Активная и пассивная политика занятости в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является:
Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
Рассмотрение видов политики занятости;
Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЗАНЯТОСТЬ”, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЁ СПЕЦИФИКА 10
1.3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 20
2.2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

В.25 Щербак.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Решение индивида о том, какое количество труда предложить, — это своего рода компромисс между досугом и купленными потребительскими благами. Кроме того, учитываются такие характеристики места работы, как безопасность, престиж, комфорт и возможность продвижения по службе.

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены характеристиками человеческого потенциала: здоровьем, нравственностью, творческими способностями, образованием и профессионализмом. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель экономических благ, производимых предприятиями, а с другой — как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.

Взаимосвязи населения и предприятий осуществляются через рынки экономических благ и ресурсов. В рассматриваемом аспекте важнейшим из рынков экономических ресурсов является рынок труда. На нем спрос формируется информацией предприятий о необходимом количестве рабочих мест, а предложение — информацией о численности и профессионально - квалификационных характеристиках людей, желающих работать. Кроме этого, учитывается информация о возможных ставках оплаты труда.

На рынке товаров  и услуг спрос формируется  исходя из потребностей населения и его доходов, а предложение — исходя из характеристик продукции и услуг, их объемов и стоимости.

Предложение рабочей  силы качественно и количественно изменяется в зависимости от изменений в возрастной структуре населения, в системе профессиональной и общей подготовки, в силе влияния международного рынка труда на внутренний рынок и т. д. Дифференциация в предложении рабочей силы усиливается тем, что работники, имеющие одинаковые возраст и профессию, различаются по полу, состоянию здоровья, качеству профессиональной подготовки, опыту, а это, несомненно, сказывается на способности выполнять данную конкретную работу.

Изменение потребности  в рабочей силе является в основном результатом сдвигов в спросе и, соответственно, производстве товаров и услуг, а также изменений в технике и технологиях.

Таким образом, сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на рынке труда затрудняется тем, что на них влияют различные силы: с точки зрения предложения главными факторами являются образование и профессиональная подготовленность, а с точки зрения спроса — тенденции экономического и технологического развития страны.

Главная цель политики в отношении  рынка труда заключается в том, чтобы достичь приближения к количественному и качественному равновесию спроса и предложения рабочей силы.

Рисунок 2. Структура занятости населения (группировка по занятости)

При решении проблем  занятости обычно выделяют трудоспособное и нетрудоспособное население страны. Потенциальными кандидатами на свободные рабочие места являются в большинстве своем лица трудоспособного возраста и некоторая часть лиц нетрудоспособного. На рисунке 2 представлена структура занятости населения страны в соответствии со степенью способности работать по найму.

С точки зрения занятости любой человек относится к одной из трех следующих групп. Он может быть занятым, безработным или находящимся вне совокупной рабочей силы.

Согласно критериям  Минстата, к занятым относятся  лица трудоспособного возраста (от 16 лет и старше), а также лица младших возрастов, которые:

1) выполняют работу  по найму, за вознаграждение, а  также иную приносящую доход работу;

2) временно не работают  из-за болезни или травмы, в  связи с необходимостью ухода за больными родственниками, находятся в трудовом отпуске или пользуются отгулами;

3) выполняют работу  без оплаты на семейном предприятии;

4) самостоятельно обеспечивают  себя работой. Сюда относятся  предприниматели, члены производственных кооперативов; люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью; лица, занятые в производстве материальных ценностей и услуг для личного (семейного) потребления, если такое производство составляет значительный вклад в общее потребление семьи;

5) являются военнослужащими;

6) находятся в отпуске  по беременности, родам и уходу за ребенком;

7) избраны, назначены  или утверждены на оплачиваемую должность.

В отличие от международных  стандартов, в Беларуси относят к числу занятых обучающихся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах; студентов, проходящих очный курс обучения в высших, средних специальных и прочих учебных заведениях.

Безработными следует  считать тех, кто не работает, хочет работать и подтверждает свою готовность активными усилиями по поиску работы. Занятые и безработные, как группы населения, образуют совокупную рабочую силу.

Количественным показателем  состояния дел на рынке труда  считается норма безработицы. Она исчисляется как процентное отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы. Например, если на троих занятых приходится один безработный, то отсюда следует, что совокупная рабочая сила состоит из четырех человек, а норма безработицы равняется 25 процентам.

Существует количественная взаимосвязь между экономической активностью и безработицей, которая исчисляется согласно следующему закону: для того, чтобы безработица не прогрессировала и ее показатель оставался на стабильном уровне, необходимо ежегодное увеличение валового национального продукта примерно на 2,7%. Каждые дополнительные 2% прироста валового ВНП уменьшают долю безработных на 1 процентный пункт. И наоборот, каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВНП на 2% вызывает рост нормы безработицы на 1 процентный пункт. Следовательно, норма безработицы может рассматриваться как результат кумулятивного экономического роста. Естественно, что прямым следствием спада национального производства является пропорциональный ему рост безработицы.

Особенностью занятости  в экономических условиях хозяйствования является также и то, что помимо открытой, существует и скрытая безработица. Она проявляется в том, что значительное количество людей, официально имеющих работу и числящихся занятыми, в действительности длительное время не участвуют реально в производстве. Это люди, находящиеся в принудительных отпусках по инициативе администрации без сохранения содержания или с частичной оплатой.

Проявлением скрытой  безработицы в Беларуси можно  считать и такое характерное для сегодняшнего дня явление, как периодическое задерживание зарплаты.  Многое работники переведены на сокращенную рабочую неделю — это «частичная безработица».

Данные о масштабах неполной занятости не включают тех людей, чья высокая квалификация остается невостребованной; а возможность получения более высокой зарплаты — нереализованной. В широком смысле неполная занятость — это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, работая в полном объеме и полностью реализуя свои возможности. Если определить полную незанятость как хроническое недоиспользование квалификации и способностей, то значительную часть работающих на производстве можно рассматривать как страдающих от неполной занятости.

Среди источников безработицы в  экономических условиях выделяют циклические, функциональные, сезонные и структурные.

Циклическая безработица связана с колебаниями спроса на рабочую силу, обусловленными циклически чередующимися спадами и подъемами производства. В период спада производства, согласно приведенному выше закону, показатель безработицы резко возрастает, а в период подъема снижается, и большинство безработных снова возвращаются на рабочее место.

Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она затрагивает тех, чей труд обусловлен спецификой времени года, — занятых в рыболовстве, строительстве, сельском хозяйстве.

Функциональная  безработица — это временная незанятость, связанная с переходом с одного рабочего места на другое или поисками более подходящей работая; Этот вид безработицы существует и в условиях здоровой экономики в период подъема производства. Можно предположить, что и при полной занятости всего экономически активного населения работники наемного труда будут переходить с места на место в поисках лучших условий труда и более высокого заработка.

Наиболее тяжелой, и  опасной для общества является структурная  безработица. Это невозможность для определенных групп населения получить или сохранить за собой рабочие места из-за отсутствия спроса на профессию, недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по половому или возрастному признаку, или в силу инвалидности. Даже в периоды экономического подъема, когда общий уровень занятости достаточно высок, среди этих категорий населения сохраняется непропорционально высокая безработица. Динамика безработицы демонстрирует неравенство возможностей трудоустройства для женщин, особенно имеющих малолетних детей, молодежи, людей предпенсионного возраста и инвалидов. К этой же группе безработных относятся люди, потерявшие работу в связи с автоматизацией производства, устойчивым снижением спроса на те или иные товары и услуги, закрытием предприятия и оттоком капитала из данной отрасли.

Таким образом, нормальный рынок труда как составная часть рыночной экономики в целом представляет собой сбалансированную и жизнеспособную структуру спроса и предложения на рабочую силу. В этой структуре с неизбежностью будут возникать колебания в соотношении спроса и предложения, обусловленные состоянием экономического организма. Но в здоровом экономическом организме рынок труда сохраняет постоянную тенденцию к восстановлению естественно необходимого соотношения спроса и предложения.

 

 

1.3. Политика занятости, ее виды  и специфика в переходный период

 

Согласно законодательству Республики Беларусь, политика занятости - это система мероприятий, реализуемых Государственной службой занятости для изменения сложившейся неблагоприятной ситуации и (или) поддержания стабильности на рынке труда и обеспечения эффективной занятости.

Политика занятости - это деятельность, включающая два основных направления (вида): политика занятости активная и политика занятости пассивная. Она осуществляется на основе программно-целевого подхода. Основными задачами политики занятости являются: сдерживание с учетом имеющихся экономических и финансовых ресурсов увеличения масштабов безработицы; создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; обеспечение целевой поддержки граждан, потерявших работу; смягчение последствий долговременной безработицы.

Приоритетные направления политики занятости: опережающее профессиональное обучение, профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан, незанятого населения и высвобождаемых работников, расширение масштабов подготовки и финансовой поддержки в сфере развития малого и среднего бизнеса; увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных; реализация общефедеральных и региональных мероприятий по поддержке регионов с критической ситуацией на рынке труда; финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профподготовку персонала.

Активная  политика занятости (АПЗ) - совокупность мер, направленных на снижение уровня безработицы путём стимулирования организации новых рабочих мест и трудоустройства безработных, переподготовки незанятого населения. Включает в себя субсидирование создания новых рабочих мест, переподготовку безработных, организацию новых рабочих мест для безработных (через систему общественных работ).

Приоритетные направления АПЗ:

- содействие в трудоустройстве,  профессиональное обучение и  консультирование, гибкие формы занятости, квотирование рабочих мест, организация общественных работ, содействие временной занятости, поддержка малого бизнеса.

- освобождение на определенный  период от налогообложения, обеспечение  выгодных кредитных ставок, сроков кредитования, страхование риска и т.д.

Содержание  АПЗ включает:

- создание, сохранение  и перепрофилирование рабочих  мест для высвобождаемых и безработных;

- перепрофилирование производства, санация предприятий, их оздоровление путем реализации инвестиционных программ;

- профобучение и социальная  адаптация безработных;

- поддержка разнообразными методами  частного предпринимательства, в  особенности малого бизнеса, как наиболее выгодного  направления  реализации  инвестиционных  программ с точки зрения сдерживания общей и скрытой безработицы;

- сохранение занятости за счет  компенсационных выплат и субсидий  к зарплате работникам видимой части скрытой безработицы (в качестве фактора, сдерживающего ее перелив в открытую форму);

- организация общественных работ,  временной занятости и т.п.;

- профилактика и ликвидация  последствий массового высвобождения  путем: а) тщательного подбора вариантов трудоустройства; б) опережающего профобучения высвобождаемых работников.

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период