Экономический рост в развитых и в развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

Экономический рост характеризуется наращиванием объёма производства путём вовлечения дополнительных ресурсов в хозяйственный оборот и качественного их улучшения. Экономический рост, достигнутый за счёт количественного наращивания одних и тех же в качественном отношении ресурсов носит интенсивный характер.

Содержание

Введение
1. Теоретические и основные понятия экономического роста
1.1 Понятие экономического роста
1.2 Сущность экономического роста
2 Государственное регулирование экономического роста
3 Экономический рост в разных странах
3.1 Экономический рост в России и высокоразвитых странах
3.2 Экономический рост в развивающихся странах
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Готово.docx

— 160.72 Кб (Скачать)

Государство обеспечивает свое участие в экономическом процессе путем прямого или косвенного вмешательства.

Прямое вмешательство государства предполагает принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство государства, в зависимости от его цели - направление на стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями, обеспечение полной занятости населения, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях их стабилизации, также цен на некоторые специфические товары, поддержку устойчивого экономического роста, и некоторые другие цели.

Одним из главных направлений  государственного регулирования экономики  является накопление капитала, который  всегда служит главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике  и в первую очередь соответствует  экономическим интересам субъектов  хозяйствования.    Государственное регулирование занятости - это поддержание нормального соотношения между спросом и предложением рабочей силы и должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательно резкое снижение занятости, так как это может привести к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия, а самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных органов является также регулирование денежного  обращения, в частности, борьба с  инфляцией, представляющей серьезную  опасность для экономики. Регулированием денежного обращения государство  также воздействует и на другие объекты, такие как условия накопления, цены, социальные отношения. Состояние  платежного баланса является объективным  показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно  осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса  путем воздействия на экспорт  и импорт, движение капитала, повышение  и понижение курсов национальных валют, торгово-договорной политики и  участия в международной экономической  интеграции. Также, к одному из главных  объектов регулирования государством необходимо отнести и цены, динамика и структура которых отражает состояние экономики. В то же время  сами цены сильно влияют на структуру  хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. Политика ценообразования  в нашем государстве совершенствуется и становится все более либеральной.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и  на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в  развитии научных исследований и  внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных  знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Государственное регулирование  экономикой и ее ростом осуществляется административными и экономическими средствами.

Административные средства не связаны с созданием дополнительного  материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и  включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием  минимальных бытовых условий  относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако, в критических  ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными  административными акциями по регулированию  экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение  ведущих концернов.

Экономические средства государственного регулирования можно разделить  на средства денежно-кредитной и  бюджетной политики.

Самостоятельным объектом и  инструментом государственного регулирования  экономики является государственный  сектор в экономике. Высшая форма  государственного регулирования экономики - это государственное экономическое  программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной  ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных  резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно, в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.

Главным инструментом мобилизации  финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование  при помощи налогов зависит в  решающей степени от выбора налоговой  системы, а также от видов и  размеров налоговых льгот. Налоги в  государственном регулировании  экономики играют двоякую роль. Это  главный источник финансирования государственных  расходов, материальная основа бюджетной  политики, а с другой стороны, это  инструмент регулирования. Задача государственных  бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления  средств, а создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые  налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.

Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени  в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном  регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть - государственные предприятия  в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно-государственных компаний.

В целом государственный  сектор повышает эффективность народного  хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения  валового внутреннего продукта.

Практически все рычаги воздействия  на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние  на внешнеэкономические связи: изменение  учетной ставки, налогообложения, новые  льготы и субсидии на инвестиции в  основной капитал и др.

Государственное регулирование  экономики является необходимым  для осуществления социальной политики, вообще стратегии социализации в  широком смысле. Коллективное потребление  или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка  неимущих, безработных и пр.) невозможны без использования государственных  рычагов и организаций.

Успех государственного регулирования  экономики проявляется в темпах роста, улучшении структуры хозяйства, росте занятости, здоровом платежном  балансе, снижении темпов инфляции, повышении  жизненного уровня, а также отражается в показателях, не всегда поддающихся  точному количественному измерению: в уровне социальной напряженности (забастовки, демонстрации, различные  выступления), оценки государственного регулирования экономики средствами массовой информации, состояние окружающей среды, качество жизни в городах.

 

 

                      3  Экономический рост в разных странах

        3.1  Экономический рост в России и высокоразвитых странах

       Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет. Практически единственный результат этой полемики на сегодняшний день состоит в признании того, что для решения стоящих перед Россией задач в средне- и долгосрочной перспективе необходимо обеспечить темпы экономического роста не ниже 8% в год. Именно это требование, сформулированное как задача удвоения ВВП до 2012 г., продекларировано В.В. Путиным в последнем президентском послании. Что касается возможностей и способов достижения этой цели, то нет единого и внятного объяснения, что в принципе необходимо для обеспечения такой динамики и как этого добиться наиболее эффективным способом.

       Если бы Россия сохраняла максимальные темпы экономического роста, достигнутые на протяжении последнего десятилетия (10% в год), ей потребовалось бы 17 лет, чтобы догнать по уровню ВВП на душу населения средний уровень стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Китаю для этого потребовалось бы 23 года, Венесуэле – 13, а например, Индонезии – 181 год. в докладе Комиссии по росту и развитию – независимой экспертной организации, поддерживаемой Всемирным банком, правительствами и благотворительными организациями ряда развитых стран.

       Впрочем, авторы доклада предупреждают: эти расчеты носят умозрительный характер, ведь средние темпы роста ВВП на душу населения в странах с «догоняющим развитием» значительно ниже максимальных. Для России это 5,4%, для Китая – 8,3%, а для Венесуэлы – 1,1%

       Поскольку страны ОЭСР тоже не будут стоять на месте (в расчетах для роста их ВВП принят средний темп за последние десять лет – 2,04% в год), у некоторых стран «догнать» ОЭСР может и не получиться. Для того чтобы дойти до уровня ОЭСР к 2050 году, России надо иметь средние темпы роста           ВВП на душу населения в 4,6% – при нынешних 8% это кажется вполне реальным . КНР для этого можно иметь всего 5,7% – вдвое ниже, чем сейчас.

       Один из основных выводов доклада: быстрый и длительный рост экономики не чудо, а вполне достижимая вещь. Во второй половине XX века 13 странам удавалось поддерживать средние темпы роста ВВП в 7% и выше на протяжении не менее чем 25 лет. Среди них не только Япония и Корея, но и, например, Сингапур, Ботсвана, Тайвань, Таиланд, Индонезия, Малайзия и Бразилия. Разумеется, многие из этих стран начинали с очень низкого уровня, догонять им было проще.

       Однако результат экономической политики их соседей был значительно хуже – ни Филиппины, ни Зимбабве в рекордном экономическом росте не замечен.

             Динамика изменения реального ВВП Российской Федерации

 

                                 Экономический рост США

     США относится  высокоразвитым  странам мира. Экономика США -крупнейшая экономика мира по объёму ВВП по ППС (на 2009 год). ВВП страны за 2009 г. составил $14,0 трлн. Внешний долг США к 2011 году равен $14,1 трлн. Основная роль в принятии экономических решений принадлежит публичным корпорациям и частным компаниям.

     Рост экономики США в первом квартале 2008 года составил 0,6 процента в годовом исчислении. Результат совпал с показателем последнего квартала 2007 года. Специалисты предсказывали снижение темпов роста до 0,5 процента в год.

    Удержаться на отметке  0,6 процента рост ВВП США сумел  за счет роста товарно-материальных  запасов, в то время как рост  потребительских расходов замедлился, а объем инвестиций значительно  снизился. По итогам 2007 года экономика  США выросла на 2,2 процента.

                     3.2  Экономический рост в развивающихся  странах

Развивающиеся страны при всем своем  разнообразии характеризуются определенными  сущностными чертами, позволяющими рассматривать их как более или  менее единую группу с определенными  однотипными или совпадающими интересами в области экономики и политики. Выделяют следующие признаки:

- зависимое положение в системе  мирового капиталистического хозяйства,  нахождение в системе производственных  отношений мирового капитализма;

- переходной характер внутренних  социально-экономических структур, производственных отношений в  целом;

- низкий уровень развития производительных  сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства, производственной  и социальной инфрастуктуры.

Низкий экономический уровень  развивающихся стран основывается на низкой производительности, когда  преобладает ручной труд, слабая машинизация  индустриального и сельскохозяйственного  труда. Отсюда и колоссальный разрыв в эффективности труда.

Для большинства развивающихся  стран типичны традиционные отраслевые структуры народного хозяйства, в которых по объему наибольшую долю занимает сельское хозяйство, затем  идут услуги и потом уже промышленность.

Информация о работе Экономический рост в развитых и в развивающихся странах