Активная и пассивная политика занятости в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является:
Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
Рассмотрение видов политики занятости;
Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЗАНЯТОСТЬ”, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЁ СПЕЦИФИКА 10
1.3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 20
2.2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

В.25 Щербак.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Методы  политики занятости в рыночных условиях делятся на три большие группы:

    • международное сотрудничество в области разделения труда;
    • активная политика в вопросах распределения труда;
    • политика доходов.

Активная политика в  вопросах разделения труда должна быть ориентирована на обеспечение полной занятости и создание условий, при которых изменения в структуре занятости становятся более приемлемыми и легче переносятся, на смягчение отрицательных последствий сокращения рабочих мест и на помощь работникам, потерявшим работу. Активная политика предполагает наличие агентств в области рабочей силы (служб занятости), хорошо обеспеченных информацией и способных всесторонне оценить положение на рынке труда, имеющих в своем распоряжении административный аппарат, обладающий соответствующими правами и полномочиями. Мероприятия, связанные с политикой в области использования труда, должны финансироваться из национального бюджета.

Государством должен быть принят комплекс мер, упреждающих  рост безработицы и препятствующих ее переходу в застойную форму. Одной из таких мер может стать субсидирование из средств государственного бюджета дополнительной рабочей силы на функционирующих предприятиях. Предприятия, создающие дополнительные рабочие места, должны получать льготные кредиты для оплаты труда принятых на эти места работников. Другим возможным шагом в направлении выравнивания спроса и предложения на рынке труда может служить понижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения планки пенсионного возраста. Несмотря на то, что предоставление временной работы не является радикальным средством решения проблемы занятости, все же следует использовать и эту возможность смягчения напряженности на рынке труда. Речь идет о создании временных рабочих мест, ориентированных не на получение прибыли, а на интересы общества. Это так называемые «общественные работы» — очистка и благоустройство территорий, деятельность по охране окружающей среды и т. д. Далее, спрос на рабочую силу можно перераспределять путем перехода предприятий на неполную рабочую неделю, привлекая на предприятия дополнительную рабочую силу на неполный рабочий день. Например, в восточных землях объединенной Германии на многих рабочих местах трудятся по два человека, каждый в течение четырех часов. Платят им не только из доходов предприятия, но и за счет федеральной казны. При этом необходимо установить почасовой минимум заработной платы, у нас же законодательно утвержден только месячный минимум зарплаты.

Выбор политики доходов зависит  от конкретной экономической ситуации в стране. Так, может быть выбрана такая политика доходов, которая, ограничивая темпы повышения заработной платы и цен, снижает слишком сильное влияние фирм и профсоюзов на рынок труда. Жизнеспособность этой политики определяется действиями правительствами требует создания эффективной организационной структуры. Однако прямое вмешательство правительства может вызвать определенные социально-политические последствия, и поэтому подобная политика доходов может использоваться скорее в качестве чрезвычайной краткосрочной меры.

Политика доходов может  предусматривать: увязку минимальных размеров оплаты труда и пенсий с прожиточным минимумом; введение определенного порядка индексации заработной платы и пенсий; определение степени жесткости тарифной системы оплаты труда; установление порядка налогообложения фонда оплаты труда; использование официальной величины - прожиточного минимума при разработке программ по социальной защите населения.

Конкурентоспособность предприятия на рынке труда на современном этапе — это совокупность предоставляемых работникам условий, которые положительно отличают данное предприятие от аналогичных предприятий; способность предприятия быть выбранным в качестве места работы.

 

 

 

2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь

 

2.1. Анализ занятости в Беларуси  в переходный период

 

 

Рынок труда республики формируется  в сложной экономической обстановке. Опыт государственного регулирования его непродолжителен и во многом опирается на практику государственных служб трудоустройства населения, сложившуюся ранее, до перехода народного хозяйства к рыночным отношениям. Поэтому оценки рынка труда неустойчивы, а подчас и противоречивы: ожидание массовой безработицы соседствует с оптимистическими утверждениями, что современный относительно низкий ее уровень сохранится и в ближайшей перспективе. В этих условиях особенно важно более глубокое изучение рынка труда исходя из анализа экономического развития республики, накопленного трудового потенциала, его перераспределения между отраслями народного хозяйства, оценки реальной и скрытой безработицы.

Переход к рынку, кризисные  явления в экономике усугубили  прошлые проблемы занятости населения и добавили к ним новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.

К наиболее острым из них следует отнести:

    • нерациональную структуру занятости населения, приведшую к сверхзанятости женщин и молодежи;
    • массовое высвобождение высококвалифицированных кадров из некоторых отраслей народного хозяйства;
    • медленные темпы развития негосударственных форм хозяйствования (арендных и акционерных предприятий, малого бизнеса) и большая концентрация работников на госпредприятиях;
    • слабое развитие отраслей непроизводственной сферы;
    • рост реальной и скрытой безработицы в связи со снижением спроса на рабочую силу при увеличивающемся ее предложении.

На рынке труда республики сохраняется управляемая ситуация (таблица 1), существенного ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдается. Напомним, Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2010-2011 годы предусмотрено, что уровень безработицы к концу нынешнего года не превысит 1,1-1,2% к численности экономически активного населения.

Показатель зарегистрированной (официальной) безработицы на 1 июля 2011г. самый высокий был по-прежнему в Витебской области (1,2%). На второй позиции - Гомельская, Брестская и  Гродненская области (1,1%), на третьей - Могилевская область, где безработица сохраняется на уровне 1%. В Минской области этот показатель равняется 0,8%, в Минске - 0,4%.

 

 

Таблица 1. Состояние занятости населения и результаты политики занятости в Республике Беларусь


 

 

2.2. Анализ политики занятости в Республике Беларусь

 

Государственное воздействие  на занятость и безработицу является неотъемлемой частью общей системы экономической и социальной политики любого цивилизованного государства.

Политика на рынке  труда в Республике Беларусь предусматривает стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников, наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, кто желает работать и ищет работу.

Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу.

Государство гарантирует  безработным:

1. Бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;

2. Выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;

3. Компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу (обучение) в другую местность;

4. Бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;

5. Возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

6. Содействие в организации предпринимательской деятельности.

 

При создании механизмов реализации активной политики занятости и формирования рынка труда наша республика учитывала и использовала опыт других государств. В то же время, особенности формирования и использования трудовых ресурсов, особенности структуры занятости населения предопределили особенности государственного регулирования рынка труда. Новые явления в сфере занятости диктовали необходимость совершенствования государственного регулирования рынка труда.

Регулирование занятости  и безработицы осуществляется с  помощью комплекса методов, к которым относятся законодательные, экономические, административные, идеологические, организационные.

Законодательное регулирование осуществляется путем принятия государственных законодательных актов, регулирующих процесс обучения и образования, трудоустройство представителей отдельных групп населения, направленных против дискриминации некоторых из них, в частности молодежи и женщин.

Экономические методы заключаются в проведении комплекса мер по стимулированию занятости на макроуровне за счет кредитования, субсидирования, льгот и дотаций работодателям, регулирования уровня подоходного налога, государственных закупок и других мер, осуществляемых на макроуровне.

К административным методам относятся: изменение границ пенсионного возраста, установление определенной продолжительности рабочей недели, оплачиваемого отпуска, либерализация или ограничение иммиграции и эмиграции рабочей силы, регулирование некоторых вопросов трудоустройства отдельных категорий населения.

Идеологические  методы применяются для разъяснения политики полной занятости, достижения оптимального сочетания интересов работодателей и работников.

Суть организационных методов заключается в снижении или устранении различного рода барьеров, которые препятствуют территориальной, отраслевой, профессиональной и квалификационной мобильности трудовых ресурсов. С этой целью совершенствуется статистика занятости и безработицы, развивается автоматизированная система изучения и регулирования структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышается эффективность работы органов по труду, занятости и социальной защите в направлении содействия трудоустройству.

Проведение эффективной  политики на рынке труда означает:

    • содействие оптимальной сбалансированности между наличием рабочих мест и количеством работающих;
    • создание условий для получения гражданами необходимых знаний и навыков для осуществления выбранной ими трудовой деятельности;
    • предоставление работы всем желающим;
    • удовлетворение потребностей экономики в рабочей силе;
    • обеспечение минимального дохода в случае временной нетрудоспособности.

Регулирующая функция  государства не ограничивается только содействием трудоустройству незанятого населения, но охватывает и сферу наемного труда, способствует развитию предпринимательской инициативы граждан и самозанятости.

Управление занятостью заключается в целенаправленном предоставлении государственных гарантий безработным, сохранении и создании рабочих мест для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, а также работников, находящихся под угрозой увольнения. В первую очередь, это относится к убыточным предприятиям, которые могут быть признаны банкротами.

Специфика безработицы  в республике потребовала переориентации политики занятости в сторону развития активных форм ее регулирования. С 2004 года обозначились позитивные тенденции в области занятости, которые характеризовались увеличением приема граждан на работу, уменьшением масштабов высвобождения рабочей силы, увеличением спроса на рабочую силу.

Основной задачей государства  по регулированию рынка труда в Беларуси является обеспечение занятости населения путем создания возможностей достойного труда желающим работать, недопущения массовой безработицы и поддержания безработицы на допустимом уровне. Решить эти проблемы позволят: повышение эффективности производства; совершенствование налоговой политики, поддерживающей малое предпринимательство и инвестирование; развитие кредитования производства; санация потенциально прибыльных и ликвидация потенциально убыточных предприятий; привлечение иностранных инвесторов, способных создать хорошо оборудованные и высокооплачиваемые рабочие места; совершенствование политики доходов. Эти важнейшие экономические преобразования определяют, в основном, положение в сфере занятости.

Особое значение имеет  вопрос взаимосвязанного регулирования  рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы, перелив рабочей силы из одних отраслей экономики в другие и, таким образом, достижение определенной сбалансированности на рынке труда.

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период