Этнография и этносоциология

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 13:28, курс лекций

Описание работы

В современном мире одной из основных сил, определяющих облик XXI века становится миграция, являющаяся неотъемлемой компонентой процесса глобализации1. Прямым следствием масштабных перемещений мигрантов - в соответствии с потребностями быстро развивающихся экономик, по политическим, социальным и иным мотивам, - является все возрастающее этно-культурное и этно-конфессиональное разнообразие социумов2.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 39.10 Кб (Скачать)

188 

15,1 

1082 

280 

25,9 

Самара 

919 

97 

10,6 

1111 

273 

24,6 

Оренбург 

484 

18 

3,7 

1258 

94 

7,5 

Пенза 

973 

12 

1,2 

682 

11 

1,6 

Нижний Новгород 

1089 

77 

7,1 

428 

63 

14,7 

Пермь 

142 

0,7 

382 

28 

7,3 

Иркутск 

1345 

61 

4,5 

484 

76 

15,7 
 
 
 

Рисунок 1. Доля объявлений "для русских" на рынках сдачи/найма  жилья в газетах бесплатных объявлений разных городов России 

Примечание: анализировались 11,1 тысяча объявлений о сдаче жилья  и 9,4 тысячи объявлений о найме жилья  в газетах бесплатных объявлений в 2002-2004 гг. 

Наиболее распространены дискриминационные объявления на юге  России, в регионах, ранее других столкнувшихся с масштабным притоком иноэтнических мигрантов35. 

Зафиксированная дискриминация  представителей этнических меньшинств, касается наиболее благополучных регионов, с давними традициями мультикультурного  существования (Астрахань), где сильны позиции третьего сектора (Самара), где многие годы проводится достаточно продуманная и эффективная политика в отношении национальных меньшинств (Оренбург, Самара) или где в последние  годы сделаны гигантские шаги в ее становлении (Ставрополь, Волгоград). В  других регионах России, за немногими  исключениями, ситуация не лучше. 

Российское общество поражено этнофобиями. Акцентирование государственной миграционной политики на "борьбу с незаконной миграцией" дало мощный импульс мигрантофобиям, принимающим этническую окраску. Страдают при этом не только иноэтничные мигранты, с большими проблемами сталкиваются и иммигранты, переселяющиеся в Россию из государств СНГ (в подавляющем  большинстве это русские), и временные  трудовые мигранты из этих государств, и россияне. 

Миграционная и  национальная (этнонациональная) политика рассматриваются властями, СМИ и  общественностью в неразрывной  связи. Сложился своеобразный политический и общественный консенсус в отношении  необходимости жесткой национальной и миграционной политики. Неприятие  временных трудовых мигрантов, не ориентированных  на интеграцию или адаптацию к  российским условиям, распространяется на всех мигрантов, а также иноэтнические группы, давно осевшие в регионе. 

И власти, и политики, и СМИ делают акцент исключительно  на негативных последствиях миграции. (Роль вопросов национальной политики во внутриполитической борьбе - особая тема. Отметим только, что националистическая риторика активно использовалась на последних парламентских выборах: в ноябре 2003 года ксенофобские настроения были более распространены среди  потециальных избирателей "Яблока", "Единой России", СПС, чем ЛДПР36).  

В масс-медиа доминирует "язык вражды". Массированную пропаганду нетерпимости, агрессивности и ксенофобии, осуществляемую СМИ, назвали фактором проявления нетерпимости в России 40,9% опрошенных в пяти городах России (выборка - 586 человек37). Фокус-группы с  московскими студентами, черпающими информацию из СМИ, обнаружили, что  их оценки количества приезжих в Москве фантастичны - от 17% до 60% населения Москвы. Большинство приезжих, по мнению информантов - люди другой национальности. Чаще всего  назывались такие этнические группы как грузины, армяне, азербайджанцы - "они все на одно лицо"38.). 

И это оказывает  воздействие на общественное мнение: обыватель начинает верить, что ужесточение  миграционной политики - во благо общества и его лично. Редкие голоса специалистов, предупреждающих, что без труда  мигрантов встанут целые отрасли, что сферы их занятости - весьма специфичные, куда россияне не идут, что их дешевый  труд делает дешевле и комфортнее нашу жизнь, остаются голосами вопиющего  в пустыне. 

Надо откровенно признать: иммиграция из стран СНГ "представляет собой еще одну форму "неоколониализма"…. Поэтому такая иммиграция чрезвычайно  выгодна странам-реципиентам, а нелегальная  миграция выгодна вдвойне, по той  простой причине, что именно бесправный нелегал особенно удобен для эксплуатации без всяких ограничений. Выгоды от иммиграции дисперсны, их ощущает каждый, кто  сталкивается с иммигрантом как  работодатель, арендодатель, потребитель  услуг, даже "правоохранитель" и  т.д. Централизованная же борьба с иммиграцией, в том числе и нелегальной - пустой звук, потому что эта борьба против очевидных интересов собственного населения, а такую борьбу не удавалось  еще выиграть ни одной власти"39. 

Необходимо стремиться к минимизации незаконной миграции и незаконной занятости. Но для этого  должны быть четкие и ясные процедуры  регистрации, получения вида на проживание, вида на жительство, разрешения на работу. Что не исключает их жесткости  как по отношению к мигрантам, так и к работодателям.  

Реальные и серьезные  проблемы, обусловленные интенсивным  формированием "новых диаспор" и компактных поселений мигрантских  этнических меньшинств, следует решать путем проведения конструктивной этнонациональной региональной политики. И регионы начинают активно проводить более решительную политику по предупреждению напряженности между местным населением и мигрантами. Проблемы, связанные с мигрантофобиями, власти субъектов Федерации стараются ныне решать в рамках программ региональной национальной политики, которые финансируются, как и программы борьбы с незаконной миграцией и борьбы с преступностью, из региональных бюджетов40. 

В ряде регионов, где  осуществляется конструктивное сотрудничество с этническими меньшинствами, достигнуты впечатляющие успехи (Пермская, Самарская  области, Коми, Удмуртия и др.). В регионах России накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной базы, институционального и финансового ее обеспечения, взаимодействия органов государственной власти с организациями и объединениями  национальных меньшинств.  

В ознакомлении с  таким опытом нуждаются как органы государственной власти и местного самоуправления, так и организации  национальных меньшинств. Сегодня угрозу социально-политической стабильности (несомненному приоритету региональных властей) представляют не межнациональные  конфликты, а нарастающая социально-политическая напряженность - прямое следствие распространения  ксенофобий и усиливающейся дискриминации  меньшинств. Необходима смена курса  этнорегиональной политики: от антикризисной  политики - к антидискриминационной  политике. 

1 - На пороге 21 века. Доклад о мировом развитии 1999/2000 года. М.: "Весь мир", Всемирный  банк, 2000. с. 35

2 - Термины "этнизация", "майноризация" ("меньшинизация"), стремительно распространяющиеся  в академическом дискурсе, отражают  новые реалии, с которыми сталкиваются  специалисты и политики.

3 - Опрос фонда  "Экспертиза", весна 2004, выборка  - 2533 человека. 77% респондентов негативно  относятся к кавказцам, 50 % не любят  китайцев, 42 % считает, что этнические  меньшинства "пользуются в  нашей стране слишком большой  властью и влиянием". 68% опрошенных  заявили, что страну должны  контролировать русские [http://www.open-forum.ru/media/895.html].

4 - Левада Юрий. "Человек  советский": четвертая волна. Рамки  самоопределения // Вестник общественного  мнения, 2004, май-июнь, N 3 (71), с.10

5 - Обследование ВЦИОМ-А  под руководством Ю.А.Левады, ноябрь 2003: репрезентативная выборка по  России - 2112 человек, выборка по  Москве - 429 человек, выборка московской  молодежи - 109 человек; обследование  ВЦИОМ, июль 1996 г.: репрезентативная  выборка по России - 2404 человека, выборка по Москве - 429 человек,  выборка московской молодежи - 105 человек. Формулировка вопроса: "Как  Вы в целом относитесь к  (национальность)?", ответы - "С  раздражением, неприязнью" и "С  недоверием, страхом".

6 - Куда же мы  от империи: материалы дискуссии  // Паин Эмиль. Между империей  и нацией. М.: Фонд "Либеральная  миссия", 2004, с. 233

7 - Бедеров И. Незаконная  фамилия // Новая газета, 2002, 11 июля, с. 4

8 - Левада Ю.А. От  мнений к пониманию: социологические  очерки 1993-2000. М.: Московская школа  политических исследований, 2000, с. 167

9 - К схожей аргументации, прекрасно вписывающейся в российский  дискурс, прибегает С. Хантингтон  в одной из последних публикаций. По мнению С. Хантингтона, в  отличие от предшествующих групп  мигрантов, мексиканцы и другие  латинос не ассимилируются в  американский мейнстрим, формируя  взамен собственные политические  и лингвистические анклавы и  отвергая англо-протестантские ценности, на которых основывается американская  мечта. Культурная граница между  испано-американцами и англо-американцами  может заменить расовое деление  между черными и белыми как  наиболее серьезный раскол в  американском обществе [Huntington Samuel P. Hispanic Challenge // Foreign Policy, 2004, March/ April, PP.30, 32]. Характерен подзаголовок, вынесенный  на обложку журнала "Как  испаноговорящие иммигранты угрожают  идентичности, ценностям и образу  жизни Америки". Аналогичный подход  демонстрирует и З.Бжезинский, озабоченный  изменением этнодемографического  состава США [Brzezinski Zb. The Choice. Global Domination or global Leadership? N.Y., 2004. PP.192, 193. Цит. по: Иноземцев  Владислав. Богатство "выбора" не исчерпывается предложенными  Зб. Бжезинским вариантами / "Свободная  мысль - XXI", 2004, N5 (1543)]. Одновременно  раздаются голоса, призывающие не  увлекаться препонами, устанавливаемыми  на пути иммигрантов. Нобелевский  лауреат по экономике Г. Беккер, например, предлагает облегчить  легальную иммиграцию, отдав первенство  иммигрантам из стран, с которыми  США имеют соглашения о свободной  торговле, в том числе - из Мексики  [Becker Gary S. The Wise Way to Steam Illegal Immigration // Business Week, N.Y.: 2004, April 26, Iss.3880, p.28].

10 - См., например, [Титов  В.Н. О формировании образа  этнического иммигранта (анализ  публикаций прессы) // Социологические  исследования, 2003, N 11]

11 - В. Жириновский,  во время последних парламентских  выборов так обосновывал свое  обещание "выгнать всех китайцев  и среднеазиатов": "русский  человек - это герой, ему в  космос летать хочется, а купечество  и коробейничество у нас никогда  в почете не были... В малый  бизнес устремятся, прежде всего,  азербайджанцы, армяне, китайцы и  вьетнамцы, которые окончательно  подорвут российскую экономику" [http://politics.pravda.ru/politics/2003/1/5/398/14737_Zhirinovsky.html?1].

12 - Гудков Лев.  Русский неотрадиционализм и  сопротивление переменам // Отечественные  записки, 2002, № 3 (4); Штомпка Петр. Доверие: социологическая теория / реф. Н.Фреик // Социологическое  обозрение, 2002, т.2, N 3; Солдатова Г.У.  Психология межэтнической напряженности.  М: Институт этнологии и антропологии  РАН, 1998, с. 12-13

13 - Гудков Лев.  Антисемитизм в постсоветской  России // Нетерпимость в России: старые и новые фобии /Под  ред. Г. Витковской и А. Малашенко;  Моск. Центр Карнеги. - М.: 1999, с.62

14 - Леонова Анастасия.  Настроения ксенофобии и электоральные  предпочтения а России в 1994-2003 гг. // Вестник общественного мнения, 2004, июль-август, N 4 (72), с.84

15 - Там же, с. 86

16 - Соболева Светлана, Чудаева Ольга. Иностранные мигранты  на российском рынке труда  // "Миграция и национальная  безопасность", вып.11, МГУ им.М.В.Ломоносова, М.: 2003, с.92

17 - Скорее наоборот: распространенные представления  о повышенной криминогенности  иноэтничных мигрантов ставятся  под сомнение серьезными исследованиями; статистика преступлений среди  них отличается по структуре,  но не более того. Опросы же  работников правоохранительных  органов продемонстрировали, что  среди них превалируют представления  о более низкой преступности  среди мигрантов, чем среди  местного населения [Миграция  и безопасность в России / Под  ред. Г. Витковской и С. Панарина. Моск. Центр Карнеги. - М.: Интердиалект+, 2000, гл.7; Пядухов Г.А. Этнические  группы мигрантов: тенденции притока,  стратегии поведения. Пенза: ПГАСА, 2003, с.120-121]

18 - Этническая толерантность  в поликультурных регионах России. М.: Институт этнологии и антропологии  РАН, 2002, с.208.

19 - Савва М.В., Савва  Е.В. Пресса, власть и этнический  конфликт (взаимосвязь на примере  Краснодарского края), Краснодар,  КЮИ, 2002, с.148

Информация о работе Этнография и этносоциология