Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление понятия и сущности, типов, факторов экономического роста, связанные с ним теории и изучение взглядов ученых-экономистов на проблему экономического роста.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:
Изучить сущность экономического роста и его показатели;
Изучить типы экономического роста;
Изучить факторы экономического роста;
Изучить модели экономического роста (неокейнсианские, неоклассические и модели эндогенного роста);
Выявить проблемы экономического роста в России;
Выявить пути решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6

1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………...9

1.1 Определение экономического роста и его показатели …………………….....9

1.2 Типы экономического роста ……………………………………………….…18

1.3 Факторы экономического роста ………………………….…………………..23

2.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА …………...…………..31

2.1 Неокейнсианские модели экономического роста ………………………..….31

2.2 Неоклассические модели экономического роста ……………………….…..48

2.3 Модели эндогенного экономического роста...………………………………51

3.ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ И ИХ РЕШЕНИЕ…56

3.1 Проблемы экономического роста в России…….………………….…..…….56

3.2 Решение проблем …..……………………………….………………………...59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….68

Работа содержит 1 файл

Экономический рост.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

    На  увеличение ресурсной базы банков направлен  ряд решений Банка России. Расширен ломбардный список Банка России для  обеспечения дополнительных возможностей рефинансирования кредитных организаций. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг. Увеличены сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования). Установлено, что по кредитам на срок от 181 до 365 календарных дней, обеспеченным активами, в том числе "нерыночными активами", процентная ставка составляет 13 процентов годовых.

    Будет усилен контроль за реализацией мероприятий  по предупреждению банкротства и  ходом процедур банкротства небанковских финансовых организаций в целях создания возможности для сохранения активов и максимизации удовлетворения требований кредиторов, включая физических лиц.

    Срок  исполнения обязательств по биржевым облигациям продлен с одного года до трех лет. Разрешен выпуск биржевых облигаций не только открытыми акционерными обществами, но и другими хозяйственными обществами, а также госкорпорациями.

    В целях повышения доступности  банковского кредитования для предприятий  реального сектора Правительство предприняло целый ряд мер.

    Так, усилен контроль за работой органов  управления банков, получивших средства государственной поддержки, включая  субординированные кредиты. В такие  банки назначены уполномоченные представители Банка России. Контроль будет осуществляться по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации.

    Упрощена  процедура предоставления государственных  гарантий. Предусмотрена возможность  предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере до 10 млрд. рублей по каждой гарантии. Увеличен максимальный размер предоставления государственных гарантий в иностранной валюте для поддержки экспорта промышленной продукции с 50 до 150 млн. долларов США.

    Специальные меры предпринимаются по обеспечению  доступности кредитов (субсидирование процентной ставки) для приоритетных секторов экономики - сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного  машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса субсидируются процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

    Отдельное направление поддержки финансовых рынков - обеспечение санации "проблемных" банков, важных с точки зрения общей  устойчивости банковской системы, снижение воздействия на банковскую систему банкротств отдельных банков. Банку России предоставлено право заключать с банками соглашения, в соответствии с которыми Банк России компенсирует им часть убытков по кредитам, выданным организациям, у которых отозвана банковская лицензия. 

Макроэкономическая  политика

    Эффективная реализация антикризисных мер, максимизация их воздействия на экономику возможны только при обеспечении необходимого уровня макроэкономической стабильности.

    В этих целях Правительство в тесном взаимодействии с Банком России будет реализовывать взвешенную макроэкономическую политику, направленную на поддержание баланса между целями усиления социальной поддержки населения, стимулирования внутреннего спроса, развития отраслей экономики - с одной стороны, и целями поддержания приемлемого уровня инфляции, равновесного курса рубля, обеспечения допустимого уровня бюджетного дефицита - с другой.

    Поддержание такого баланса предполагает следующие  приоритеты макроэкономической политики:

    Проведение  ответственной бюджетной политики. Резкое снижение цен на нефть и  газ, а также экономический спад приведут к тому, что федеральный  бюджет недополучит в 2009 году 4,2 трлн. рублей. Принятые правительством решения  по облегчению налоговой нагрузки снизят поступления в бюджетную систему на 420 млрд. рублей. Тем самым Правительство увеличивает остающиеся в распоряжении предприятий средства, которые могут использоваться на выплату заработной платы либо инвестиции.

    Снижение  доходов коснется и территориальных бюджетов, и социальных фондов. Правительство приняло решение, несмотря на это, не сократить, а увеличить государственные расходы, существенно изменив их направленность. Сокращаются или отодвигаются на более поздние сроки неприоритетные расходы бюджета. "Высвободившиеся" средства будут направлены на увеличение пенсий, помощь потерявшим работу гражданам и их переобучение, укрепление банковской системы, стабилизацию состояния ипотечного рынка и поддержку попавших под удар секторов экономики.

    Увеличение государственных расходов, несмотря на сокращение доходов, будет обеспечено за счет средств, накопленных в Резервном фонде в период высоких цен на нефть. В 2009 году из Резервного фонда на расходы будет направлено примерно 2751,5 млрд. рублей. Даже в случае, если усиление кризиса приведет к дальнейшему снижению цен на товары российского экспорта, использование Резервного фонда гарантирует полное и безусловное исполнение увеличенных расходных обязательств федерального бюджета.

    Один  из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции. Повышение курса иностранной валюты, ставшее следствием финансового кризиса, привело к росту цен прежде всего за счет быстрого удорожания импортных и части отечественных товаров, производимых с использованием импортного сырья. Правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 году примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году. В последующем возможно замедление инфляции до 10% в 2010 году и 7,5 % в 2011 году. Правительству, совместно с Банком России, предстоит сочетать решение нескольких задач: обеспечить экономику достаточным количеством ликвидности и в то же время не допустить разгона инфляции.

    До  окончания кризиса правительство  будет с особой осторожностью  подходить к регулированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, а также цен на газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции.

    Важную  роль в противодействии росту цен будет играть борьба с долларизацией экономики - повышение доверия к рублю как средству сбережения. Этому будет способствовать установление Банком России пределов роста стоимости бивалютной корзины, подорвавшее привлекательность конвертации рублевых средств в иностранную валюту. Параллельно Федеральная антимонопольная служба активизирует борьбу с необоснованным повышением цен за счет сговора поставщиков и других незаконных действий.

    Следующая задача состоит в расширении банковского  кредитования и его удешевлении для предприятий и граждан. В настоящее время высокая стоимость заемных средств в значительной мере определяется рисками, связанными с неопределенностью внешнего и внутреннего спроса. Поддержка потребительского и инвестиционного спроса за счет дополнительных государственных расходов позволит снизить такие риски, а в сочетании со стабилизацией ожидаемой будущей стоимости иностранной валюты создаст предпосылки для снижения в будущем процентных ставок.

    В среднесрочной перспективе определяющим условием снижения процентных ставок станет последовательное замедление инфляции. Правительство намерено воздержаться от существенного наращивания заимствований на внутренних финансовых рынках, для того чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы банковской системы полностью направлялись на кредитование граждан и отечественных предприятий.

    Важнейшей задачей остается поддержание достаточного уровня макроэкономической устойчивости российской экономики. Это требует  сохранения определенного минимального уровня средств в Резервном фонде, достаточного объема золотовалютных резервов, поддержания положительного баланса внешней торговли и последовательного сокращения бюджетного дефицита. Правительство планирует снизить дефицит федерального бюджета до 3% в 2011 году. К концу 2011 года в Фонде национального благосостояния останутся средства на сумму порядка 2% ВВП. Такая политика обеспечит доверие российских и иностранных инвесторов, что позволит возобновить приток капитала и восстановить рост экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В заключении хочется сделать некоторые выводы по изученному и рассмотренному материалу.

     Экономический рост можно определить как рост реального  ВВП и рост ВВП на душу населения. Он может быть выражен в натуральном и денежном виде.

     Экономический рост определяется следующими факторами:

    • природными ресурсами;
    • труд (трудовые ресурсы);
    • капитал;
    • технологии (НТП).

     Выделяют  экстенсивный и интенсивный экономический  рост.

     Интенсивный – более оптимальный рост, т.к. обеспечивается качеством факторов экономического роста.

     Экстенсивный – обеспечивается количеством факторов экономического роста, что не дает высоких показателей, а также носит застойный характер, изнашиваются основные фонды, нет НТП и т.д.

     Неолассическая модель экономического роста базируется на производственной функции Кобба-Дкгласа, которая учитывает участие труда и капитала, а также научно-технического прогресса. Кроме того, она приобретает модифицированный вид при определении зависимости объема выпуска продукции от фондовооруженности, инвестирования и выбытия основного капитала, роста населения. В модели Солоу раскрывается золотое правило накопления.

     Неокейнсианская модель экономического роста использует эффекты мультипликации автономных инвестиций и акселерации индуцированных инвестиций. Кроме того, в ней применяется уравнение Харрода-Домара, которое в конечном счете устанавливает зависимость прироста национального дохода от нормы накопления в нем. При этом в данной модели важное значение придается равенству темпов прироста сбережений и ожидаемых инвестиций.

               Модели эндогенного роста. Действительную ценность эндогенной теории роста приходит ее попытка смоделировать эндогенный компонент технического прогресса в качестве неотъемлемой части теории экономического роста.

              Мировая экономика переживает первую со времен Второй мировой войны глобальную рецессию. По глубине и масштабу воздействия на глобальную экономику кризис оказался намного более серьезным, чем ожидалось. Влияние на Россию усугубляется ее структурной уязвимостью: зависимостью от нефтегазового сектора и узостью промышленной базы со слаборазвитым сектором малых и средних предприятий.

             Тем не менее, в российской экономике есть значительный потенциал для восстановления экономического роста, и его реализация во многом зависит не только от перспектив мировой экономики, но и от результативности принимаемых антикризисных мер и эффективности перестройки российского бизнеса. Даже в случае затяжной стагнации мировой экономики у России есть потенциал восстановления экономического роста.

Таким образом все поставленные во введении задачи решены, значит цель работы достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Экономический рост