Активная и пассивная политика занятости в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является:
Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
Рассмотрение видов политики занятости;
Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЗАНЯТОСТЬ”, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЁ СПЕЦИФИКА 10
1.3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 20
2.2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

В.25 Щербак.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

 

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

 

Кафедра “Менеджмент”

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу

 

“Макроэкономика”

 

Активная  и пассивная политика занятости в переходный период

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка  группы 308120/25,

 Щербак К.А.

 

 

Проверила: старший преподаватель

  Семашко Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2011

 

Содержание

 

Введение

 

Одной из важнейших проблем при  переходе республики к рыночной экономике является изучение и управление занятостью населения. Основные аспекты названной проблемы связаны с ее деформированной отраслевой структурой, низкой территориальной мобильностью трудовых ресурсов, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, появлением реальной и скрытой безработицы.

Наша страна имеет свою специфику  занятости. Уровень открытой безработицы в Беларуси невысок - немногим более 2% экономически активного населения, однако значительных размеров достигла скрытая безработица, которая в любой момент может перейти в открытую. В этих условиях обязанностью государства является противодействие массовой безработице и поддержание занятости, социальная защита безработных.

Механизм управления занятостью населения в новых условиях развития республики находится в стадии становления. Опыт государственного управления непродолжителен и основывается на сложившейся практике трудоустройства населения. Программные установки правительства в отношении безработицы находят отражение в деятельности Республиканского центра содействия занятости населения Министерства труда и социальной защиты и системы центров занятости, созданных на базе существовавших бюро по трудоустройству населения. По аналогии с последними, центры в основном работают с тем населением, которое обращается к ним за помощью. Основные усилия направляются не на расширение и создание рабочих мест, развитие альтернативных форм занятости, а на оказание помощи людям, потерявшим работу. В нестабильной экономической ситуации предприятия не заинтересованы создавать новые рабочие места, расширять производство.

Как видно, сегодняшняя  ситуация на рынке труда характеризуется  нестабильностью. Это связано с дисбалансом между спросом и предложением рабочей силы, смещением трудовых и мотивационных ценностей в сознании современной молодежи. И, как отмечалось, ситуация имеет ряд особенностей, характерных именно для Республики Беларусь. Все они должны быть исследованы, и умело обращены на благо общества.

Целью написания данной курсовой работы является:

    • Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
    • Рассмотрение видов политики занятости;
    • Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
    • Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

 

1. Занятость и политика занятости в переходный период

 

 

1.1. Сущность понятия “занятость”, классификация занятости

 

Чтобы определиться в вопросах политики занятости, необходимо, прежде всего, выяснить, что же собой представляет занятость с экономических и  социальных позиций.

Занятость с  точки зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т. д.

Учет всех видов экономической  и социально-полезной деятельности нашел свое отражение в понятии  глобальной занятости. За ее пределами  остаются те, кто по субъективным или объективным причинам не смог найти для себя полезную сферу деятельности, не противоречащую закону.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический, потенциал общества, так и уровень, и качество жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан. Занятость в общественном производстве можно рассматривать как продуктивную занятость, а соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости дает возможность определить рациональную занятость.

Какое значение имеют эти понятия  для политики занятости на рынке  труда?

1. Во-первых, они определяют более точно трудовой потенциал общества, участвующего в создании национального дохода, в условиях, когда участие и неучастие в общественном труде определяются не только экономическими факторами, но и потребностями самого человека, его приоритетами в сфере занятости и возможностями их реализации.

2. Во-вторых, они позволяют более точно прогнозировать объем трудового потенциала и его использование, как в масштабах всей страны, так и по регионам с учетом их экономического и демографического развития.

3. В-третьих, появляется возможность более дифференцирование разрабатывать социальную политику, выбирать приоритеты, разрабатывать социальные программы, определять источники их финансирования и условия реализации.

Чтобы определиться в этих вопросах, в международной статистике широко применяются категории “экономически активное население” и “экономически неактивное (пассивное) население” (рисунок 1).

Согласно рекомендациям МОТ  по статистике труда, к экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования.

По категориям к экономически активному населению относятся: лица наемного труда - рабочие и служащие; самостоятельные работники; неоплачиваемые члены семьи; сезонные и случайные работники; лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т. п.); учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

В разных странах определение экономически активного населения несколько различается, например, по возрасту вступления в активную трудовую жизнь. В США этот возраст определен в 15 лет, как в большинстве других стран, в Швеции -16 лет. Есть отличия и по категориям. Так, в Великобритании в состав экономически активного населения не входят учащиеся, работающие неполное рабочее время или ищущие работу. Они учитываются отдельно. В США в число экономически активного населения включаются неоплачиваемые члены семьи, но при условии, что в неделю обследования они проработали не менее 15 часов.

Трудовой статус экономически активного  населения количественно определяется по числу отработанных недель или дней в определенный период времени (12 месяцев или один календарный год). По количеству отработанного времени экономически активное население подразделяется на занятых, безработных и частично занятых.

Экономически активное население  на текущий период в странах рыночной экономики определяется как “рабочая сила”.

К экономически неактивному населению международная статистика относит всех, кто, независимо от возраста, не входит в категории экономически активного населения, о чем говорилось выше.

В составе экономически неактивного  населения можно выделить также  несколько групп. Самую большую группу составляют учащиеся очных форм обучения, домашние хозяйки, пенсионеры по старости и инвалидности, рантье, лица, получающие материальную поддержку от общественных организаций и частных лиц, и др.

К экономически неактивному  населению относятся также отдельные функциональные группы населения, такие как занятые на неоплачиваемой общественной работе, лица, оказывающие добровольные, бесплатные услуги, другие лица, занятые деятельностью по оказанию милосердной помощи социально слабым слоям населения.

К той же категории экономически неактивного населения относятся  также лица трудоспособного возраста, которые могут работать, но не ищут работу в силу субъективных и объективных причин. Они составляют особую группу в классификации экономически неактивного населения.

Половозрастные  характеристики. По половозрастным категориям деление трудоспособного населения на экономически активное и неактивное в странах с примерно равным уровнем развития экономики, тем не менее, различно.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Содержание понятия “занятость”

 

 

 

 

 

 

Это зависит и от политики, проводимой в сфере образования, и от политики кадров на предприятиях, и от развитости систем социального обеспечения, и от экономической конъюнктуры, и от развития НТП и других факторов.

Помимо категории занятости, понимаемой как занятость в общественном производстве, есть категория незанятости. Эта категория включает два понятия - безработицы и вынужденной незанятости.

Кто входит в категорию  безработных? Согласно определению международных организаций — МОТ и ОЭСР, безработные — это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель или кто уже устроился, но еще не приступил к работе, предпринимали усилия найти работу в течение предыдущих четырех недель (либо обращаясь непосредственно к нанимателю или к услугам государственной службы занятости, либо к друзьям), и кто мог работать в течение недели обследования, лица, временно уволенные, или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступать к работе в течение 30 дней.

Если определение статуса  безработного в различных странах примерно одинаково и совпадает с определением международных организаций, то в отношении подсчета числа безработных имеется два методологических подхода. Первый подход состоит в определении числа лиц, отвечающих статусу безработного в период недели обследования.

Деление неработающих людей  трудоспособного возраста на вынужденно незанятых и безработных является основой политики занятости, предусматривающей разработку комплекса мер экономической и социальной помощи нетрудоустроенным категориям населения.

Недозанятость — еще одна категория, требующая особого внимания в определении и проведении политики занятости. Недозанятость существует в двух формах: видимой и невидимой, другими словами - количественной и качественной.

Количественная форма  недозанятости выражается в продолжительности рабочего времени, ее вынужденного сокращения по сравнению с нормативной, качественный аспект — это низкая заработная плата, низкая производительность труда, недоиспользование профессионально-квалификационного уровня работников и другие качественные аспекты использования рабочей силы.

Незанятость такого плана  переводит проблемы занятости на уровень глобальных экономических проблем.

Исследования динамики занятости населения по половозрастному составу в ряде развитых капиталистических стран выявляют, таким образом, ряд расхождений в показателях соотношения экономически активного и неактивного населения по отдельным категориям. К ним относятся: молодежь в возрасте 16—19 лет; женщины с семейными обязанностями; пожилые трудящиеся предпенсионного и пенсионного возраста.

 

 

1.2. Занятость населения в переходный период и её специфика

 

Переходный период – это этап перехода экономики от плановых методов  управления к рыночным. В этот период на первый план выходит понятие рынка  труда и поведение рабочей силы на нем.

Рынок труда — сфера формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы. Составной частью рынка труда является рынок рабочих мест, поскольку зачастую предлагается (имеет спрос) совершенно определенное рабочее место.

Рынок, труда имеет ряд черт, отличающих его от рынков обычных товаров. В нем действуют особые регуляторы и социальные силы. Можно отметить следующие особенности.

1. Рынок труда существует не  только во внешней по отношению  к предприятию среде, он распространяется и на сферу производства, так как отношения купли-продажи не прекращаются с поступлением работника на предприятие. Принятый на предприятие работник может искать другую работу как внутри, так и вне данного предприятия, а предприниматель подбирает кандидатов, как среди занятых, так и незанятых работников.

2. В отличие от рынка  обычных товаров при продаже  рабочей силы работник не утрачивает право собственности на нее, он продает лишь право использования этой рабочей силы. В процессе использования рабочая сила не уничтожается.

3. На структуру спроса  и предложения рабочей силы  влияет большое число автономных  факторов, т. е. факторов, формирующихся вне рынка труда.

Одним из таких факторов является степень осведомленности трудоспособного населения о конъюнктуре на субрынках труда. При недостатке информации о текущем положении на рынке труда, если даже и существует относительное равновесие спроса и предложения, нельзя ожидать оптимального распределения труда.

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период