Международная торговля.Теория абсолютных и сравнительных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3

1.Сущность международной торговли.
1.1 Суть и понятие международной торговли…………………………….5

1.2 Основные показатели международной торговли……………………..6

1.3 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе……………………………………………………………………………8

2. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………………11

3.Внешняя торговля России.
1.. Структура внешней торговли России………………………………….20
2.. Перспективы развития внешней торговли России……………….…...22
4.Основные проблемы международной торговли…………………………...25
5.Динамика и структура международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (международная торговля).doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Тамбовский  государственный университет им. Г. Р. Державина

Академия  экономики и предпринимательства

Кафедра экономической теории и истории 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине «экономическая теория»

Тема: «Международная торговля.

Теория  абсолютных и сравнительных  преимуществ». 

                  Выполнила

                  студентка 1 курса, 09 группы, специальности: Бухгалтерский учёт, анализ и аудит.

                  Буерашина Надежда

                  Научный руководитель: к.э.н., доцент кафедры экономической теории и истории Саяпин А. В. 
                   

Тамбов

2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3

  1. Сущность международной торговли.

    1.1 Суть и понятие международной торговли…………………………….5

    1.2 Основные показатели международной торговли……………………..6

    1.3 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе……………………………………………………………………………8

    2. Теории  абсолютных и сравнительных преимуществ………………………11

  1. Внешняя торговля России.
    1. . Структура внешней торговли России………………………………….20
    2. . Перспективы развития внешней торговли России……………….…...22
  2. Основные проблемы международной торговли…………………………...25
  3. Динамика и структура международной торговли………………………....28

Заключение………………………………………………………………………….31

Список  использованных источников……………………………………………...34

 

Введение

      Актуальность  выбранной темы. Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

      Исходя  из этого, можно сформулировать главную  цель данной курсовой работы, состоящую в определении сущности, исследовании динамики и структуры международной торговли. Такая цель курсовой работы предполагает выполнение следующих основных задач: определение сущности мировой торговли; исследование современного состояния мировой торговли и тенденций её развития; определение особенностей структуры мировой торговли на современном этапе; рассмотрение современной политики в отношении международной торговли.

      Таким образом, в данной курсовой работе объектом исследования будет сама международная торговля, а предметом - факторы, динамика развития и структура современной международной торговли.

      Степень разработанности. Изучением этой темы занимались и занимаются практически постоянно. Это является необходимым условием как работы отдельных организаций, связанных с внешней торговлей, так и деятельности каждого государства при осуществлении его внешней политики и разработке средне- и долгосрочных программ развития. Поэтому мониторинг состояния международной торговли, а так же процессы прогнозирования и планирования не прекращаются, что выражается в широком интересе к этой теме. По вопросам международной торговли имеются статьи во всей без исключения литературе по международным экономическим отношениям. Можно выделить таких авторов: А. Смит, Д. Риккардо, Э. Хекшер, Б. Олин, П. Крюгман, Р. Вернон, В. Леонтьев и др., осветившие теоретические основы международной торговли наиболее глубоко.

      В современных условиях активное участие  страны в мировой торговле связано  со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, а также более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения.

      В этой связи значительный интерес  представляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участия национальных экономик в международном товарообмене, факторы конкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективных закономерностей развития мировой торговли.

      Особую  значимость эти проблемы имеют для России и других стран, вставших на путь создания развитой рыночной экономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.

      Применение  анализа как метода исследования изменений в международной торговле на современном этапе предполагает рассмотрение двух аспектов: во-первых, темпы её роста в целом (экспорта и импорта) и относительно роста производства; во-вторых, сдвиги в структуре: товарной (соотношение основных групп товаров и услуг) и географической (доли регионов, групп стран и отдельных стран). Сама тематика работы предполагает изучение не только количественных характеристик изменений в международной торговле, но и качественной стороны этих изменений.

 

    1. Сущность международной торговли.
  1. Суть  и понятие международной  торговли.

      Международная торговля является формой связи между  товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость.

      Структурные сдвиги, происходящие в экономике  стран под влиянием научно-технической  революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают  взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства.

      Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.

      Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на: торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и  торговлю услугами.

      Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира (1. с.30).

      Однако  понятие «международная торговля» употребляется и в более узком значении. Он обозначает, например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

      Мировые цены различаются в зависимости  от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

      В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она  имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

      Национальные  производственные различия определяются разной наделенностью факторами  производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах.

      Эффект, оказываемый внешней торговлей (в  частности, экспортом) на динамику роста  национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы. 

  • Основные  показатели международной  торговли.
  •       Международная торговля складывается из двух противоположно направленных потоков – импорта  и экспорта, а так же сопутствующих  им реэкспорта и реимпорта.

          Объём экспорта – это стоимость товаров, которые вывозятся из страны по внешнеторговым сделкам.

          Объём импорта – это стоимость товаров, которые ввозятся в страну по внешнеторговым сделкам.

          Объём внешнеторгового  оборота – это сумма объёмов импорта и экспорта.

          Торговый  баланс (чистый экспорт, внешнеторговое сальдо) – это разница объёмов импорта и экспорта (табл. 1).

          Табл. 1.

    Соотношение импорта и экспорта. Значение  торгового баланса. Название  торгового баланса.
    Экспорт > Импорт Торговый  баланс > 0 Активный
    Экспорт = Импорт Торговый  баланс = 0 Нулевой
    Экспорт < Импорт Торговый  баланс < 0 Пассивный
     

          Внешнеторговая  квота – это отношение объёма внешнеторгового оборота к ВВП.

          Экспортная (импортная) квота – это отношение экспорта (импорта) к ВВП.

          Доля  внешнеторгового  оборота (импорта, экспорта) страны на душу населения.

          Структура международной торговли – это совокупность удельных весов составляющих частей в общем объёме международной торговли. Структуру международной торговли представляют по различным составляющим: по доле импорта и экспорта во внешнеторговом обороте; по группам и видам товаров и услуг во внешнеторговом обороте, экспорте, импорте; по странам и регионам и т.д.

          Кроме того, международная торговля характеризуется  такими показателями: темпы роста в целом, темпы роста относительно роста производства, темпы прироста мировой торговли относительно прошлых лет. 

    Информация о работе Международная торговля.Теория абсолютных и сравнительных преимуществ