Международная торговля.Теория абсолютных и сравнительных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы. Международная торговля является наиболее развитой и распространённой формой международных экономических отношений. Она занимает основное место среди современных внешнеполитических интересов и проблем стран мира. Поэтому изучение её сущности, динамики развития и современной структуры является важным элементом для определения внешней политики государства его программ развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………............3

1.Сущность международной торговли.
1.1 Суть и понятие международной торговли…………………………….5

1.2 Основные показатели международной торговли……………………..6

1.3 Формы международной торговли и их особенности на современном этапе……………………………………………………………………………8

2. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ………………………11

3.Внешняя торговля России.
1.. Структура внешней торговли России………………………………….20
2.. Перспективы развития внешней торговли России……………….…...22
4.Основные проблемы международной торговли…………………………...25
5.Динамика и структура международной торговли………………………....28
Заключение………………………………………………………………………….31

Список использованных источников……………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа (международная торговля).doc

— 216.00 Кб (Скачать)

      Национальная  экономика имеет сравнительные преимущества в производстве первого продукта, если относительная цена первого продукта выше за рубежом (al1 < al1*). При таком условии международной торговли национальная экономика будет экспортировать первый продукт и импортировать второй в достаточных количествах до тех пор, пока относительные цены в двух странах не сравняются. Поэтому важно определить мировую относительную цену первого продукта в условиях торговли. Для определения относительной цены после установления торговых отношений используется анализ общего равновесия на основе кривых спроса и предложения. Введём понятия относительного предложения и относительного спроса. Так, для первого продукта это будет количество натуральных единиц первого продукта, предлагаемых производителями и пользующихся спросом потребителей, делённых на число натуральных единиц второго продукта, также предлагаемых производителями и пользующихся спросом. На рис. 1.2 изображены кривые относительного спроса на первый продукт (RD) и относительного предложения первого продукта (RS) как функции относительной цены первого продукта (P/ P2).

      Вначале проведем анализ кривой относительного предложения (RS).

      1. Рассмотрим условие, когда   Ниже цены  – производства первого продукта не будет (обе страны специализируются на производстве второго продукта): 

        .

      2. В точке   будут производиться оба продукта.

      3. Для случая   страна будет специализироваться на производстве первого продукта.

      4. При   иностранцы будут специализироваться на производстве второго продукта.

       

      Рис. 1.2. Анализ относительного спроса и предложения

      При специализации страны на производстве первого продукта количество производимого продукта будет равно  натуральных единиц. При специализации иностранцев на производстве второго продукта его предложение будет равно  натуральных единиц. Поэтому в промежутке   относительное предложение будет равно .

      5. При  рабочие производят в двух странах первый и второй продукты (зарплаты одинаковые).

      6. При  обе страны будут специализироваться на производстве первого продукта.

      Теперь  перейдем к анализу кривой относительного спроса (RD) (рис. 1.2). Отрицательный наклон отражает эффект замещения. С ростом относительной цены первого продукта потребители будут приобретать его в меньших количествах и увеличивать объемы приобретения второго продукта, таким образом, относительный спрос на первый продукт будет падать. В точке 1 будет происходить относительное равновесие. В точке 2 будет достигаться равновесие при специализации стран на производстве одного продукта.

      Давид Рикардо рассмотрел два метода оценки выигрыша от торговли. Было показано, что  торговля  – косвенный, более эффективный метод производства. Так, существуют два пути использования 1 часа труда: произвести  натуральных единиц второго продукта или  натуральных единиц первого продукта. Первый продукт может быть обменен на второй, за каждую единицу первого продукта можно получить  единиц второго, поэтому первоначальный час труда принесет (l/al1)(P1/P2) единиц второго продукта. Это больше единиц второго продукта, чем можно было бы произвести за час прямым путём, поскольку 

        

      Второй  метод анализа  выигрыша от торговли – графический. На рис. 1.3 показано, как страны могут увеличить свои потребительские возможности в результате торговых отношений.

      

      Рис. 1.3. Выигрыш от международной торговли

      На  рис. 1.3 прямые TF и F*T* показывают предельные возможности потребления для стран в случае торговли. Таким образом, международная торговля позволяет двум странам потреблять большее количество продукции (на пунктирных линиях, которые проходят выше линий производственных возможностей).

      Очевидное ограничение теории Д. Рикардо – рассмотрение случая двух стран и двух товаров. Это обосновано целями методологического анализа, но в действительности теория торговли во множественном измерении намного сложнее. Простая экстраполяция случая 2´2 (два товара, две страны) может быть иногда опасной. Рассмотрим некоторые расширения базовой модели Д. Рикардо.

      В модели "две страны, много товаров (i = 1, n)", для каждого товара возможно рассчитать отношения  и расположить их в порядке возрастания значений так, что:

       .                                                 (1.1)

      Пусть w – ставка заработной платы. Тогда будет справедливо следующее правило размещения мирового производства: каждый товар, для которого выполняется условие , будет производиться дома, в то время как любой товар, для которого , будет производиться за рубежом.

      Как известно, цена производимого товара равна удельным затратам труда, умноженным на ставку заработной платы. Отсюда, дешевле  производить товар i дома, если  или , с другой стороны, дешевле производить товар i за рубежом, если

      Исходя  из этого критерия, определим   (границу). Все товары из ряда (1.1), лежащие слева от границы, должны быть произведены дома, а справа от границы – за рубежом. Товар, попадающий как раз в "границу", может производиться в двух странах одновременно.

      Рассмотрим  случай n n (много товаров и много стран). Можно записать цепь сравнительных преимуществ аналогично выражению (1.1), которое ранжирует товары (i=1...n) в соответствии со сравнительными преимуществами страны А следующим образом:  

      Это значит, что среди всех товаров  товар Х1 требует наименьших затрат в стране А по отношению к стране В и т. д.

      Для случая: "много стран (j=1,...,m)” аналогичная цепь может быть проанализирована для каждой пары товаров:

      Приведенное соотношение показывает, что страна 1 имеет наибольшие сравнительные  преимущества по товару Х1 относительно товара Х2 и т.д.

      Модель Д. Рикардо впервые была формально апробирована с помощью соответствующего экономического исследования Мак-Даугаллом в 1951 году (через 134 года после ее введения). Мак-Даугалл рассмотрел торговлю между Великобританией и США за 1937 год. Поскольку торговля между этими странами была искажена тарифами (объем ее был мал по отношению к общим торговым потокам стран), он преломил теорию Рикардо путем аргументации, что страна со сравнительным преимуществом по товару будет иметь относительно большую долю рынка третьей страны. Из теории следовало, что только одна страна будет экспортировать любой товар. Таким образом, сравнительное преимущество ассоциировалось со 100 % долями, и 0 % долями в противном случае. На основании такого допущения, случай “несколько экспортеров по товару” рассматривался как опровержение теории Рикардо. Используя данные по 25 производственным товарам, Мак-Даугалл обнаружил, что экспортное соотношение Великобритания / США к третьим рынкам сильно связано с двумя соотношениями: Великобритания / США – затраты физического труда и Великобритания / США – издержки труда. Мак-Даугалл обнаружил, что в случаях, когда издержки труда Великобритании и США были приблизительно равны, экспорт не был равен (но более того, английский в 2 раза превышал американский). Он отнес это к репутации Великобритании как страны высокого качества производства и имперских преимуществ.

      Подводя основные итого по теории Д. Рикардо, отметим следующее.

      Во-первых, Д. Рикардо показал, что выигрыш при обмене проистекает не из абсолютного преимущества, а из того простого факта, что соотношения издержек в отсутствие торговли различны вне зависимости от абсолютных размеров издержек.

      Во-вторых, торговля взаимовыгодна, только если она  производится по соотношению цен  мирового рынка. Рикардо показал также взаимовыгодность торговли и тогда, когда международный обмен осуществляется с участием денег. 
 

    1. Внешняя торговля России.

    3.1.Структура внешней торговли России.

      Внешнеторговый  оборот России за последние 18 лет значительно  увеличился, но его рост происходил в основном за счёт повышения стоимости нефти и других энергоносителей и увеличения их доли в общей структуре экспорта. Постоянно увеличивается экспортная квота: в советский период она не превышала 8 %, а середине 1990-х гг. составляла 20 %, в 2008 году составила 26,6 % (примерно в полтора-два раза выше, чем у развитых стран), что делает экономику страны весьма уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков.

      Внешнеторговый  оборот России в 2009 году упал на 45 % по отношению  к 2008 году. В январе-мае 2009 года он составил 158,6 млрд. долларов США. Сальдо внешнеторгового баланса за первые пять месяцев 2009 года сложилось положительное, размер – 41,9 млрд. долларов США, что более чем в два раза меньше показателей прошлого года.

      Экспорт России в 2009 году упал на 47,6 %, составив 100 млрд. долларов США. Однако, падение поступлений от экспорта связано, прежде всего, с падением цен на основные экспортные товары (энергоносители, металлы), а не с физическим сокращением объёмов. Индекс средних цен экспорта в мае 2009 года составил 57,5 %, тогда как индекс его физического объёма составил 97 %. Основным продуктом экспорта в страны дальнего зарубежья остаются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны в 2009 году составил 68,2 % (в январе-мае 2008 года – 73,1 %). При этом поставки каменного угля и нефтепродуктов в абсолютном выражении несколько выросли, а поставки газа упали на 50 %.

      Импорт  России в январе-мае 2009 года составил 58,4 млрд. долларов США и по сравнению с январем-маем 2008 года снизился на 42,3 %, в том числе из стран дальнего зарубежья – 51 млрд. долларов США (снижение на 41,2 %), из стран СНГ – 7,4 млрд. долларов США (снижение на 49%).

      Снижение  импорта связано с падением физических объёмов импортных поставок, тогда как средние цены ввезённых товаров практически не изменились. В апреле 2009 года по сравнению с апрелем 2008 года индекс физического объёма импорта сократился до 52,7%, тогда как индекс средних цен импортных товаров снизился весьма значительно и составил 96,9 %. В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья первое место занимает импорт машин и оборудования. На него в январе-мае приходилось 44,8 %. Доля импорта продовольственных товаров и сырья для их производства составила 18,3 %.

      В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнёр страны. На долю Европейского Союза в январе-марте 2009 года приходилось 49,6 % российского товарооборота (в январе-марте 2008 года – 53,7 %). На страны СНГ в январе-марте 2009 года приходилось 14,0 % российского товарооборота (в январе-марте 2008 года – 14,5 %), на страны ЕврАзЭС – 9,0 % (8,2 %), на страны АТЭС 21,9 % (19,6 %).

      Основными торговыми партнёрами России в январе-марте 2009 года среди стран дольнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 7,8 млрд. долларов США (61,5 % к январю-марту 2008 года), Германия – 7,3 млрд. долларов США (47,5 %), Нидерланды – 7,0 млрд. долларов США (49,3 %), Италия – 6,2 млрд. долларов США (50,0 %), Турция – 4,5 млрд. долларов США (57,7 %), США – 3,6 млрд. долларов США (69,9 %), Япония – 3,4 млрд. долларов США (59,4 %), Франция – 3,3 млрд. долларов США (71,5 %), Финляндия – 3,0 млрд. долларов США (55,8 %), Соединённое Королевство – 3,0 млрд. долларов США (61,8 %). 

      3.2. Перспективы развития  внешней торговли  России.

      Основной  проблемой внешнеэкономической  деятельности России в настоящее  время является низкая товарная диверсификация экспорта. Доля топлива, сырья и полуфабрикатов в последние годы составляет более 90 % экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья, и она не имеет тенденции к снижению.

      Что касается географической структуры  внешней торговли России, то за последние  годы усилилась европейская направленность. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года констатировано, что необходимо обеспечить «расширение и диверсификацию экспорта углеводородов на европейский и азиатские рынки». Это положение Концепции следует отнести и к другим экспортным товарам Российской Федерации.  В обмен на вывоз необработанного сырья и энергоносителей страна импортирует в основном готовые изделия. 

Информация о работе Международная торговля.Теория абсолютных и сравнительных преимуществ