Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моего исследования является выявление понятия и сущности, типов, факторов экономического роста, связанные с ним теории и изучение взглядов ученых-экономистов на проблему экономического роста.

Для достижения цели следует решить следующие задачи:
Изучить сущность экономического роста и его показатели;
Изучить типы экономического роста;
Изучить факторы экономического роста;
Изучить модели экономического роста (неокейнсианские, неоклассические и модели эндогенного роста);
Выявить проблемы экономического роста в России;
Выявить пути решения этих проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6

1. ПОНЯТИЕ, ТИПЫ И ФАКТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………...9

1.1 Определение экономического роста и его показатели …………………….....9

1.2 Типы экономического роста ……………………………………………….…18

1.3 Факторы экономического роста ………………………….…………………..23

2.ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА …………...…………..31

2.1 Неокейнсианские модели экономического роста ………………………..….31

2.2 Неоклассические модели экономического роста ……………………….…..48

2.3 Модели эндогенного экономического роста...………………………………51

3.ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ И ИХ РЕШЕНИЕ…56

3.1 Проблемы экономического роста в России…….………………….…..…….56

3.2 Решение проблем …..……………………………….………………………...59

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….....65

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….68

Работа содержит 1 файл

Экономический рост.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

Рис 9. Динамика производства ВВП за 2005-2009 г.

Основными особенностями развития экономики Российской Федерации в настоящее время являются доминирующее положение нефтегазового и сырьевого секторов и вытеснение из структуры потребления российской продукции традиционных отраслей импортными товарами, особенно это касается потребляемой в России продукции инновационного сектора.

России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов

Как показали события последних месяцев, избыточная зависимость экономики от конъюнктуры  мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и металлов, мирового финансового рынка, а также от импорта товаров и оборудования ставит под вопрос экономическую безопасность России. В такой ситуации абсолютно необходимой представляется целенаправленная государственная политика диверсификации и модернизации экономики Российской Федерации в целях повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения устойчивого экономического роста страны и отдельных регионов и повышение благосостояния граждан.

Таким образом, в 2008-2009 гг. по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации экспертами Автономной некоммерческой организации «Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства» (НИСИПП) выполняется научно-исследовательская работа «Разработка комплекса мер по стимулированию диверсификации экономики». На настоящий момент выполнен первый этап работы, в ходе которого была проведена комплексная оценка действующих институтов и инструментов, оказывающих значимое влияние на диверсификацию экономики Российской Федерации, выявлены проблемы применения институтов и инструментов диверсификации, уроки, которые необходимо учитывать для успешной реализации политики диверсификации в дальнейшем. Также оценен охват хозяйствующих субъектов институтами и инструментами диверсификации, определены направления необходимых изменений и рекомендации по совершенствованию рассмотренных институтов и инструментов.

Как отмечает заместитель генерального директора  НИСИПП Евгений Литвак, для успешной реализации политики диверсификации экономики  России необходимо осуществить изменение действующего регулирования многих экономических процессов, соответствующих институтов и инструментов экономического развития. Они должны осуществляться как на федеральном уровне, так и на региональном и муниципальном, и наконец-то создать благоприятные условия для экономического развития и инвестиций. Особенно эти изменения становятся актуальным в условиях текущего финансово-экономического кризиса, предъявляющего новые требования к подходам, качеству и эффективности государственного управления экономикой.

    У воздействия глобального экономического кризиса на Россию есть свои особенности, связанные с накопленными деформациями структуры экономики, недостаточной  развитостью ряда рыночных институтов, включая финансовую систему.

    Основная  проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играют нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.

    Вторая  проблема - недостаточная конкурентоспособность  несырьевых секторов экономики. Когда  начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных "поддержать" экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные.

    Результат - значительное падение промышленного  производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупные сырьевые предприятия и которые в условиях постоянного роста цен на сырье были весьма обеспеченными.

    Третья  проблема - недостаточная развитость финансового сектора, банков. Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными.

Тем не менее, в российской экономике  есть значительный потенциал для  восстановления экономического роста, и его реализация во многом зависит не только от перспектив мировой экономики, но и от результативности принимаемых антикризисных мер и эффективности перестройки российского бизнеса. Даже в случае затяжной стагнации мировой экономики у России есть потенциал восстановления экономического роста.

Эта возможность связана с рядом  факторов, с использование Россией  ее исторически сложившихся приоритетов, потенциала природных и человеческих ресурсов, преимущества России. У России есть большой потенциал для сокращения энергоемкости ее производства и на этой основе повышения эффективности использования энергетических ресурсов; возможности оптимизации государственных расходов, их концентрации на инновационных направлениях; создания условий для роста инвестиционной активности, особенно  малого и среднего бизнеса; поддержания внутреннего спроса; развития инфраструктуры и жилья.

3.2 Решение  проблем экономического роста  в  России. 

1. Приоритеты  программы антикризисных мер 

    Национальная  экономика в последние годы развивалась во многом за счет внешних источников - высоких цен на сырье, "дешевых" кредитов иностранных банков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочного устойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.

         В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

    В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической  жизни страны. Правительство будет  с максимальной ответственностью подходить  ко всем своим действиям, с тем чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

    Правительство будет осуществлять свою деятельность исходя из семи основных приоритетов:

    1. Публичные обязательства государства  перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения.

    2. Промышленный и технологический  потенциал будущего роста должен  быть сохранен и усилен. Правительство  не будет вкладывать деньги  налогоплательщиков в сохранение  неэффективных производств. В  то же время предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом.

    3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

    4. Кризис - не повод отказаться от  долгосрочных приоритетов модернизации  страны. Такая работа будет активизирована  и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства - смена сложившейся модели экономического роста. Вместо "нефтяного" роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал - образование и здравоохранение - будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены, но за меньшие средства.

    5. Ответственный бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющих малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

    6. Экономика должна опираться на  мощную национальную финансовую  систему. Правительство предпримет  все необходимые усилия для  нормализации функционирования  финансового сектора, включая  банковскую систему и фондовый  рынок, для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

    7. Правительство и Центральный  Банк будут реализовывать ответственную  макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижению инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

    В условиях кризиса ключевую роль будет  играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более чем на четверть по сравнению с 2008 годом планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

Глобальный  экономический кризис носит системный  характер, затрагивает большинство  отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает эти факторы при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.  

  Повышение  устойчивости национальной финансовой системы

    В рамках обеспечения устойчивости финансовой системы Правительство действует по трем основным направлениям. Первое - расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы, второе - повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора и третье - обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

    Правительство совместно с Банком России реализует  меры по рефинансированию банковской системы с тем, чтобы финансовые средства доходили до конкретных предприятий. В 2008 году на эти цели уже направлено на возвратной основе из всех источников, включая бюджет, средства госкорпораций и рефинансирование со стороны Центрального Банка, более 2 триллионов рублей, в 2009-м поддержка будет продолжена в основном за счет ресурсов Центрального Банка.

    В 2009 году, в дополнение к уже выделенным коммерческим банкам, банкам с государственным  участием и Внешэкономбанку субординированным  кредитам, Правительство направит 200 млрд. руб. ВТБ, 130 млрд. руб. Внешэкономбанку, 225 млрд. руб. коммерческим банкам на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики.

Информация о работе Экономический рост