Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Интернационализация хозяйственной жизни во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………....………3

I. Сущность, цели, задачи и основные факторы экономической интеграции в Европейском союзе…………………………………...……….…6

1.1. Этапы экономической интеграции…………..……….…………..…….9
1.2 Европейское Экономическое Сообщество…………………………….12

II. Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе………………………………………………………..……..16

2.1 Экономический и валютный союз……………………………..…...…..23

III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран………………...…………..25

Заключение……………………………….………………………….................34

Список использованной литературы………..……………………………..39

Работа содержит 1 файл

Ekonom integraciya v ES.docx

— 76.10 Кб (Скачать)

      Торговля  услугами в региональном масштабе затруднялось целым рядом барьеров и препятствий:

  • Прямыми запретами на предоставление отдельных видов услуг иностранцами.
  • Дискриминационным налогообложением.
  • Резервированием определённой части национального рынка за национальным производителем.
  • Субсидиями, предоставляемыми национальным компаниям.
  • Валютными ограничениями на перевод за границу дохода от услуги.
  • Техническими требованиями, предъявляемыми к оборудованию, используемому при предоставлению услуг.
  • Проблемами таможенной очистки товаров, ввозимых из-за границы и используемых для предоставления услуг.

      Римский договор предоставил право компании из страны, входящей в ЕС, не открывая своего отделения в этой стране.

      Прорывом  в сфере торговли услугами стал «Проект-92». В результате удалось создать  более или мене однородный рынок  товаров и услуг. Тем не менее, осталось ещё много нерешённых проблем. Еврокомиссия в настоящий момент продолжает работу по её либерализации.

      Уничтожение барьеров и препятствий в торговле услугами в рамках ЕВР осуществлялось при помощи 3 взаимосвязанных инструментов «негативной» и «позитивной» интеграции

  • Либерализации торговли услугами в рамках ЕВР как посредством свободного перемещения услуг через границы, так и свободного создания отделений для предоставления услуг в других государствах-членах ЕС.
  • Взаимного признания качества национального контроля.
  • Гармонизации существующих национальных и создания минимального набора средств интеграционного регулирования.

      Лицо, предоставляющее услуги имеет право  ездить к заказчику, пересекая при  этом самостоятельно границу для  того, чтобы предоставить свои услуги в другой стране Сообщества. Это типичный случай применения данной свободы.

        Судом Справедливости также установлено,  что лицо, желающее получить какие-либо  услуги также может пользоваться  данной свободой. Под эту категорию  попадают как лица, желающие воспользоваться  медицинскими услугами в другой  стране, или туристы, так и люди, выезжающие в другую страну  получать образование  или  вести свой бизнес.

        Данная свобода также применима  к тем случаям, если заказчик  и лицо, предоставляющее услуги, находятся каждый в своей стране, и только предоставляемая услуга  пересекает границу. Типичным  примером могут служить телевидение  и радиовещание.

      Свобода движения капитала

      Регулирование движение капитала занимает важное место  в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал  представляет собой самый мобильный  фактор производства, причём в краткосрочном  плане его движение часто носит  спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счёте  к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным  девальвациям и валютным кризисам. Поэтому, в зависимости от экономической  конъюнктуры правительства принимают  меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения  его ввоза.

      Но  к середине 80-х годов правительства  западноевропейских стран пришли к  выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации  рынков. Этому способствовали ряд  обстоятельств: устойчивое улучшение  платёжных балансов государств-членов ЕС, быстрая интернационализация  производства, ошеломляющий рост денежных рынков, высокое достижение информационных и банковских технологий сделали менее острой необходимость над движением капитала.

      В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС должно было стать предметом постепенной либерализации. Были запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами и третьими странами. Запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами и третьими странами. Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить неограниченные средства из одной страны в другую.  Это также означает неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной экономической и финансовой интеграции.

      Между тем Договор сохранил элементы национального  государственного регулирования в  сфере движения капиталов. Но, несмотря на наличие оговорок, следует признать, что к настоящему времени подавляющее  большинство препятствий на пути свободного движения капиталов в  пределах ЕВР устранены.

      В области законодательства о компаниях  Совет обязал все компании, зарегистрированные в странах ЕС, публиковать ежегодные  отчёты, соответствующие определённым спецификациям

      Свободное движение физических лиц

      Данная  свобода имеет огромное практическое, социальное и гуманитарное значение для стран ЕС. Без такой свободы  осталось бы пустым звуком понятие  единого гражданства ЕС.

      Граждане  государств-членов ЕС получили право  искать и устраиваться на работу по найму в любом другом государстве-члене  ЕС и пользоваться теми же правами  в области оплаты труда, условий  работы и профсоюзных прав, что  и граждане принимающего государства.

      Лица  свободных профессий получили право  свободно обосновываться в любом  другом государстве-члене ЕС. Документы  об образовании и профессиональной квалификации, полученные в одной  стране ЕС, должны были автоматически  признаваться в любой другой стране ЕС.

      Социальная  интеграция заключается в праве  работника пользоваться всеми социальными  благами, возможными в данной стране. Другими словами, работники из других стран Сообщества должны иметь те же права и привилегии, что и  местные жители, как в плане  условий жизни, так и в плане  социальной защиты. Правилами Сообщества гарантируется социальная защита как  для работников, так и для их семей.

      Тем не менее, несмотря на принятые ЕС меры по полной либерализации движения физических лиц между государствами-членами  не дали ощутимых результатов: экономические  стимулы миграции оказались недостаточно сильными, а культурные и языковые барьер слишком значительными. Трудно ожидать, что рядовой гражданин  ЕС стремился уехать на работу в  другую страну ЕС, преодолевая все  связанные с этим неудобства, когда  уровень заработной платы и возможности  получения работы везде приблизительно одинаковы. 

      2.1 Экономический и валютный союз

     До создания Экономического и валютного союза (ЭВС) взаимовлияние на экономическую политику стран-членов осуществлялось в основном с помощью инструментов торговой и структурной политики (общеевропейские транспортные проекты, экология, содействие науке и исследованиям и т. д.) или микроэкономического регулирования (регулирование отдельных аспектов деятельности предприятий, например - в области охраны труда). В 1990-х по решению Маастрихтского договора впервые был задействован весь комплекс средств, включая инструментарий макроэкономического регулирования.

Маастрихтским договором 1992 были установлены жесткие  критерии конвергенции, необходимые  для введения единой валюты - евро, регулирующие предельные уровни:

    - инфляции, темпы которой не должны превышать более чем на 1,5% средний показатель в странах-членах с наименьшим ростом цен;

    - процентных ставок по долгосрочным кредитам, величины которых не должны превышать более чем на 2 процентных пункта соответствующий средний показатель для трех стран с наименьшим ростом цен;

    - дефицит госбюджета не должен быть более 3% ВВП;

    -  государственный долг не должен быть более 60% ВВП;

    - в течение двух лет валюта не должна девальвироваться и ее обменный курс не должен выходить за пределы колебаний, установленных Европейской валютной системой.

          Пакт стабильности и роста 1997, заключенный по настоянию правительства ФРГ, обеспечил гарантии исполнения маастрихтских критериев, введя обязательство для стран-членов в случае превышения государственного дефицита предельных 3 % исправлять положение в течение года или предусматривал финансовые наказания в виде штрафа до 0,5 % ВВП.

Формирование  ЭВС происходило в три этапа  и завершилось введением единой европейской валюты, которая постепенно заменила национальные денежные знаки.

          Внутри ЭВС экономический и валютный элементы интеграции органически связаны и не могут существовать отдельно. Так, общая экономическая политика нужна, чтобы сформировать на территории всех стран-членов единое экономическое пространство, а валютный союз, обслуживая это пространство, не может функционировать при существенно различающихся национальных темпах инфляции, процентных ставках, уровнях государственной задолженности и т.п.

       

 

III. Влияние ЕС на экономику отдельных стран

      ЕС - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший импортер сельскохозяйственных продуктов  и сырья. На ЕС приходится и основная часть помощи развивающимся странам.

      В соответствии с Ломейской конвенцией, ЕС имеет соглашения о сотрудничестве с 69 странами Африки, Карибского моря и  Тихоокеанского бассейна, к числу  которых относится и большинство  беднейших стран мира. Еще примерно с 60 странами ЕС заключил двусторонние договоры различного типа.1

      В целом ЕС поддерживает дипломатические  отношения более чем со 130 странами мира. Он участвует в работе ОЭСР и имеет статус наблюдателя в  ООН. Он принимает участие в ежегодных  встречах на высшем уровне семи ведущих  государств Запада - в лице четырех  своих крупнейших членов - Франции, Германии, Великобритании и Италии, а также президента Комиссии ЕС, непосредственно представляющего  Союз. ЕС с самого начала является активным участником процесса СБСЕ (ныне ОБСЕ).

      Уровень «открытости» экономики ЕС, измеряемой экспортной и импортной квотами, значительно выше, чем в других центрах мирового хозяйства. Однако страны ЕС в целом зависят от внешнего мира, за счет которого им приходится удовлетворять 45% своих энергетических потребностей и самых необходимых сырьевых ресурсов. Экспортная квота в среднем составляет около 25%. Для отдельных, прежде всего малых, западноевропейских стран зависимость от внешнего рынка еще более существенная.

      Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю (у всех стран  ЕС этот показатель превышает 50%, а у  малых стран — 70%), около 10% — на торговлю с другими европейскими странами — членами ОЭСР, около 7% — на торговлю с США, около 4% —  на торговлю с Японией, около 12% —  на торговлю с развивающимися странами. 2

      Кроме того, другие страны являются для Союза  важными рынками сбыта продукции, поскольку ЕС — крупнейший экспортер  сельскохозяйственной продукции. Европейские  пищевые и текстильные компании — мировые лидеры в своей отрасли. Традиционно сильные позиции  занимает европейская химическая промышленность. Она поставляет на мировые рынки  около 2/3 всего экспорта промышленных товаров по сравнению с 15% США  и 5% Японии. ЕС является крупнейшим экспортером  продукции машиностроения, даже без  учета внутрирегионального оборота  на западноевропейские страны приходится почти 30% ее мирового экспорта (Япония — 18%, США — 13%). Весьма прочные позиции  занимает ЕС в области телекоммуникационного  и аэрокосмического оборудования, оптоэлектроники. На западноевропейскую авиационную  промышленность, которая экспортирует почти, 1/3 своего выпуска, приходится около 1/4 мирового рынка гражданского авиастроения.3 С другой стороны, сохраняется отрицательное сальдо баланса ЕС в торговле высокотехнологичным информационным оборудованием, бытовой электроникой.

      Промышленно развитые страны остаются главными торговыми  партнерами ЕС среди третьих стран, из которых можно выделить США  и Японию. Основным торговым партнёром  из стран ЕС является Германия.

Информация о работе Экономический и валютный союз, единый внутренний рынок в Европейском союзе