Экономическая политика современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:53, реферат

Описание работы

Цель работы – раскрыть процессы регулирования, применяемые в конкретных областях и сферах, выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер; определить роль государственного регулирования в экономике современной России.

Содержание

Введение. 2
§ 1. Экономическая политика государства: 4
1.1. теоретические аспекты экономической политики государства;
1.2. цели и инструменты экономической политики государства.

§ 2. Механизмы экономической политики государства: 14
1. финансовый механизм;
2. денежно-кредитный механизм.
§ 3. Особенности экономической политики государства в России. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы. 35
Приложения. 38

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 185.00 Кб (Скачать)
  • трансформационные;
  • трансфертные»9.

       При трансформационных расходах государственным средствам противостоит услуга, выраженная в товаре или труде. Это могут быть различные государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплата зарплаты и т. д. Во втором же случае произведенные затраты не предполагают встречную услугу и выступают только как прямая передача средств. Например, субсидии, пособия по безработице и другое социальное обеспечение.

       Следует отметить, практика показывает, что  трансфертные платежи развиваются  наиболее активно, трансформационные  же расходы эволюционируют значительно медленнее.

       В экономической теории ставится вопрос: на производство каких товаров и  услуг должно затрачивать средства государство? Во-первых, надо учитывать, о каком благе идет речь: общественном или частном. А во-вторых, существенную роль играет наличие так называемых внешних эффектов при потреблении.

       Внешний эффект представляет собой то воздействие, которое оказывает потребление блага одним человеком на других членов общества. Такой эффект может носить как положительный, так и отрицательный характер

       Для частных благ нередко характерно отсутствие положительных внешних  эффектов, так как такое благо  потребляется исключительно самим потребителем, а остальные не допускаются к использованию положительного эффекта. Например, когда вы покупаете одежду, ее носите только вы и испытываете на себе положительный эффект от данного блага, в то время как остальные члены вашей семьи не получают от этого никакой пользы.

       Производство  подобных товаров и услуг берет  на себя частный сектор, поскольку принцип возможности отслоения потребителей в зависимости от оплаты делает такое производство выгодным. Необходимости участия в этом процессе государства нет.

       Но  внешние эффекты от потребления  частных благ могут носить и отрицательный  характер. Например, возникновение шума и загрязнения при использовании автомобиля. Нейтрализацию таких отрицательных внешних эффектов берет на себя государство, поскольку частный сектор не заинтересован выделять на это ресурсы.

       Что же касается общественных благ, то никаких  отрицательных внешних эффектов они не приносят, поэтому государству не надо их устранять. Однако общество испытывает потребность в самих общественных товарах и услугах, в производстве которых частный сектор не заинтересован. Финансирование их производства осуществляет государство.

       В заключении отмечу еще одно важное свойство государственных расходов. Они обладают способностью автоматического антициклического приспособления. Оно состоит в том, что во время конъюнктурного подъема происходит автоматическое снижение госрасходов, и наоборот. Наибольшим антициклическим действием обладают финансовые расходы государства по поддержке безработных. В определенной степени это характерно и для других видов социальной помощи.

       Теперь  обратимся к государственным  доходам, которые представляют собой текущие денежные и имущественные переводы от частного сектора  государству. Передача средств может осуществляться как на основе получения встречных услуг, так и без какого-либо возмещения.

       Задачи, решаемые государственной политикой  доходов, можно свести в 2 группы:

  • сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять макроэкономическую политику;
  • достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов.

       Следует отметить, что практика развитой рыночной экономики показала, что политика госдоходов имеет более сильный регулирующий эффект по сравнению с политикой госрасходов. Объяснение этого факта имеет скорее социально-психологический характер.

       Большинство экономистов выделяют следующие  источники государственных доходов:

  • частные домашние хозяйства и предприятия;
  • административно-территориальные единицы;
  • другие общественные институты;
  • заграничные источники.

       Существуют  разнообразные формы и методы аккумуляции государственных доходов. Их можно разделить на :

  • налоговые;
  • неналоговые (сборы, взносы).

       Можно предложить и другую классификацию  форм государственных доходов:

  • обычные (постоянные);
  • чрезвычайные (временные, периодические).

       Критерием следующей классификации является обозначение экономических сфер, из которых поступаю средства в бюджет:

  • государственный сектор;
  • частный сектор.

       Второй  вид поступлений, получаемых от частного сектора, обусловлен прямым и косвенным  участием государства в рыночных процессах. Прямой вариант предполагает получение доходов от продажи услуг, производимых государственными предприятиями, от сдачи в аренду объектов государственной собственности. Косвенное участие в рыночных процессах приносит доходы в виде налогов, сборов, взносов, пошлин, принудительных кредитов и т. д.

       Среди разнообразных государственных доходов наиболее важную роль играют налоги. Это важнейший источник средств для государственного финансового фонда. В экономически развитых странах он дает до 50% госдоходов.

       По  мнению большинства специалистов, налоговая  система является продуктом исторического развития, но в любом случае для успешного функционирования данной системы необходимо выполнение следующих условий:

  • затраты государства на реализацию налогообложения должны быть настолько низки, насколько это возможно, то есть так называемый принцип дешевизны налогообложения;
  • взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты налогоплательщика, связанные с процедурой выплаты, были максимально низки - принцип дешевизны уплаты налогов;
  • уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика - принцип ограничения бремени налогов;
  • налогообложение не должно помехой ни для «внутренней» рациональной организации производства, ни для «внешней» рациональности;
  • налогообложение должно в наибольшей степени воздействовать (через накапливаемые финансовые ресурсы) на реализацию политики конъюнктуры и занятости;
  • налогообложение должно влиять на распределение доходов в целях придания им большей справедливости;
  • право на личную свободу и частную жизнь должно строго соблюдаться;
  • комбинации налогов должны образовывать оптимальную единую систему налогообложения.

       Налоговая система играет в хозяйстве страны одну из важнейших экономических  ролей, она должна быть эффективной  и оперативной, чтобы стимулировать, а не затруднять экономическую деятельность предпринимателей.

       Дискреционная фискальная политика - это целенаправленное изменение величин государственных  расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных  решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции.

       Недискреционная фискальная политика - это автоматическое изменение выше названных величин  в результате циклических колебаний  совокупного дохода. Данная политика предполагает автоматическое увеличение или уменьшение чистых налоговых  поступлений (разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов) в госбюджет в периоды роста или уменьшения ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

       При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада создается дефицит госбюджета из-за увеличения государственных расходов или снижения налогов. Соответственно, в период подъема специально создается бюджетный излишек.

       Дискреционная политика государства связана со значительными  внутренними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.

       При недискреционной фискальной политике бюджетный излишек и дефицит  возникают автоматически, в результате действия так называемых встроенных стабилизаторов экономики.

       Встроенный (автоматический) стабилизатор - это  экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства.

       В качестве таких стабилизаторов в  большинстве стран выступают  та же прогрессивная налоговая система, система государственных трансфертов  и система участия в прибылях. Названные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы начинают действовать без непосредственного вмешательства государства.

       Степень встроенной стабильности экономики  зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических «амортизаторов» колебаний совокупного спроса.

       Циклический дефицит (излишек) - это дефицит (излишек) государственного бюджета, вызванный  автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений и увеличением (сокращением) государственных трансфертов на фоне спада (подъема) деловой активности.

       Несмотря  на то, что прямые производственные субсидии государства более эффективно стимулируют отечественное производство, чем тарифы и квоты, правительства нередко выбирают именно последние.

       Протекционистские тенденции в международной торговле относительно укрепляются также  благодаря деятельности таможенных союзов, например, в рамках ЕС, в условиях которых устанавливается режим  свободной торговли, а импорт из третьих стран ограничивается.

       В целом торговые ограничения всех видов создают преимущества одним  экономическим агентам за счет других, что не способствует общему экономическому росту. Эмпирические исследования подтверждают, что издержки протекционизма превышают краткосрочные выгоды от него. Поэтому в долгосрочном плане тенденция к либерализации международной торговли должна быть определяющей при формировании торговой политики государства.

 

        2.2. Денежно-кредитный  механизм.

       В процессе экономического регулирования государство использует не только фискальные, но и денежно-кредитные меры.

       «По своему содержанию кредитная политика - совокупность мероприятий Центрального банка (ЦБ) в области денежного  обращения и кредита по воздействию на макроэкономический процесс»10.

       Субъектом кредитной политики выступает ЦБ. Согласно закону он выполняет целевые  установки правительства, но в то же время не является правительственным  институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

       ЦБ  выпускает в обращение национальную валюту, хранит золотовалютные резервы  страны, обязательные резервы коммерческих банков, выступает в качестве межбанковского расчетного центра. Он является обычно кредитором последней инстанции для коммерческих банков. ЦБ может выступать как продавец и покупатель на международных денежных рынках и координировать зарубежную деятельность частных банков.

         Все перечисленные выше возможности  и права ЦБ использует для  реализации совокупности задач  экономической политики, которая  проходит по двум направлениям. Первое - обеспечение национальной  экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта - важнейший инструмент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что ЦБ предписана функция влияния на кредитную деятельность частных коммерческих банков в интересах макроэкономической политики государства.

Информация о работе Экономическая политика современной России