Экономическое развитие стран Европы и Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:24, реферат

Описание работы

Великобритания является признанным лидером в области передовых технологий, дизайна и творческого подхода к бизнесу. Эта позиция также подкреплена политикой правительства, которая направлена на достижение первенства в научно-исследовательской сфере. Благодаря этому экономика Великобритании смогла стать самым привлекательным местом в Европе для инновационных компаний со всего мира, в особенности для компаний с высокой добавленной стоимостью, работающих в области медицины и биологии, информационных и телекоммуникационных технологий, инновационного машиностроения, а также в научно-исследовательской сфере.

Содержание

1.Экономика Великобритании
2.Перспективы развития экономики Японии в 2012 году
3.Экономические выгоды от проведения Олимпийских игр
4.Экономика Италии
5.Экономика Франции
6.Мировой рынок алмазов
7.Экономика Европы

Работа содержит 1 файл

Индивидуалка.docx

— 132.69 Кб (Скачать)

 

 Комплектующие выпускаются  и за границей, однако их «локализация»  не является полной. По имеющимся  оценкам, около 20% узлов и деталей  поставляется из Японии, где легче  гарантировать точность обработки  и сборки. В префектурах Мияги, Иватэ и Фукусима выпускается электронное оборудование и точные приборы (92% их идѐт на экспорт). Это крупная статья внешней торговли: на одни только детали и узлы для автомобилей и компоненты для электронного оборудования приходится более 10% японского экспорта. Остановка поставок этой продукции затормозила движение сборочных конвейеров на головных предприятиях, как в Японии, так и за еѐ пределами.

 

 Принцип организации производства just-in-time (работа без промежуточных складов, сборка «с колѐс»), разработанный компанией Toyota еще в 1970-х годах для автопрома, принят во всех отраслях массового машиностроения многих стран мира в качестве самого экономичного. Катастрофа в Тохоку показала, что при разрыве трансграничных поставок такая организация подводит как поставщиков, так и сборщиков. Чтобы не потерять место на рынке, японские компании стали спешно искать и создавать поставщиков для себя в Бразилии, Испании, России, Таиланде, Индии.

 

 Аналогичный удар испытали  высокотехнологичные производства  материалов и компонентов, по  которым Япония лидирует в  мире. Ущерб нанесен японской  индустрии и внешней торговле. В целом по стране, в силу  разрушений инфраструктуры транспорта  и дефицита электроэнергии промышленное  производство во втором квартале 2011 г. упало на 8,5%, т.е. до уровня  июля 2008 г. и в третьем квартале  так и не вышло за эти  рамки. 

 

 Прямые материальные  потери пострадавших районов  были оценены правительством  в июне 2011 г. как сумма затрат  на восстановление в зоне побережья  Тихого океана и части территории  внутри Хонсю и на побережье  Японского моря. Ущерб дорогам,  жилым домам и фермам составил 16,9 трлн. иен. Нежилым зданиям,  складам, фабрикам и заводам  потребуется 10,4 трлн. иен. Атомные  электростанции, жизненно важные  коммуникации (водопроводы и газопроводы)  понесли ущерб в 1,3 трлн. иен.  Аэропорт Сэндай, береговые укрепления и дамбы - 2,2 трлн. иен. На сельскохозяйственные земли, леса и рыбоводные хозяйства пришлось 1,9, на прочие объекты - ещѐ 1,1 трлн. иен. Суммарная величина составила 33,8 трлн. иен, или более 430 млрд. долл. Это более 7% годового ВВП Японии. В первые пять лет расходы на восстановление составят не менее 20 трлн. иен.

 

 Круг задач и принципы  действия правительства были  определены оперативным штабом  под началом премьер-министра, немедленно  созданным 11 марта. Штаб взял  на себя оценку ситуации на  аварийной АЭС, подготовку законопроектов  о порядке покрытия ущерба  населению и компаниям и выплату  200 млрд. иен ($2,44 млрд.) из бюджетного  резерва на первоочередные расходы.  В конце июня было учреждено  Агентство по делам восстановления.

 

 Правительство взяло  на себя: контроль над аварийными  реакторами;

 

 контроль над энергоснабжением  региона, который обслуживался  этими реакторами;

 

 финансирование восстановления  магистрального транспорта и  связи и расчистки территории  из средств центрального бюджета; 

 

 определение задач  реконструкции, выбор проектов  для проведения важнейших работ  и распределение ответственности  между центральными и местными  властями.

 

 Сразу же были предложен  набор проектов: что восстанавливать,  что переносить, что строить заново. Это трудные в исполнении и  дорогие проекты, так как многие  городки оказались затоплены,  грунт «поплыл», и на всѐм предгорье северо-востока появилась опасность оползней. Вся 20-километровая зона вокруг разрушенного энергоблока оказалась заражѐнной радиоактивными элементами и оставлена закрытой.

 

 На полное переустройство  северо-востока Японии уйдѐт не меньше 10 лет. Правительство отводит главную роль в разработке и выполнении проектов частным фирмам. Фирмы определяют свою долю финансирования и через местную администрацию запрашивают бюджетные субсидии или налоговые льготы.

 

 Очистка земли, восстановление  водоснабжения и канализации,  автомобильных дорог, связи, налаживание  поставок топлива - всѐ это отнесено к компетенции администрации префектур и частных строительных компаний. За расчистку сельскохозяйственных земель взялись сами фермеры. В префектурах Мияги и Иватэ сельское хозяйство будет на 95% восстановлено в 2014 г. Полная уборка территории с сортировкой и утилизацией обломков займѐт не менее двух лет.

 

 Работа пошла быстрее,  чем ожидали власти. Для эвакуированных  жителей строятся 62 тысячи временных  домов. Они будут сдаваться  внаѐм по низким ценам и передаваться в собственность жителям через 7 лет. Получив страховку за разрушенное жильѐ, люди смогут строить постоянные дома.

 

 На скоростном шоссе,  шедшем вдоль берега, сделаны  объезды и построены новые  мосты. Аэропорт города Сэндай возобновил полѐты. Восстановлены нефтяные терминалы на побережье Тихого Океана. Ведущие автомобильные компании планируют возобновить выпуск продукции в прежнем объѐме к концу 2011 г. и договариваются о стандартизации некоторых деталей и узлов независимо от марки машин, чтобы быстрее восстановить цепочки поставок. Toyota Motor Corp. планирует в 2012 г. вернуть свою долю американского рынка (15%).

 

 Строительный бум создал  повышенный спрос на строительные  материалы, технику и строителей. Опрос, проведѐнный на предприятиях промышленности, торговли и сферы услуг в районе, пострадавшем от землетрясения и цунами, показал, что к 1 августа 93% этих предприятий возобновили работу. Многие нашли замену источников снабжения, и ожидается, что 70% предприятий восстановят прежний уровень производства до конца 2011 года. Но этот бум будет недостаточен для выхода из рецессии из-за проблем с экспортом, который всегда выводил экономику на траекторию роста. Экспортные поставки начали испытывать сложности от стагнации спроса в США и странах Евросоюза, а также высокого курса иены.

 

 Переводы прибылей  от зарубежных инвестиций в  последние 5-6 лет устойчиво превышали  положительное сальдо торгового  баланса, а в 2011 г. перекрыли  и образовавшийся торговый дефицит.  Платѐжный баланс по текущим операциям устойчиво положительный. Поэтому курс иены к ключевым валютам постепенно поднялся со 113 иен в 2007 г. до 77 иен за доллар осенью 2011 г. и со 167 иен за евро до 106 иен за тот же период. Реальный эффективный курс иены62 с января 2008 г. поднялся на 34,6%. Он превышает паритет покупательной способности (РРР) иены к доллару: в 2010 г. паритет доллара был 111 иен. За последние два десятка лет в США, странах Еврозоны, Китае, Южной Корее, Сингапуре цены росли, но в Японии сохранялась дефляция. Это устойчивая тенденция, которую крайне трудно переломить.

 

 Такие паритеты иены  крайне невыгодны японским экспортѐрам, которые строили свои расчѐты в 2011 г. на курсе в 81 иену за доллар и в 112-116 иен за евро. «Высокая иена» тормозит экономический рост, подталкивая частный бизнес к вывозу капитала. Крупные компании уже не первый год выводят свои производственные мощности за границу. Перебои снабжения и дефицит электроэнергии только ускоряют это бегство.

 

 Сейчас очевидно, что  это новая стратегия бизнеса.  Производственные центры переводятся  в страны Азии, там же идут  слияния с местными фирмами,  оттуда компоненты и полуфабрикаты  изделий везутся в Японию. Они  имеют ценовые преимущества на  рынке Японии. Эту систему поддерживает  сеть соглашений о свободе  торговли в рамках АСЕАН. В  странах АСЕАН создаются целые  «хабы», производственные и экспортные центры японских компаний. В Японии остаются центры развития технологий, планирования глобальных операций и управления валютными рисками. Так что новый виток глобализации японского бизнеса - это лишь отчасти эхо землетрясения и цунами.

 

 Самыми тяжелыми проблемами  в настоящее время для Японии  являются атомная энергетика  и дефицит электроэнергии.

 

 Выбор в пользу атомной  энергетики был сделан после  нефтяных кризисов семидесятых  годов прошлого века, когда со  всей очевидностью проявилась  необходимость диверсификации источников  энергии, чтобы резкие скачки  мировых цен на нефть не  дестабилизировали энергоснабжение  Японии и всю структуру цен  в еѐ экономике. С тех пор доля нефти в качестве топлива для электростанций сократилась с 60% в 1973 году до 6% в 2010 году.

 

 В национальной энергетической  стратегии, принятой в мае 2006 г., атомная энергетика выбрана  приоритетной отраслью, как самая  экологически чистая. Еѐ долю в выработке электроэнергии предполагалось поднять к 2030 г. с 30% до 40%63. А в 2009 г. правительство приняло обязательство к 2020 г. снизить выброс углекислого газа в атмосферу на 25% и к 2050 г. на 80% от уровня 1990 г. Для этого на АЭС должно вырабатываться до 40% электроэнергии уже в 2020 году.

 

 В Японии работают 17 атомных электростанций, принадлежащих  9 региональным энергетическим компаниям.  Общее число реакторов на этих  станциях - 55.

 

 Ещѐ в 1950 г. оккупационная администрация приватизировала государственную энергосистему Nippon Hassoden, разделив еѐ между региональными компаниями. Это региональные монополисты, владеющие коммерческими электростанциями всех видов и распределительными сетями. Все АЭС построены на береговой линии. Они работают на охлаждении морской водой и защищены от волн бетонными стенками высотой от 5 до 12 метров, явно не рассчитанными на высоту цунами, обрушившейся 11 марта.

 

 Выработка электроэнергии  на АЭС обходится довольно  дорого: 1 киловатт-час стоит 7 иен,  в то время как на электростанциях,  работающих на угле - 6 иен, а  на природном газе - 5 иен. Цена  электроэнергии, полученной на нефтяном  топливе, нестабильна: от 7 до 20 иен  в зависимости от цены нефти64. АЭС могли бы давать более  дешевую электроэнергию, будь они  загружены на 85%, как в среднем  в странах-членах ОЭСР. Но коэффициент  использования мощностей японских  АЭС ниже 60%.

 

 В Японии положено  останавливать реакторы на плановую  проверку каждый тринадцатый  месяц для спокойствия местных  властей, озабоченных безопасностью  АЭС из-за сильной оппозиции  населения. Каждый раз реакторы  останавливают на несколько месяцев,  и они простаивают в среднем  по 140 дней в году (в США - по 38 дней). Для их запуска запрашиваются  местные власти.

 

 После аварии 43 из 54 реакторов  были остановлены для проверки  по повышенным критериям безопасности («stress test»). Весной 2012 г. будут проверены все остальные. На время летнего пика потребления электроэнергии в регионе Канто были введены «веерные» отключения от сети по квотам для различных потребителей. Все планы строительства новых атомных электростанций отменены.

 

 Однако отказаться  от атомной энергетики страна  не может. Японский центр экономических  исследований подсчитал, что переход  на уголь, нефть и газ (все  углеводороды импортируются) - в  2012-2020 гг. обойдѐтся экономике в 90 млрд. долл. ежегодно, отчего торговый баланс будет постоянно отрицательным.

 

 В стране идут активные  поиски путей преодоления дефицита  электроэнергии. У многих промышленных  компаний есть свои запасные  генераторы, но они не рассчитаны на постоянную нагрузку и выбрасывают много СО2 в атмосферу. Солнечные батареи, ветер, термальные воды буду использоваться локально. Эти возобновляемые энергоресурсы не рассчитаны на использование на крупных станциях с передачей электроэнергии потребителям через большие сети. Это означает, что организация отрасли со временем сильно изменится в пользу множества местных производителей и небольших местных распределительных сетей.

 

 Новая энергетическая  стратегия пока существует в  виде лозунгов и предложений.  Так, предыдущий премьер-министр  Наото Кан предложил начать свѐртывание атомной энергетики и довести выработку электроэнергии из возобновляемых источников с 1% в 2010 г. до 13% в 2020 г. Эксперты считают, что этого можно будет добиться не раньше 2030 г. Предложение Кана противоречит интересам таких компаний, как Mitsubishi Heavy Industries и Toshiba, которые успешно экспортируют ядерные технологии и оборудование для АЭС. Кабинет Ёсихико Нода установил 40-летный срок службы для энергоблоков, после чего они должны быть закрыты и демонтированы.

 

 Если энергетические  компании запустят старые, законсервированные  тепловые станции, стоимость потребляемых  энергоресурсов увеличится на 2 трлн. иен (26,3 млрд. долл.), а стоимость  электроэнергии для потребителей  может возрасти на 40%. Если Япония  полностью откажется от атомной  энергетики в пользу природного  газа, стране потребуется 52 млн.  т. сжиженного природного газа  в год. А это 29% мирового потребления  газа.

 

 Порядок государственного  регулирования атомной энергетики  будет изменѐн. В апреле 2012 г. заработает новое агентство по ядерной безопасности в составе министерства по охране окружающей среды. Старые АЭС будут постепенно выводиться из эксплуатации, а новые строиться не будут - 12 подготовленных проектов положены на полку.

 

 Работа над коммерческим  применением альтернативных видов  энергии ведѐтся с удвоенной силой. Согласно закону о возобновляемых энергоресурсах, принятому 26 августа, энергетические компании будут обязаны покупать электроэнергию у компаний, работающих на таких ресурсах, по ценам с надбавкой. За надбавку будут расплачиваться конечные потребители.

 

 Все направления выхода  из энергетического кризиса, будь  то запуск старых тепловых  станций, переход на сжиженный  природный газ, развитие альтернативных  ресурсов, обойдутся Японии очень  недѐшево. Не исключено, что Япония откажется от выполнения прежних обязательств по Киотскому протоколу.

 

 Перераспределение бюджетных  ресурсов на ликвидацию последствий  стихии увеличило нагрузку на  государственный бюджет. Согласно  планам правительства, из гигантской суммы расходов на полное восстановление от ущерба 68% должно быть использовано в первые десять лет. Государственное финансирование такого масштаба работ кажется невыполнимой задачей из-за бюджетного дефицита, выросшего за последние двадцать лет и особенно после кризиса 2009 г.

Информация о работе Экономическое развитие стран Европы и Азии