Адам даму индексі

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

АДИ үш басты қағидалардан тұрады:
Өмір Ұзақтығы - Халық денсаулығы мен ұзқтығын өлшейді
Білім деңгейі мен білім бері жүйесі
Өмір сүру стандарты, адам басына шаққандағы жалпы ішкі өніммен өлшенеді

Работа содержит 1 файл

дам Даму Индексу.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

   Показатели  выживания детей относятся к  числу наиболее чутких индикаторов  благополучия человека. Здесь также  наметился ряд обнадеживающих  тенденций. Снижается детская смертность: в 2007 г. смертных случаев стало на 2,1 млн. меньше по сравнению с 1990 г. Перспективы выживаемости улучшаются во всех регионах. И все же 10,8 млн. детских смертей, учтенных статистикой в 2007 г., со всей очевидностью свидетельствуют о неравенстве в обладании одной из главных жизненных возможностей – возможностью остаться в живых. Те, кто родился «не на там», уже с момента рождения несут на себе повышенный риск в отношении перспектив выживания. Для детей во многих развивающихся странах дифференциал риска возрастает. Уровень детской смертности почти во всех развивающихся регионах увеличивается, если соотносить его с показателем развитых стран. Более того, для большой группы стран темпы снижения детской смертности замедлились. Если бы темпы прогресса, отмеченные в 1980-х гг., устойчиво сохранялись до сегодняшнего дня, то в 2007 г. детских смертей было бы на 1,5 млн. меньше. Уровень детской смертности, возможно, более наглядно, чем любой другой показатель, доказывает, что рост национального дохода не эквивалентен развитию общества. Если судить по показателю роста благосостояния, Индию можно отнести к успешному крылу глобализации: начиная с 1991 г. прирост ВВП составлял там в среднем 6% в год. В то же время годовые темпы снижения детской смертности в стране замедлились с 2,9% в 1980-е гг. до 2,2% начиная с 1990 г. Хотя Индия обогнала Бангладеш по экономическому росту и среднедушевому доходу, Бангладеш обогнала Индию по сокращению детской смертности, с 1990 г. поддерживая темпы снижения на уровне 3,45%. Сравнение детских судеб в Индии и Бангладеш с учетом перспектив выживания свидетельствует об ограниченности показателя благосостояния как измерителя уровня развития человека [10, C.124].

   В среднем   ожидаемая продолжительность жизни  при рождении, согласно Докладу ПРООН о развитии человека 2007/2008, составила в странах Африки к югу от Сахары 49,6 лет, а индекс ожидаемой продолжительности жизни 0,646 [Приложение А].

   Пандемия  СПИДа в Африке привела к  тому, что в восьми странах  этого региона средний возраст сократился до сорока лет и даже меньше. Например, в Лесото, Намибии, Зимбабве и ЮАР СПИДом заражен каждый пятый человек в возрасте от 15 до 49 лет, а в Ботсване и Свазиленде – каждый третий. Болезнь поражает людей в самые продуктивные годы их жизни. В результате подорванными оказываются основные устои государства, начиная с административного аппарата, системы здравоохранения и кончая семьей.

   А самое  последнее, 177-е место, традиционно  занимает Сьерра-Леоне. Средняя  продолжительность жизни в этой африканской стране, полностью разоренной гражданской войной, составляет всего 34 года.

   Определенную  роль в снижении продолжительности  жизни в странах Африки, несомненно, сыграли такие факторы, как  вооруженные конфликты, экономическая  стагнация и такие возродившиеся инфекции, как туберкулез и малярия. За 25 лет распространения эпидемии СПИДа и ВИЧ-инфекции все более очевидным становится ее влияние на изменение численности населения стран, в наибольшей степени затронутых ею [Приложение В]. 

   2.3. Уровень образования 

   Достижения  в области образования имеют  решающее значение для развития  человека – как сами по себе, так и благодаря их связи  со здоровьем, социальной справедливостью  и расширением прав и ответственности.  Состояние дел в этой сфере – одно из тех, о которых говорится, что, с одной стороны, стакан наполовину пуст, но, с другой стороны, он наполовину полон. Здесь удалось добиться многого, хотя сохраняется значительный дефицит. Модели сегодняшней неграмотности – наследие недостатков прошлого в системе образования. Начиная с 1990 г. уровень грамотности среди взрослой части населения планеты вырос с 75 до 82%, а численность неграмотных в мире сократилась на 100 мл чел. [6]. А вот в области гендерного равенства успехи оказалось не столь заметными. Женщины составляют около 2/3 от общего числа неграмотных – та же пропорция, что и в 1990-е гг. Коэффициенты чистого охвата начальным образованием выросли во всем развивающемся мире, а гендерное неравенство в охвате образованием во всех регионах. Это хорошая новость. А вот плохая: 115 млн. детей школьного возраста в школу не ходят, из них 62 млн. – девочки. Различия в охвате начальным образованием отражают важную сторону прогресса, но всего лишь одну его сторону. В глобальной экономике, основанной на знаниях, хорошее качество начального образования – только первая ступень лестницы, но отнюдь не конечная цель. С этой точки зрения неравенство в распределении возможностей получения образования в мировом масштабе остается удручающим.

   Процент  грамотности населения и состояние системы образования являются одними из наиболее важных факторов при оценке уровня развития  человеческого потенциала любой страны. Средний уровень грамотности взрослого населения (от 15 лет и старше) в странах Африки к югу от Сахары, согласно Докладу ПРООН о развитии человека 2007/2008, составил 60,3%, а общий показатель обучающихся в начальных, средних и высших учебных заведениях в этих странах составил 50,6%. Таким образом индекс уровня образования в странах Африки к югу от Сахары составил 0,571 [Приложение А].

   С 2000 года  наблюдается стремительный рост  числа детей, поступающих в  начальную школу, никогда прежде  в школе не было так много  девочек. Выросли расходы на  образование и объем оказываемой  ему помощи. В то же время  имеют место низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности взрослых [8,C.269].

   Плата  за обучения остается фактором, ограничивающим доступ к образованию.  Несмотря на имеющиеся в большинстве  стран конституционные положения, гарантирующие бесплатное начальное образование, большинству семей учащихся государственных начальных школ так или иначе приходится сталкиваться с проблемой платы за обучение, которая иногда может составить треть от семейного бюджета.

   Несмотря на некоторое улучшение показателей по сравнению с 1999 годом, в 17 странах Африки к югу от Сахары, предоставивших статистические данные, менее 63% учащихся завершают полный курс начального образования, тогда, как аналогичный показатель для половины стран Южной и Западной Азии чуть ниже 80% [13, C. 24]. В нескольких африканских странах только менее половины учащихся, поступивших в начальную школу, доучиваются до последнего класса. Более того, общегосударственные исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали, что до 40% учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний по языку и математике.

   В большинстве  развивающихся стран растет потребность  в новых учителях, вызванная ростом  числа учащихся. В дошкольном  воспитании и образовании особенно нуждаются именно дети из малообеспеченных семей. Несмотря на принятые в некоторых странах меры по обеспечению более широкого доступа к дошкольному образованию, его охват остается ниже уровня в 20% в арабских странах и в странах к югу от Сахары. В Южной и Западной Азии он в среднем не превышает 40%.

   Правительства  не уделяют достаточного внимания  и распространению грамотности  среди взрослых: в мире все  еще насчитывается 774 миллиона  взрослых, – почти каждый пятый  – не обладающих элементарными навыками грамотности. Более трех четвертей из них сосредоточены всего лишь в 15 странах. Особое значение для воспитания и здоровья ребенка имеет грамотность матерей. И тем не менее, женщины все еще составляют 64% от общего числа неграмотных в мире. 

РАЗДЕЛ 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ВСЕМИРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 

«Бедные страны не могут позволить себе ждать, пока они разбогатеют, чтобы потом  вкладывать средства в развитие человеческого  потенциала» - Джефри Сач, специальный  помощник генерального секретаря ООН 

3.1. Роль программ  развития ООН в повышение человеческого  капитала в развивающихся странах 

   Во всем  мире Организация Объединенных  Наций активно содействует повышению  уровня жизни людей и развитию  у них необходимых для этого  навыков и человеческого потенциала в целом и направляет на эти цели имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. С 2000 года ориентиром в этой работе служат цели в области развития, поставленные в Декларации тысячелетия.

   Начало 2007 года было многообещающим для  усилий развивающихся стран по достижению Целей развития, сформулированных в Декларации тысячелетия (ЦРДТ), и решению других задач развития. В начале 2007 г. мировая экономика вступила в третий год исключительно быстрого роста, и этот прогресс позитивно воздействовал на сокращение бедности в целом и показатели наименее развитых стран, в част¬ности. Экономика стран Африки к югу от Сахары в 2007 г. выросла в среднем более чем на 6%. Бурный экономический рост в ряде крупных развивающихся стран, включая Китай, Индию и другие государства «восходящего Юга», служил дополнительным доказательством того, что быстрое продвижение вперед на пути к сокращению бедности и достижению ЦРДТ возможно.

   Однако  к середине 2007 г. стало ясно, что  развивающимся странам придется  реагировать на значительную неопределенность в развитии глобальной экономики. Превращение кризиса на американском рынке субстандартных ипотечных кредитов в масштабный кризис финансового сектора, затронувший США и Европу и породивший серьезные опасения в связи с возможностью резкого замедления темпов роста передовых экономик, в частности, экономики США, ныне угрожает серьезным обращением вспять процесса снижения бедности. Во многих странах ситуация усугубляется взлетом цен на энергию и продовольствие. Более того, экспансионистские макроэкономические стратегии, применение которых явилось неизбежной реакцией на трудности финансового сектора, создают инфляционное давление во всей мировой экономике. В дополнение к этому большинство доноров в настоящее время «сошли с дистанции» в плане выполнения принятых на себя финансовых обязательств по масштабному наращиванию помощи развитию, и им потребуются огромные усилия, чтобы достигнуть целевых показателей, которые были согласованы ими на период до 2010 г. [13, C. 1]

   Характер  современной глобальной экономики подчеркивает взаимозависимость и потребность в гораздо более совершенных глобальных политических мерах. С другой стороны, каждое государство должно также заниматься решением собственных проблем. Основу деятельности ПРООН составляет оказание поддержки странам в определении действий и политических мер, необходимых для реагирования на те или иные многообразные и взаимосвязанные вызовы в области развития. ПРООН осуществляем это, помогая странам развивать потенциал их народов и институтов с целью улучшения жизни людей и ускорения человеческого развития. Сообщество в области развития все больше признает, что укрепление потенциала - на местном уровне, на уровне общин и на национальном уровне - играет ключевую роль в решении задач развития. Вот почему в центре внимания ПРООН также находится расширение прав и полномочий людей и институтов путем развития их потенциала. 

   3.2. Сокращение  масштабов нищеты 

   Система  Организации Объединенных Наций  придает приоритетное значение  борьбе с бедностью. Генеральная Ассамблея объявила 1997-2006 гг. Международным десятилетием Организации Объединенных Наций по борьбе за ликвидацию нищеты. Ее целью являются искоренение абсолютной бедности и значительное сокращение общего глобального уровня нищеты с помощью решительных национальных мер и международного сотрудничества. В Декларации тысячелетия мировые лидеры постановили к 2015 г. сократить вдвое численность населения, имеющего доход менее 1 долл. в день, а также определили целевые показатели в борьбе с бедностью и заболеваниями.

   Главная  роль в этой деятельности принадлежит  Программе развития Организации  Объединенных Наций (ПРООН), которая  сделала сокращение бедности  главным приоритетом своей работы. ПРООН содействует укреплению  потенциала правительств и организаций гражданского общества в отношении целого ряда сопутствующих нищете факторов. Сюда входят расширение продовольственной безопасности; расширение доступа к жилью и базовым услугам; расширение возможностей в области занятости; расширение доступа населения к земле, кредитам, технологиям, профессиональной подготовке и рынкам; предоставление населению возможностей для участия в политических процессах, формирующих их жизнь. Главное в работе ПРООН по борьбе с бедностью — расширение прав и возможностей беднейших групп населения.

   По оценкам  Всемирного банка, за период 1990-1999 гг. численность населения, живущего  в крайней нищете, сократилась  примерно на 125 млн., при этом доля  населения, живущего менее чем  на 1 долл. в день, в общей численности  упала с 29 до 22,7 процента.

   По оценкам  ФАО, недоедание в развивающихся  странах снизилось за период  с 1979-1981 гг. до 1997-1999 гг. с 29 до 17 процентов,  но тем не менее 777 млн. человек  все еще страдают от голода. Во многих развивающихся странах,  особенно в Африке к югу от Сахары, снижение было незначительным. Количество людей, имеющих доступ к чистой питьевой воде, возросло в 1990-е годы с 77 до 82 процентов. Хотя более 40 процентов населения Африки к югу от Сахары все еще лишены такого доступа, задача сокращения вдвое процента населения, не имеющего доступа к чистой питьевой воде, представляется достижимой.

   Крупнейшим  источником донорских средств,  выделяемых Банком на обеспечение  основных социальных услуг в  беднейших странах, является Международная  ассоциация развития (MAP). Благодаря средствам MAP, например, африканские учащиеся получили более 5 млн. учебников, было построено и укомплектовано штатами более 6 700 медицинских центров в Азии, в результате реализации инвестиционных проектов в социальной сфере улучшили свое положение 9,5 млн. бедняков в Латинской Америке. В 2003 финансовом году MAP предоставила 7,3 млрд. долл. США на проекты в области развития. За период своего существования с 1960 г. MAP предоставила в общей сложности 142 млрд. долл. США, оказав поддержку стратегии борьбы с бедностью при ведущей роли самих стран в ключевых политических областях, таких, как повышение производительности, обеспечение подотчетности управления, улучшение климата для частных инвестиций, расширение доступа к услугам образования и здравоохранения для неимущего населения [7]. 

Информация о работе Адам даму индексі