Этнография и этносоциология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, курс лекций

Описание работы

В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов2.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.10 Кб (Скачать)

С не меньшими сложностями  мигрант сталкивается при попытке  законным путем оформить регистрацию. Российские институты регистрации  и использования иностранной  рабочей силы работают с обратным эффектом, плодя незаконных мигрантов, выталкивая их в теневую экономику. 

И тогда включаются институты традиционного таджикского  общества. На всех стадиях - принятия решения  о выезде, подготовки переезда, в  пути, поиска работы, обустройства на новом  месте, возвращении, даже в переводе заработанных средств, - таджикские мигранты вынуждены опираться на традиционные структуры традиционного общества: многопоколенную семью, авлод (кровно-родственная  патрилинейная родовая община), родовую, соседскую общину, земляческую (этнорегиональную) группу26. 

Патриархальная структура  воспроизводится и в принимающем  обществе: все заботы о регистрации, взаимоотношений с властями, работодателем, медицинского обслуживания и т.п. берет  на себя бригадир. Оборотной стороной опоры на традиционные структуры  является отсутствие опыта социализации принимающего общества, адаптации к  городской среде. 

В известной мере вынужденная сегрегация тех или  иных этнических общин в общественном мнении россиян трансформируется в  подозрительность, обвинения в клановости, мафиозности, замкнутости. Эти настроения тем явственнее, чем более значима  этнокультурная дистанция между  этнической группой и местным  населением. Отсутствие транспарентности взаимоотношений внутри этнической общины подпитывает подозрительность и отторжение со стороны принимающего общества. Частота контактов местных  жителей и вновь прибывших  позитивно влияет на их взаимоотношения. Но для этого требуются годы и  опыт многих поколений - по крайней  мере, в местах компактного расселения этнических общин.  

Особое значение приобретает фактор разницы "урбанизационных  потенциалов" территорий выхода и  вселения мигрантских этнических общин. Сложно адаптироваться к российским условиям не только таджикам, но и выходцам из сельской местности других государств Средней Азии, Азербайджана, республик  Северного Кавказа. Важно и качество городской среды: традиции и нормы  поведения, сложившиеся даже в больших  городах Средней Азии, несут печать традиционного общества и кардинально  отличаются от российских. Не меньшее  значение имеет и опыт этнокультурных контактов принимающего населения, тесно связанный с урбанизированностью  территории. Неспроста наиболее сложная  ситуация в сфере межэтнических  отношений сегодня складывается в наименее урбанизированных регионах Северного Кавказа - Краснодарском, Ставропольском краях.  

Мигрантофобии и  этнофобии, перефразируя С. Хантингтона, - порождение столкновения цивилизаций. Столкновения городской цивилизации  с развитыми социальными коммуникациями, высокой социальной мобильностью, выраженным индивидуализмом, не замыкающимся в  рамках группы, и сельской цивилизацией - с патриархальным, клановым, коллективистским образом жизни. 

Интолерантность к  мигрантам есть результирующая реакция  на целый комплекс наложившихся проблем, связанных с появлением культурно  различающихся новообразований  в локальной социальной среде, которые  неизбежны при массовом притоке  мигрантов в ту или иную местность, преобладанием в миграционных потоках  представителей не урбанизированной среды, не адаптированных к высокоурбанизированной российской среде, тем паче - к существованию  в условиях мегаполисов, перенесением негативных стереотипов на целые  антропологические группы - "кавказцев", "азиатов".  

Фобии и дискриминация  меньшинств 

Нетерпимость может  принимать различные формы, вплоть до физического насилия. По данным правозащитных  организаций, можно достоверно утверждать о трех десятках убийств на национальной почве в 2001-2004 годах27, представители  национально-культурных организаций  утверждают, что их на порядок больше. Однако если громкие случаи насилия  привлекают внимание общества, то ползучая дискриминация меньшинств, представляющая не меньшую угрозу социальной стабильности, незаслуженно игнорируется и СМИ, и  российским социумом. Хотя подростки  четко фиксируют дискриминацию  меньшинств: отвечая на вопрос, каково отношение в современной России к национальным, этническим, религиозным  или языковым меньшинствам, школьники  на первое место поставили национализм (18,6%), затем расизм (17,1%), дискриминацию (16,4%)28. 

Дискриминации в  первую очередь подвергаются самые  бесправные представители этнических меньшинств: отсутствие гражданства, регистрации, плохое знание русского языка, недостаточная  квалификация и пробелы в образовании  делают неконкурентоспособными представителей меньшинств во всех сферах социально-экономической  жизни принимающего общества. При  этом не играет значения, насколько "успешно" данное меньшинство в локальном  социуме. Важен уровень толерантности  к данному конкретному меньшинству: неприятие меньшинства провоцирует  дискриминацию его представителей.  

В известном смысле, дискриминацию можно рассматривать  как частный случай этнической напряженности  и этнического насилия низкой интенсивности, для которого характерна рутинность и привычное знакомство с репертуаром насилия29. Причем, по справедливому замечанию М. Аствацатуровой, усиление межэтнической напряженности  приводит к дальнейшей дискриминации  меньшинства, которая проявляется  не только в риторике, но и "обосновании  дискриминационных принципов в  нормативно-правовых актах органов  власти и местного самоуправления, утверждении националистического  курса государственной (региональной) национальной политики"30. 

Социальный статус представителя меньшинства - его  личный статус - становится производным  от статуса данного меньшинства  в системе взаимоотношений "местное  население - меньшинство". Парадоксальным следствием этого является многомерность ("размытость") социального статуса  иноэтничного мигранта: скорее правилом, нежели исключением, являются примеры  занятия им противоречивых социальных позиций. Дискриминатор ориентируется  не на личные качества работника, а  на статус меньшинства, определяющего  стоимость труда его представителей на рынке труда.  

Решающее значение на распространенность ксенофобий и  сопутствующей дискриминации представителей меньшинств играет предыстория формирования данной этнической группы. Обследования, проведенные нами в 2002-2004 годах в  Поволжье, свидетельствуют, что и  население, и эксперты четко различают  традиционные для данной местности  этнические группы и мигрантские: "татары, мордва, чуваши - это свои, как и  русские". Аналогичные представления  и о положении евреев и немцев31. 

Нетерпимость направлена исключительно на представителей мигрантских  этнических групп. Отвечая на вопрос, "Есть ли такие национальности, пребывание которых на территории вашей области  признается в общественном мнении нежелательным?", эксперты, выделяют цыган, чеченцев, затем, с большим отрывом, дагестанцев, таджиков, азербайджанцев, узбеков (Астрахань, 2004). Наиболее сложно представителям кавказских и среднеазиатских меньшинств: "Сам  термин - лицо кавказской национальности - это как клеймо, ты уже бандит"; "за последние год-два возникло негативное отношение к дагестанцам  и, независимо от национальности, к  выходцам из Чечни, будь то русские, татары, евреи - кто угодно"32. Те меньшинства, на которые направлены этнофобии, и  подвергаются дискриминации в первую очередь. Основными сферами дискриминации  меньшинств являются право на работу, найм жилья. По мнению астраханских экспертов, наименьшие шансы получить работу на государственной, муниципальной службе имеют цыгане, чеченцы, дагестанцы, таджики, узбеки, им же ограничен доступ в силовые органы (здесь чеченцы  опережают цыган), в учреждения бюджетной  сферы. Одновременно эксперты полагают, что доступ в частный бизнес более  затруднен русским и представителям традиционных меньшинств. В Самарской  области, по мнению экспертов, доступ во все упомянутые сферы занятости  ограничен цыганам, таджикам, узбекам, азербайджанцам, чеченцам. (Астрахань, 2004; Самара, 2004). 

Нами предпринимались  попытки опытной проверки дискриминации  представителей национальных меньшинств в этих сферах в Астрахани и  Самаре (2002 год и 2004 год). Обследование проводилось волонтерами, преимущественно, студентами. Методика обследования включала элиминирование всех, по возможности, факторов, кроме этнической принадлежности претендентов и сводилась к "провоцированию" работодателей на выбор между  представителем национального меньшинства  и русским (либо между представителями  разных национальных меньшинств)33.  

Опытное обследование положения представителей национальных меньшинств на рынке труда продемонстрировало: в 11 % попыток устройства на работу, предпочтение отдается русскому (ой), или  представителю традиционного меньшинства - перед мигрантами.  

Наряду с отказами в найме на работу отмечались факты  и дискриминации в оплате труда, условиях труда. В одном случае студенту-армянину предложили объект и график труда  хуже, чем его напарнику; оплата труда  также была меньше в полтора раза. В другом случае русскому студенту, кроме фиксированной ставки, одинаковой с его напарником-узбеком, были предложены премиальные (Самара, 2004). 

В то же время традиционные меньшинства меньше сталкиваются с  дискриминацией на рынке труда: из 51 "провокации" работодателей только в 8 случаях можно говорить о возможной  дискриминации татар и ногайцев (причем в некоторых случаях девушки  прибегали к экстремальным мерам, обряжаясь в религиозные одежды), в 5 отмечалась позитивная дискриминация (Астрахань, 2004).  

Сходная ситуация на рынке жилья. Владелец жилья, по мнению и астраханских, и самарских экспертов, в первую очередь обращает внимание на то, является арендатор приезжим или местным, а также его национальность. Другие факторы - прописка, наличие  маленьких детей, семейное положение, гражданство, род занятий, пол, возраст - существенно менее значимы. В  Астрахани наименьшие шансы снять  жилье имеют чеченцы, цыгане, дагестанцы, таджики, узбеки, в Самаре - цыгане, таджики, чеченцы, узбеки, азербайджанцы (Астрахань, 2004; Самара, 2004). В то же время большинство  экспертов и участников фокус-групп  отвергали предположения о ценовой  дискриминации съемщиков жилья  по национальному признаку34. 

Налицо устойчивые предубеждения против сдачи жилья  представителям кавказских, среднеазиатских  меньшинств, цыганам. Наиболее сложно найти жилье выходцам с Кавказа: из 37 "провокаций" съемщика жилья, предпринятых нашими кавказскими волонтерами, в 11 случаях зафиксирован отказ по национальному признаку (Астрахань, 2004).  

Практически во всех регионах России можно встретить  в частных объявлениях о сдаче  жилья формулировки: "только для  русских", "только для русской  семьи ".  

Учитывая сложившуюся  ситуацию на рынке жилья, лица, ищущие жилье, зачастую сами указывают свою национальность. Наиболее распространены формулировки "для русской семьи", "русского мужчины", "русской  женщины", "русской девушки", "семья славян". (таблица 1, рисунок 1). 

Таблица 1. Объявления "только для русских" в газетах  бесплатных объявлений, 2002-2004 годы

Территория 

Объявления арендодателей 

Объявления арендаторов 

Всего  

Из них «для русских» 

Всего 

Из них «для русских» 

Количество 

Количество 

% 

Санкт-Петербург 

126 

1,6 

156 

31 

19,9 

Москва 

330 

0,0 

331 

71 

21,5 

Смоленск 

131 

1,5 

177 

2,3 

Орел 

154 

11 

7,1 

80 

6,3 

Курск 

1104 

0,1 

507 

0,0 

Кавказские минеральные  воды 

83 

3,6 

98 

13 

13,3 

Краснодар 

152 

2,6 

222 

17 

7,7 

Ставрополь 

755 

187 

24,8 

1530 

342 

22,4 

Астрахань 

617 

51 

8,3 

622 

81 

13,0 

Волгоград 

1433 

107 

7,5 

265 

82 

30,9 

Саратов 

1247 

Информация о работе Этнография и этносоциология