Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………....………3

I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе…………………………………...……….…6

1.1. Этапы экономической интеграции…………..……….…………..…….9
1.2 Европейское Экономическое Сообщество…………………………….12

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе………………………………………………………..……..16

2.1 Экономический и валютный союз……………………………..…...…..23

III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран………………...…………..25

Заключение……………………………….………………………….................34

Список использованной литературы………..……………………………..39

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

      Последние два этапа могут включать в себя определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группировки. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит первый и второй этапы интеграционного развития.

      Международная экономическая интеграция рассматривается (особенно в ее западноевропейском варианте) как трехуровневая модель. На микроуровне, т. е. на корпоративном уровне, когда отдельные компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают интеграционные процессы, на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование особых интеграционных инструментов и на национальном уровне, на котором страны-участницы добровольно передают ряд политико-экономических функций.

      На  данный момент наиболее совершенной  и яркой является Европейская  Интеграция. Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой  объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно  выделить:

- гармоническое развитие экономических институтов;

- стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение;

- повышение уровня жизни;

- высокий уровень занятости;

-   экономическая и валютная стабильность.

      Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений  внутри Союза.

      Европейское Объединение по углю и стали соответственно за регулирование этих двух ключевых секторов экономики стран-участниц. Помимо всего прочего, это включает в себя гарантированный рынок угля и стали, регулирование цен, улучшение жизни рабочих и условий работы, продвижение торговли и инвестирования и помощь для этих сфер промышленности в структурных изменениях, которые неизбежно возникают в изменяющемся мире экономики. 
 

      1.2 Европейское Экономическое Сообщество

      Европейское Экономическое Сообщество — международная организация, существовавшая с 1957 по 1993 год, созданная для осуществления экономической интеграции (включая общий рынок) Бельгии, Германии, Голландии, Италии, Люксембурга и Франции.

      Со  временем сообщество включило в себя ещё шесть стран, и с 1967 года его  органы также регулировали Европейское  объединение угля и стали (ЕОУС) и  Европейское сообщество по атомной  энергии (ЕВРАТОМ) под общим названием  Европейские сообщества. После создания Европейского союза в 1993 году ЕЭС  было переименовано в Европейское  сообщество, став основным сообществом  одной из трёх опор Евросоюза, а институты  сообщества стали институтами Союза. Его задачей является приспособить каждый сектор экономики стран участниц к единому образцу Сообщества. Это затрагивает такие ключевые моменты, как свободное движение товаров и рабочей силы, свобода предпринимательства и свобода в предоставлении услуг, свободное движение капитала и платежей, политика в области конкуренции, экономическая или валютная политика, политика в области сельского хозяйства, транспорта, экологии, исследований, технологий и промышленности.

      Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС) начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно.

      Соглашение  по Европейскому Союзу  вводит в  силу экономическую и валютную политику, которая направлена на  ввод единой европейской валюты.

      Институции  Сообществ

      Первоначально роль институций Сообществ заключалась  в практическом применении утвержденного  законодательства, и среди них  можно выделить Совет Евросоюза, Европейскую Комиссию, Европарламент  и два консультативных комитета: Экономический и по социальным вопросам, и Комитет по регионам. Только в  нескольких узких сферах (например по углю и стали) таким институциям  даны исполнительные полномочия. За законностью  действий, которые ими предпринимаются, наблюдает Суд Справедливости при  Европейских Сообществах, а Европейский  Суд Аудиторов наблюдает за  величиной и законностью использования  средств. Но деятельность Европейских  институтов жёстко контролируются странами-участницами. Не раз бывали случаи, когда какая-либо страна блокировала какой-нибудь закон  даже на стадии разработки. Кроме этого, главы государств и правительств и Председатель Европейской Комиссии проводят регулярные встречи (по меньшей  мере дважды в год) в рамках Европейского Совета для выработки стратегии  развития Европейского Союза и определения  общих политических принципов.

      Европейская Комиссия - исполнительный орган Европейского Союза. Её двадцать членов независимы в своей деятельности от национальных правительств, хотя и назначаются  ими. В Комиссию входят по два представителя от каждой из 5 крупных стран-членов - Франции, Германии, Италии, Великобритании и Испании - и по одному от каждой из 10 малых стран - Бельгии, Дании, Греции, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Австрии, Португалии, Финляндии и Швеции. Состав Комиссии, назначаемой сроком на пять лет, утверждается Европейским Парламентом.

      Каждый  член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет  соответствующее подразделение (так  называемый Генеральный Директорат).

      Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто  называли, «Общего рынка», были:

  • постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
  • установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
  • ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»;
  • разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;
  • создание валютного союза;
  • унификация налоговой системы;
  • сближение законодательства;
  • разработка принципов согласования экономической политики.

      В целях реализации этих установок  была создана комплексная управленческая структура – Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

      Преимущества ЕС:

  • Увеличение размеров рынка - эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимость определения оптимального размера предприятия.
  • Возрастает конкуренция между странами.
  • Обеспечение лучших условий торговли.
  • Расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры.
  • Распространение передовой технологии.

      Отрицательные последствия:

  • Для более отсталых стран это приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.
  • Олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
  • Эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

 

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

      Единый  внутренний рынок (ЕВР) – это основа основ европейской интеграции. Без  ЕВР европейская интеграция утратила бы всякий смысл. Это итог последовательного  восхождения Западной Европы по ступеням интеграции. Он представляет собой  физическое и экономическое пространство, внутри которого не существует экономических  границ и действуют «четыре свободы». ЕВР – это объективно существующая реальность, в которой живут и  действуют все граждане Союза. Это  экономическая, юридическая, социальная и политическая конструкция, которая  поддерживается всей мощью общего законодательства, общих институтов и общей политики ЕС.

      Свобода движения товаров

      И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. С этой точки  зрения протекционизм контрпродуктивен. Конкретно открытие национального  рынка даёт ряд преимуществ в  замене дорогого отечественного производства более дешёвым импортом, созданию посредством конкуренции мощного  стимула для улучшения качества товаров, либерализации международной  торговли.

      Первоначально государства-члены ЕС пытались реализовать  эти преимущества путём создания таможенного союза, т. е. отмены таможенных тарифов и количественных ограничений  во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих  стран. Создание таможенного союза  оказалось более чем эффективным. Торговля между странами ЕС за период 1930-1990 года увеличилась более чем  в 2 раза. Однако в реальной действительности общий рынок формировался более 20 лет. Это объяснялось тем, что  несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику  от внешнего мира.

      Если  рассматривать свободное, беспрепятственное  движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством её достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе  движения товаров, услуг, капиталов  и физических лиц.

      В течение 60-х годов государства-члены  ЕС отменили:

  • Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект (административные сборы, плата за хранение и проведение контрольных проверок и т. д.), как это и было предусмотрено Римским договором.
  • Количественные ограничения (потолок, устанавливаемый импорт в страну определённого вида товаров в течение определённого периода) и меры, имеющие эквивалентный эффект.
  • Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Еврокомиссии и решений суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т. д.

      «Проект 92» устранил таможенные барьеры. Теперь единственным препятствием на пути движения товаров осталось необходимость  заполнения таможенных документов. Но с 1 января 1993 года отменена и эта  процедура. После этого не осталось никаких препятствий, которые заставили  бы делать остановки на границах между  государствами.

      Этим  же документом были устранены и технические  барьеры. Существование различных  стандартов было одним из главных  препятствий на пути движения товаров  и услуг. Для решения этой проблемы был введён знак «СЕ», наличие которого на товарах означало, что они отвечают основным стандартам и могут свободно продвигаться на всей территории ЕС.

      Особые  сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как:

  • Уровень и структура косвенного налогообложения;
  • Технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом;
  • Международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств;
  • Административные правила.

      Но  на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза  было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной  становилось необходимость далеко идущей «позитивной интеграции».

      Непосредственное  отношение к первой из четырёх  свобод имеют: общая торговая политика, общая сельскохозяйственная политика, политика в области конкуренции, транспортная политика, валютная политика.

      Свобода движения услуг

      Услуга, в отличие от товара, не может  складироваться и храниться –  услуга потребляется в момент производства. Услуга, в отличие от товара, с  трудом поддаётся пограничному таможенному  контролю, и такое стандартное  средство регулирования, как тариф  является неприемлемым.

      Услуга  непосредственно связана с личностью  производителя, и её судьба на рынке  зависит от юридического статуса, социального  и экономического положения, культуры и местонахождения лица, оказывающего услугу. Интеграция рынков услуг осложняется  ещё и тем, что они много  чаще, чем товары, являются предметом  регулирования со стороны государства.

Информация о работе Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе