Адам даму индексі

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

АДИ үш басты қағидалардан тұрады:
Өмір Ұзақтығы - Халық денсаулығы мен ұзқтығын өлшейді
Білім деңгейі мен білім бері жүйесі
Өмір сүру стандарты, адам басына шаққандағы жалпы ішкі өніммен өлшенеді

Работа содержит 1 файл

дам Даму Индексу.doc

— 345.00 Кб (Скачать)

   3.3. Обеспечение  всеобщего начального образования  и борьба с ВИЧ/СПИДом 

   За последние  годы достигнуты огромные успехи  в области образования, отмеченные  значительным увеличением числа  детей, посещающих школы. Тем не менее более 115 млн. детей — из них почти 56 процентов девочек в развивающихся странах — не имеют доступа к начальному образованию, а многие из тех, кто начинает ходить в школу, вынуждены бросить ее по причине бедности семей и социальных проблем. Несмотря на колоссальные усилия по ликвидации неграмотности, 862 млн. взрослых продолжают оставаться неграмотными, примерно две трети из них составляют женщины. Привлечь внимание к этой серьезной проблеме призвано Десятилетие грамотности Организации Объединенных Наций (2003-2012 гг.).

   Исследования  демонстрируют тесную связь между  доступом к образованию и улучшением  показателей социального развития. Школьное образование имеет во  много раз более существенное  значение для женщин. Образованная женщина, как правило, здоровее, имеет меньше детей и больше возможностей для увеличения семейного дохода. У ее детей, в свою очередь, ниже уровень смертности, лучше питание и в целом крепче здоровье. Поэтому девочки и женщины являются главным объектом образовательных программ большинства учреждений Организации Объединенных Наций [6].

   Многие  структуры в системе Организации  Объединенных Наций участвуют  в финансировании и разработке  различных программ в области  образования и профессиональной  подготовки. Эти программы охватывают разные сферы образования — от традиционного начального обучения до специальной подготовки в области развития людских ресурсов по таким направлениям, как управление государственными органами, сельским хозяйством и здравоохранением, проведение кампаний по просвещению населения о проблемах ВИЧ/СПИДа, наркомании, правах человека, планировании семьи и многим другим вопросам. ЮНИСЕФ, к примеру, выделяет более 20 процентов своих ежегодных расходов по программам на цели образования, уделяя особое внимание образованию девочек.

   Ведущей  организацией в области образования  является Организация Объединенных  Наций по вопросам образования,  науки и культуры (ЮНЕСКО). Совместно  с другими партнерами она ведет  работу, направленную на то, чтобы  все дети посещали школы с благоприятными условиями для обучения, с квалифицированными учителями, дающими им качественное образование.

   ЮНЕСКО  выполняет функции секретариата  для самой грандиозной международной  кампании Организации Объединенных  Наций — обеспечения к 2015 г. всеобщего качественного начального образования на основе «Рамок действий», принятых более чем 160 государствами в 2000 г. на Всемирном форуме по вопросам образования в Дакаре (Сенегал). Эта цель была вновь подтверждена мировыми лидерами в Декларации тысячелетия в сентябре того же года.

   В рамках  своей программы содействия образованию  в течение всей жизни для  всех ЮНЕСКО поддерживает и  поощряет национальные проекты  по обновлению систем образования  и разработке альтернативных  стратегий обеспечения доступа к образованию в течение всей жизни для всех. Программа также направлена на расширение доступа к базовому образованию и повышению его качества, реформу высшего образования в общемировом масштабе, содействие образованию взрослых и непрерывному образованию.

   Также  ООН ведет активную деятельность  по улучшению уровня здравоохранения  в странах с низким уровнем  развития человеческого потенциала. ВИЧ/СПИД стал глобальным бедствием  в области развития. В целях  борьбы с этой угрозой десять  учреждений ООН объединили свои ресурсы в Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), которая стала главным пропагандистом всемирных действий по предотвращению передачи инфекции, обеспечению медицинской помощи и поддержки, сокращению уязвимости отдельных лиц и общин, смягчению последствий эпидемии.

   В ЮНЭЙДС  участвуют ЮНИСЕФ, ВПП, ПРООН,  ЮНФПА, ЮНОДК, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ  и Всемирный банк и Управление  Верховного комиссара по делам  беженцев. В Декларации тысячелетия  лидеры стран мира постановили  к 2015 году остановить распространение ВИЧ/СПИДа и положить начало тенденции к сокращению заболеваемости, а также обеспечить специальную помощь детям, осиротевшим из-за этой болезни [13].

    ВЫВОДЫ

    Независимо  от уровня социально-экономического  развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран.

    Комплексный  подход к изучению проблемы  уровня  общественного    развития, достигнутого той  или иной  страной, связан с попытками  разработки обобщающих показателей,  связывающих демографические и экономические процессы. Такой комплексный показатель,  характеризующий состояние экономических и социальных условий, был разработан специалистами программы развития ООН (ПРООН) для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Это индекс развития человеческого потенциала (ИЧПР), или индекс человеческого развития, дающий оценку  степени оптимальности развития общества. ИЧПР является составным индексом,  представляющим собой среднюю арифметическую из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни – индекса ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекса уровня образования, индекса ВВП на душу населения по ППС. Место, занимаемое той или иной страной мира, по данному показателю может существенно отличается от ее места в списке стран, распределенных по величине ВВП на душу населения. Это свидетельствует о том, что в разных странах результаты экономического роста преобразуются в рост благосостояния их населения с неодинаковым успехом.

    Исландия, Норвегия, Австралия, Канада и Ирландия — самые благополучные страны в мире. Почти все государства СНГ вошли в группу стран со средним уровнем развития. Странами с самым низким уровнем человеческого развития являются Мали, Нигер, Гвинея-Бисау, Буркина-Фасо и Сьерра-Леоне.

    Основными  причинами отставания 22-х африканских  стран по уровню развития человеческого  потенциала являются: невысокий  ВВП на душу населения и  проблема нищеты, низкая продолжительность  жизни и высокая детская смертность, а также низкий уровень образования.  Многие показатели, характеризующие состояние здоровья населения и уровень социального развития, являются следствием проявления бедности в странах с низким уровнем доходов. Короткая продолжительность жизни, а также низкий уровень образования и вообще грамотности населения отображают низкий уровень инвестиций в человеческий капитал.

   Поэтому  основной задачей мирового сообщества  является помощь странам с  низким уровнем развития человеческого  потенциала. Организация Объединенных  Наций активно содействует повышению уровня жизни людей и развитию у них необходимых для этого навыков и человеческого потенциала в целом и направляет на эти цели имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. С 2000 года ориентиром в этой работе служат цели в области развития, поставленные в Декларации тысячелетия. Большую роль в деятельности ООН по развитию человеческого потенциала играет ПРООН. Крупнейшим источником донорских средств является Международная ассоциация развития (MAP), а ведущей организацией в области образования является Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В целях борьбы со СПИДом десять учреждений ООН объединили свои ресурсы в Объединенную программу ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС), в которой участвуют ЮНИСЕФ, ВПП, ПРООН, ЮНФПА, ЮНОДК, МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ и Всемирный банк и Управление Верховного комиссара по делам беженцев.

   Таким  образом, характер современной  глобальной экономики подчеркивает  взаимозависимость между странами  мира и потребность в гораздо  более совершенных глобальных  политических мерах по улучшению уровня человеческого потенциала. 

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алисов Н.  В. – Экономическая и социальная  география мира (общий обзор): учеб. для вузов / Н. В. Алисов, Б.  С. Хорев. М., 2001.

2. Аширова Г.  Т. – Современные проблемы оценки человеческого капитала//Вопросы статистики, 2003. - №7. – С.12

3. Бушуев В.  В., Голубев В. С., Коробейников  А. А., Селюков Ю. Г. Человеческий  капитал для социогуманитарного  развития. — М.: «ИАЦ Энергия», 2008. — C. 96

4. Всемирная  книга фактов ЦРУ США // [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.odci.gov/cia/publications/factbook/index.html

5. Деятельность  ООН: сокращение масштабов нищеты // [Электронный ресурс] – Режим  доступа : http://www.un.org/russian/esa/social/poverty.htm

6. Деятельность  Организации Объединенных Наций  : Образование // [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.un.org/russian/esa/social/education.htm

7. Деятельность  ООН : Борьба с ВИЧ/СПИДом, малярией  и другими заболеваниями // [Электронный  ресурс] – Режим доступа : http://www.un.org/russian/esa/social/poverty.htm

8. Доклад о  развитии человека 2007/2008. Борьба  с изменением климата: человеческая  солидарность в разделенном мире / Пер. с англ. – М.: Издательство  «Весь мир», 2007 – С.229-232 //[Электронный ресурс] - Режим  доступа : http://www.un.org/russian/esa/hdr/2007/

9. Любимов И.  М. – Общая политическая, экономическая  и социальная география: Учебное  пособие. - М.: Гелиос, 2001.

10. Максаковский  В. П. – Географическая картина  мира: в 2 кн. / В. П. Максаковский. М., 2003 - Кн.1: Общая характеристика мира.

11. Материал из  Википедии — свободной энциклопедии - Файл: UN Human Development Report 2007 (2).svg// [Электронный  ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:UN_Human_Development_Report_2007_(2).svg

12. Мировая карта  индекса человеческого развития. ООН, 2007// [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://gtmarket.ru/news/state/2007/11/28/1479

13. Развитие потенциала: расширение прав и полномочий  людей и институтов. Ежегодный отчет 2008 /  Программа развития Организации Объединенных Наций / One United Nations Plaza – New York, NY 10017// [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.undp.org/maintenance.html

14. Рейтинг стран  по индексу человеческого развития. ООН, 2007// [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://hdr.undp.org/en/statistics/data/

15. Самуэльсон  Пол Э., Нордхаус Вильям Д. –  Экономика: Пер. с англ.: 16-е  изд.: - М.: Издательский дом «Вильямс», 2001 – С.484 

   Приложение  А

   Индекс  развития человеческого потенциала 

Источник: [8, C.229] 

Приложение Б

Мировая карта  индекса ИРЧП стран-членов ООН в 2007 году

[pic]

|. 0,950 and over                                   |. 0,650–0,699                                |. 0,350–0,399                                |

|. 0,900–0,949                                      |. 0,600–0,649                                |. 0,300–0,349                                |

|. 0,850–0,899                                      |. 0,550–0,599                                |. under 0,300                                |

|. 0,800–0,849                                      |. 0,500–0,549                                |. not available                              |

|. 0,750–0,799                                      |. 0,450–0,499                                |                                             |

|. 0,700–0,749                                      |. 0,400–0,449                                |                                             | 

Источник: [12]

Приложение В

Ожидаемая при рождении продолжительность жизни в странах с широким распространением СПИДа и ВИЧ-инфекции, 1985-1990 и 2000-2005

[pic]

Источник: [5] 
 

Информация о работе Адам даму индексі