-первых, они ослабляют  роль конкуренции. Во-вторых, данный инструмент не очень гибок: уровень регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

       В целом же прямые методы применяются, как правило, лишь тогда, когда остальные, более мягкие косвенные способы  уже не способны сыграть свою роль. Но в то же время следует отметить, что результат такого воздействия  может быть достаточно высоким.

       Учетная (дисконтная) политика относится к  давно используемым методам регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора  по отношению к деловым банкам. Средства предоставляются при условии  переучета векселей банков и под  залог их ценных бумаг. Эти средства называются редисконтными или ломбардными кредитами.

       На  основании закона ЦБ имеет право  манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность  установления «цены» кредита выступает  как метод влияния на кредитную систему. Определяемый уровень «цены» кредита получил в экономической теории и практике обозначение официальной «учетной ставки».

       Взятые  в ЦБ кредиты предоставляются  банками другим субъектам экономики, но уже по более высокому проценту. Естественно, что процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политике. С помощью ставки процента он тем самым оказывает косвенное воздействие на соотношение спроса и предложения на рынке капиталов.

       Рост  процентной ставки, то есть «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы и сокращает намерения фирм к увеличению инвестиций. Снижение же ставки удешевляет кредит, в результате чего у частного сектора возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме покупки акций, производственного оборудования или строительства новых производственных корпусов. Такова схема данного параметра. В реальной же жизни взаимодействие данных параметров является не столь простым.

       Например, реальное действие учетной политики в немалой степени зависит и от интенсивности операций, то есть как часто и применительно к каким масштабам средств коммерческие банки обращаются к ЦБ со своими векселями в целях их переучета (редисконтирования) и получения под залог дисконтных (ломбардных) кредитов. Если активность банков – заказчиков невысока, то и манипулирование учетной ставкой не дает необходимого эффекта. Это наблюдается тогда, когда банки сами обладают солидными резервами и относительно редко обращаются к ЦБ за кредитами. Политика изменения процентной ставки в данном случае теряет свою действенность.

       Однако  даже тогда учетная политика не теряет полностью своего значения. Она информирует  деловой мир о намечаемом курсе  правительства в кредитной сфере. Так, рост учетной ставки дает банкам побуждающий сигнал о намерении ЦБ проводить курс на сокращение деловой активности. Если же коммерческие банки не следуют этому намеку и продолжают наращивать свою кредитную активность, то в ход пускаются более жесткие меры.

       Нельзя  забывать и о второй функции учетной политики: манипулирование ставкой процента усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действия одного регулирующего рычага недостаточно, то совокупность применяемых ЦБ мер дает ему возможность добиться своего замысла.

       Прибегая  к операциям на открытом рынке, ЦБ осуществляет куплю – продажу  ценных бумаг на открытом рынке, например, на бирже.

       За  счет их продажи банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка ЦБ ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных денежных резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков.

       Данные  меры делают ЦБ активным участником денежного  и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной политики его  позиция остается в известном  смысле пассивной: решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками.

       К тому же операции на открытом рынке  вполне соответствуют рыночным правилам. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод принято считать идеальным кредитным инструментом.

       Регулирующий  эффект операций на открытом рынке  во многом зависит от срока, на который  выпускаются в оборот ценные бумаги. Связь такова: чем длиннее срок, тем продолжительнее период влияния.

       Зная  о ценности данного инструмента, необходимо в то же время знать: все  механизмы имеют определенные пределы. ЦБ, продавая свои ценные бумаги, может  проводить рестриктивную (сдерживающую) политику лишь в течение того времени, пока в его портфеле имеется должный запас ценных бумаг. Проводить  политику реализации этих документов длительное время ЦБ не может. Существует, правда, вариант обхода этой трудности: государство может предоставлять для ЦБ дополнительные ценные бумаги или давать ему право выпускать их самостоятельно.

       Политика  обязательных резервов предусматривает  обязательное хранение определенных денежных сумм коммерческих банков на счетах ЦБ. Этим самым кредитные учреждения получают определенный элемент страховки со стороны ЦБ при выполнении своих обязательств. Следует заметить, что впервые этот метод государственного регулирования был реализован в США в 1933 году.

       Согласно  сложившимся в мире правилам минимальные  резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы не существует. Данные средства не лежат замороженными: ими могут пользоваться различные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы коммерческого банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

       Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение суммы к срочным обязательствам коммерческого банка. Например, если норма резерва составляет 20%, то это означает, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн. долларов, должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. долларов.

       Но  возникает резонный вопрос: какое  воздействие оказывает на экономику  изменение объема минимального резерва? При его повышении, например, с 15% до 20% коммерческим банкам приходится содержать в ЦБ большую сумму  своих ресурсов. В результате ликвидность этих банков уменьшается и тем самым сокращается возможность их кредитной деятельности. Уменьшение же объема минимальных резервов имеет обратное влияние.

       В то же время надо учитывать, что политика резервирования является относительно грубым, жестким методом и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Нельзя не сказать, что установление самой практики минимального резервирования не является столь рыночным ориентированным инструментом, как это имеет место в отношении операций на открытом рынке. Определение минимальных резервов может быть сравнимо с системой обязательных предписаний. Создание резервов не нарушает ценовой механизм, но предложение денег и кредитных ресурсов искусственно изменяется.

       Уровень резервов может быть различным –  в зависимости от вида осуществляемых вложений. Максимально высокий уровень  ставки резервов определяется законом, что сделано для того, чтобы  ЦБ не мог, исходя из своих интересов, превышать ее. Однако в рамках предписанного законом уровня он вправе осуществлять изменения по своему усмотрению.

       Совокупность  регулирующих мер ЦБ дополняется  системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ страны и деловыми банками. На основании  этих соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. ЦБ же берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной и валютной сферах. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных процессов в монетарной области.

       Наибольшая  эффективность регулирующего действия ЦБ проявляется тогда, когда используется вся совокупность экономических  инструментов, причем в целесообразной последовательности. Но следует учесть, что на практике возможности ЦБ в разных странах неодинаковы вследствие различных причин. В связи с этим эффект от выбранной последовательности действий ЦБ ограничен малым числом вариантов и зависит во многом от конкретной специфики обстоятельств.

       Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не столько взаимосвязи в рамках мировой экономики, сколько взаимозависимость звеньев национального хозяйства. Следует отметить следующие проблемные случаи:

    1. Учетная политика оказывает влияние не только на банки, но и на другие сектора экономики. Негативное воздействие процентных колебаний проявляется по отношению к тем сферам народного хозяйства, которые обременены долгами, например, госсектор, капиталоемкие производства, железнодорожный транспорт, домовладения, фермерское хозяйство и т. д.
    2. Процентная политика приводит к растущему ценовому эффекту. Субъекты экономики стремятся уйти из-под влияния растущей учетной ставки путем переложения своих издержек на плечи клиентов. В итоге создается дополнительная трудность для политики государства в области сдерживания инфляции.
    3. Административное предписание уровня процента «сверху» не является рыночно ориентированным действием, что приводит к ослаблению действия рыночного механизма.
    4. Воздействие ЦБ на экономику с помощью политики процента имеет свои ограничения, поскольку коммерческие банки и крупные фирмы очень часто переносят свои операции за границу, с тем чтобы использовать имеющиеся там преимущества в области процентных ставок.

       В целом же степень регулирования  ЦБ рынка кредитных ресурсов не является постоянной. Она колеблется в зависимости от воздействия различных факторов. Среди них существуют 2 фактора глобального характера:

Информация о работе Экономическая политика современной России