Японская модель рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:03, курсовая работа

Описание работы

Япония – одна из наиболее высокоразвитых стран мира, занимающая второе место в мире по экономической мощи. На неё приходится около 7% мирового ВВП. На мой взгляд, это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек в 1997 г.), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её ВВП, подсчитаны на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого уровня технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. ПОСЛЕВОЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ 5
1.2. ПЕРИОД ВЫСОКИХ ТЕМПОВ РОСТА 5
1.3. ПЕРИОД СТРУКТУРНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ 8
1.4. СТРУКТУРНЫЙ КРИЗИС 90-Х ГГ 10
2. СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ 13
2.1. ПРОМЫШЛЕННОСТЬ 13
2.2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 21
2.3. СФЕРА УСЛУГ 24
3. ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 25
4. ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 27
4.1. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ЧАСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 27
4.2. ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 31
4.3. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА 33
5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 38
6. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 40
7. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Курсовая..doc

— 215.50 Кб (Скачать)

    В настоящее время городские банки  завоёвывают новые рынки, расширив кредитное меню долгосрочными кредитами  и кредитами частным лицам, конкурируя соответственно с банками долгосрочного кредитования и специализированными финансовыми обществами «Саракин».

    Региональные  банки. 64 региональных банка функционируют в масштабе одной из префектур, имеют меньший, по сравнению с городскими банками, объём операций, но широкую сеть небольших по размеру филиалов. В своей деятельности региональные банки ориентируются на кредитование малых и средних предприятий, некоторые из них принимают сберегательные вклады. По своей структуре они являются кредиторами. Региональные банки играют важную роль в финансировании органон местного управления. Ряд этих банков имеет значительные по размерам активы, хотя и уступающие активам городских банков.

    Три банка долгосрочного  кредитования, которые были учреждены в. 1952 году специальным законом. Это Industrial Bank of Japan, Long Term Credit Bank и Nippon Credit Bank. Первые два из них сосредоточили свою деятельность на кредитовании крупнейших предприятий. Третий — ипотечный банк, специализирующийся на операциях с мелкими и средними предприятиями. Эти три банка имеют очень важное значение для Японии, представляют приблизительно 10% всех кредитов банковской системы и финансируют по меньшей мере 20% кредитов на оборудование. Они задолго до городских банков приобрели значительный международный вес.

    Траст-банки. Первоначально создавались для управления имуществом, но после второй мировой войны получили банковские функции. Преимущественно осуществляют долгосрочное финансирование предприятий и частных лиц, а также занимаются финансовым управлением. В качестве ресурсов траст-банки имеют срочные вклады и займы. Пять из них фигурируют среди пятидесяти крупнейших мировых банков.

    Иностранные банки. На местном рынке среди иностранных банков доминируют банки США и Великобритании. Также присутствуют германские, французские и иные зарубежные банки. Японские банки стали испытывать конкуренцию со стороны инобанков лишь в 60-х годах. До тех пор они развивали свою деятельность только по двум направлениям: предоставление займов в иностранной валюте и кредитование учреждений потребительского кредита «Саракин».

    Японские  коммерческие банки могут выступать  владельцами части акционерного капитала корпораций (не свыше 5% общего капитала корпораций) и быть представлены в советах компаний, в которых они имеют собственность; выполнять трастовые операции, связанные с выпуском ценных бумаг, но не имеют права самостоятельно эмитировать или размещать ценные бумаги.

    К прочим финансовым компаниям, осуществляющим банковские функции, относятся:

    Государственные спецбанки (Экспортно-импортный банк Японии и Японский банк развития) и государственные финансовые корпорации. Отвечают за целевое и эффективное использование государственных средств, предназначенных для финансирования приоритетных проектов, в том числе по развитию сельского хозяйства, малого бизнеса, особых регионов страны.

    Экспортно-импортный  банк был основан в 1950 году. Первоначальной его функцией было финансирование только экспорта и импорта. Однако затем  он стал всё больше финансировать  экспорт оборудования и техническую помощь, а также гарантировать различные финансовые обязательства во внешней торговле. Национальные предприниматели получают от банка кредиты под экспортные поставки, технические достижения, под импорт и для заграничных инвестиций. Иностранным партнёрам предоставляются импортные межбанковские и государственные кредиты.

    Государственные почтово-сберегательные кассы. Обеспечивают аккумулирование мелких сбережений населения. Они предоставляют частным клиентам — физическим лицам, по сравнению с другими японскими банками, более широкий перечень услуг, кредиты на более выгодных условиях.

    Сберкассы также позволяют разместить на более  выгодных условиях мелкие вклады. Благодаря  этому, государственные почтово-сберегательные кассы, административно подчиняясь почтовому ведомству, смогли саккумулировать большие финансовые ресурсы.

    Частные кредитные ассоциации, кредитные кооперативы, срочные, бессрочные сберегательные кассы  и кредитные ассоциации рабочих. Всё это — банкоподобные институты, которые выдают локальные кредиты малым предприятиям, а также рабочим и служащим, принимают вклады своих членов и сберегательные вклады не членов.

    Неотъемлемая  часть финансово-кредитной системы  Японии — 47 страховых компаний, которые  аккумулируют огромные финансовые средства, используемые ими в основном для инвестиций в ценные бумаги, а также 220 фондовых компаний. Наличие компаний, специализирующихся исключительно на операциях с ценными бумагами, — одна из главных особенностей банковской системы Японии, которая была построена по американскому образцу.

    Всего в Японии действует около 6200 коммерческих финансово-кредитных учреждений. Это  немного по сравнению с другими  крупными развитыми странами, если учитывать значительную численность  населения, проживающего на островах. Вместе с тем дефицит кредитных учреждений всё-таки не ощущается ввиду их равномерного распределения.

    Государство придаёт очень большое внимание поддержанию на плаву кредитных  учреждений в период испытания ими  трудностей. Но этому бережному отношению в то же время сопутствует крайняя сложность получения государственной лицензии на право осуществления банковских операций.

 

5. Государственное регулирование экономики

 

Особенности системы государственного регулирования в  Японии

  1. Госсектор (как и в США) невелик. Ряд государственных предприятий был приватизирован во второй половине 1980-х годов, в том числе: Корпорация государственных железных дорог, национальная телефонная и телеграфная система, табачная и алкогольная монополия, авиалинии и др.
  2. Сильная государственная экономическая политика, осуществляется без прямого участия государства в хозяйственной деятельности: налогово-бюджетные, денежно-кредитные, таможенно-тарифные методы регулирования, поддержание конкуренции на рынках и регламентация деятельности соответствующих монополистов. Идея либерализации японского рынка состоит в стремлении создать некий фильтр, который бы допускал в Японию наиболее «качественный» иностранный капитал и наиболее качественные товары, которые не подрывали бы позиции национального капитала и национальной промышленности, а, наоборот, стимулировали бы его самосовершенствование.
  3. Характерно жестокое правительственное регулирование финансовой сферы, включая сделки с иностранной валютой, отсутствие личной ответственности предпринимателей (превалирует ответственность предпринимательских организационных структур), сохраняется специфика японского управленческого режима (бюрократизация).
  4. Основное бремя расходов на НИОКР в Японии несет частный сектор. На долю государства приходится лишь 19,4% всех расходов.
  5. Государственный бюджет и налоговая система:

    а) доходная часть – прямые налоги (ставки невысокие  и дифференцированы по размеру предприятий);

    б) особенности  расходной части – низкий уровень  финансирования национальной обороны (менее 1% ВВП);

    в) крупнейшие статьи расходов – социальное страхование  и пенсии (цель – поддержание  социальной стабильности), трансферты и государственные инвестиции в  инфраструктуру.

    Необходимо  дерегулирование экономики с  целью формирования рыночной среды.

    Наиболее существенными в политике дерегулирования в плане создания условий для адаптации японской экономики и общества к функционированию в условиях глобализации представляются:

    1. создания конкурентной предпринимальской  среды и устранения всех барьеров  на пути перелива капиталов, технологий, перемещения людей; обеспечение открытых и прозрачных рыночных механизмов; повышение привлекательности японского рынка для иностранных компаний;

    2. дерегулирование сферы информации  и коммуникаций, где до сих  пор фактически доминирует одна корпорация (Эн-Ти-Ти) и где необходимо создать конкурентную среду, чтобы сделать соответствующие услуги доступными и экономически выгодными компаниям и населению;

    3. постепенный отказ от всех  форм государственного протекционизма  и выравнивание на этой основе условий конкуренции для японских и иностранных компаний и на отечественном, и на мировом рынках;

    4. обновление законодательной базы, регулирующей деятельность японских  компаний.

 

6. Внешнеэкономическая деятельность. Роль в мировой экономике

 

    Внешнеэкономическую деятельность страны отличает высокий  динамизм, товарная насыщенность и  большие объемы товарооборота (3-е  место в мире после США и  ФРГ).

    В мировой торговле доля Японии составляет 7-8%. Экспортная квота и доля импорта  во внутреннем потреблении составляют примерно по 10,5%, что близко к соответствующим показателям США и примерно по 10,5%, что близко к соответствующим показателям США и примерно вдвое ниже среднемировых и среднеевропейских показателей. За весь послевоенный период физический объем экспорта Японии увеличился в 70 раз. В основе успеха лежит конкурентоспособность продукции, которая формируется за счет высокого качества, новейшей технологии, кадровой политики и авторитета фирмы.

    В товарно-отраслевой структуре японского  экспорта доминирует производственное оборудование (примерно 60%), промышленные полуфабрикаты и потребительские товары длительного пользования (по 18%). В экспорте Японии на полупроводники приходится 50%, на легковые автомобили – 22, на телекоммуникационное оборудование – 22,6 на сталь – 17%. Основные статьи импорта – промышленное сырьё, топливо и полуфабрикаты (45%), производственное оборудование (25%), продовольствие (примерно 14%). На Японию приходится свыше 30% мирового экспорта железной руды, 195 – руд цветных металлов, каменного угля, хлопка и шерсти.

    важнейшей составляющей процесса глобализации японской экономики, безусловно, является достижение большей открытости японского рынка  товаров и капитала. хотя политика постепенной, поэтапной, экономической  либерализации начала проводиться еще в 1960-е годы, только к середине 1990-х годов все ограничения на импорт товаров и ввоз капитала были практически устранены, что создало условия для реального проникновения иностранных компаний на японский рынок.

    Несмотря  на то что некоторые сегменты японского рынка 9в особенности рынки товаров с высокой долей добавленной стоимости) остаются относительно закрытыми для импорта, тем не менее существенно выросла доля готовых изделий в японском импорте6 в 2003 г. она составила 62, 4% общей стоимости импорта по сравнению с 31% в 1985 г.

    внешнеэкономическое сальдо Японии всегда положительно.

    Основные  внешнеторговые партнеры - США (примерно 30% экспорта и около 25% импорта), страны АТР и Западной Европы. На страны Востока приходится более 50% японского экспорта товаров и более 305 вывоза капитала. Специфическая черта японской экономической политики в отношении развивающихся стран - предварительное изучение особенностей их внутреннего рынка, определение свободных "лагуны" в нем, чтобы затем предложить государствам такие товары, услуги, технологии и кредиты, которые заполонили бы эти "лагуны" и были бы в максимальной степени эффективны и полезны для партнера. отношения со стороны Восточной Европы (Чехия, Венгрия) японская сторона строит исходя из относительно высокого уровня их развития. В отношении же государств СНГ, КНР и стран Азии японские фирмы учитывают неразвитость инфраструктуры, уязвимость кооперационных поставок внутри страны, а также дефицит энергии и сырья в некоторых из них.

    За  счет расширения экспорта товаров и услуг, а также через распространение технологий влияние японских корпораций в мировой экономике значительно возрастает. Вывод японских производительных мощностей за рубеж начался еще в 1970-е годы, и в 2003 г. около 40% японского импорта приходилось на долю продукции японских предприятий, действующих за рубежом. Глобализация предпринимательской деятельности японских корпораций включает не только расширение вывода производительных мощностей за рубеж, но и стандартизацию продукции и координацию экономической политики. Свидетельством стремления японских корпораций к глобализации своей деятельности служат их все более активные усилия по получению доступа на важнейшие мировые рынки.

Информация о работе Японская модель рыночной экономики