Активная и пассивная политика занятости в переходный период

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является:
Определение понятий “занятость” и “политика занятости”;
Рассмотрение видов политики занятости;
Анализ ситуации с занятостью в Республике Беларусь;
Анализ политики занятости в Беларуси на данном этапе развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗАНЯТОСТЬ И ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 5
1.1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ “ЗАНЯТОСТЬ”, КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАНЯТОСТИ 5
1.2. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД И ЕЁ СПЕЦИФИКА 10
1.3. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ, ЕЕ ВИДЫ И СПЕЦИФИКА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 16
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
2.1. АНАЛИЗ ЗАНЯТОСТИ В БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД 20
2.2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 23
2.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА 2011 ГОД 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
ЛИТЕРАТУРА 34

Работа содержит 1 файл

В.25 Щербак.doc

— 867.00 Кб (Скачать)

В рамках реализации  Декрета  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006г. №18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", органы по труду, занятости и социальной защите осуществляют трудоустройство родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении. Комитет и управления по труду, занятости и социальной защите работают в тесном контакте с подразделениями облисполкома, городскими и районными исполнительными комитетами, органами внутренних дел, судами и предприятиями области.

Для стимулирования переселения  семей безработных граждан в  сельскую местность в сентябре 2008 года были внесены изменения в  постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 1996 года № 51 об увеличении размеров выплат денежных средств безработным с пяти до семикратной величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, действующего на дату трудоустройства. Это дало  возможность членам семей безработных получить постоянную работу, улучшить жилищные условия, завести подсобное хозяйство и тем самым стабилизировать свое финансовое положение.

Важным направлением мер активной политики на рынке труда  является профессиональное обучение граждан. В период поиска постоянной работы безработные и другие категории населения имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с участием средств Фонда. По опыту 2008 года обеспечена временная занятость в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве. На объектах социальной сферы силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В целях формирования мотивации к труду осуществляется трудоустройство учащейся и студенческой молодежи на временных рабочих местах в свободное от учебы время ежегодно из средств Фонда социальной защиты предусматриваются средства на организацию вторичной занятости молодежи. Подростками выполнялись работы по ремонту школьной мебели, благоустройству территории школ, ремонту книжного фонда, изготовлению сувениров, пошиву постельного белья с безвозмездной передачей в дома-интернаты.

Социальная поддержка безработных осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем выплаты пособия по безработице и материальной помощи в период активного поиска работы.

Ситуация в 2009-2010 годах.

В 2009-2010 годах формирование трудового потенциала  происходит в условиях сокращения трудоспособного населения в связи со вступлением в  трудоспособный возраст малочисленного поколения родившихся в 90-х годах прошлого века. Основными источниками пополнения рынка труда являются лица, уволенные по причинам текучести кадров, лица, имеющие длительный (более года) перерыв в работе до регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите, а также выпускники учреждений, обеспечивающих получение общего базового и среднего образования.

Особая роль отводится созданию информационного пространства по взаимодействию временно неработающих граждан и нанимателей. Предполагается проведение «Ярмарок вакансий», «Дней предприятий», других массовых информационных мероприятий.

Создана единая компьютерная система массового информирования граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы, осуществляется консультирование по вопросам трудового и социального законодательства, перемены занятий, профессионального обучения, профориентационной работы среди подростков и молодежи.

Нынешний кризис вносит свои коррективы в ситуацию с занятостью населения. По данным Международной организации труда в мире могут потерять работу более 20,0 миллионов человек, в первую очередь, в таких сферах, как финансы, строительство, операции с недвижимостью, автомобилестроение, туризм, сфера услуг.

В условиях финансовой нестабильности многие профессии могут потерять свою актуальность. Так, в зоне риска  могут оказаться люди, чья профессиональная деятельность связана с финансовой сферой. Например, по мнению экспертов, под угрозой безработицы могут оказаться специалисты по оформлению кредитов, банковские работники, брокеры по недвижимости, менеджеры по развитию производства.

В условиях экономического кризиса перед предприятиями  стоит задача сохранить кадровый потенциал предприятий, обеспечить сохранение существующих рабочих мест и создание новых, не допустить массового высвобождения работников.

 

 

2.3. Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год

 

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 утверждена Государственная  программа содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2011 год (далее — Государственная  программа), основной целью которой является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в условиях модернизации экономики республики.

В рамках реализации Государственной  программы предполагается решение  следующих задач:

    1. Содействие нанимателям в структурной перестройке экономики и повышение эффективности занятости населения на основе модернизации и обновления рабочих мест;
    2. Вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
    3. Интеграция в трудовую сферу целевых групп населения, нуждающихся в социальной поддержке;
    4. Содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
    5. Повышение конкурентоспособности рабочей силы, снижение дисбаланса между спросом и предложением;
    6. Обеспечение занятости населения в малых городах и районах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
    7. Обеспечение уровня регистрируемой безработицы в 2011 году в пределах 1,2–1,5 процента от численности экономически активного населения.

В целях содействия в  трудоустройстве незанятого населения республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, облисполкомам и Минскому горисполкому устанавливаются задания по трудоустройству граждан на вновь создаваемые рабочие места в целом по республике 175,0 тыс. человек, в том числе в малых городах — 25,2 тыс., в сельской местности — 17,0 тыс., 2,5 тыс. рабочих мест — с оказанием финансовой поддержки в виде бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее — Фонд).

Более 3,0 тыс. безработных  смогут получить финансовую поддержку  в виде субсидии из средств Фонда  для организации предпринимательской  деятельности и самостоятельной  занятости.

Предусмотрены конкретные меры по трудоустройству граждан с учетом целевых групп и способствующие вовлечению данных категорий граждан в активную трудовую деятельность.

Для трудоустройства  инвалидов нанимателям установлена  броня приема на работу 1,8 тыс. человек, предусмотрена адаптация к трудовой деятельности 471 инвалида. В полном объеме обеспечено выделение по заявкам общественных объединений инвалидов финансовых средств (5,9 млрд. рублей), направляемых на создание рабочих мест для инвалидов.

В целях снижения дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы, повышения качества трудовых ресурсов на профессиональную подготовку будет направлено 24,7 тыс. безработных, из них не менее 45 процентов — по конкретным заказам предприятий.

Для обеспечения временной  занятости граждан, в том числе безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы, будут организованы оплачиваемые общественные работы для 90,5 тыс. человек, в том числе 49,2 тыс. безработных.

Предусмотрены меры, направленные на обеспечение трудонедостаточных сельских регионов кадрами, стимулирование безработных к переезду на новое место жительства и работы, вовлечение сельских жителей в предпринимательскую деятельность.

Исходя из результатов  мониторинга и анализа проблем  региональных рынков труда, по предложениям облисполкомов в Государственную программу включено 27 наиболее проблемных малых городов и 7 районов, в том числе:

1. В Брестской области — Ганцевичский район, города Ганцевичи, Микашевичи Лунинецкого района, Иваново, городской поселок Телеханы Ивацевичского района, рабочий поселок Речица Столинского района;

2. В Витебской — Поставский и Лепельский районы, города Поставы, Лепель, Дубровно, Толочин, Барань Оршанского района;

3. В Гомельской — Речицкий и Рогачевский районы, города Василевичи Речицкого района, Рогачев, городские поселки Заречье Речицкого района и Уваровичи Буда-Кошелевского района;

4. В Гродненской — города Мосты, Волковыск, Новогрудок, Свислочь, Скидель, Слоним, городской поселок Россь;

5. В Минской — города Вилейка, Березино, Копыль;

6. В Могилевской — Кировский и Краснопольский районы, город Кировск, городские поселки Краснополье и Белыничи.

В полном объеме будет  обеспечена предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных  в виде выплаты пособия по безработице  и оказания материальной помощи 126,0 тыс. безработным.

На выполнение мероприятий  Государственной программы в 2011 году выделено 171 171 621 тыс. рублей, в том числе средства Фонда — 121 565 555 тыс. рублей (в бюджеты областей и г. Минска передается 118 867 500 тыс. рублей), средства местных бюджетов (средства от возврата бюджетных ссуд) — 34 264 800 тыс. рублей, собственные средства организаций-исполнителей — 15 341 266 тыс. рублей.

Реализация мероприятий  Государственной программы позволит обеспечить к концу 2011 года:

1. Численность населения, занятого в экономике, в пределах 4670–4720 тыс. человек, в том числе в Брестской области — 640,3–647,2 тыс. человек, Витебской — 573,6–579,7 тыс. человек, Гомельской — 667,2–674,3 тыс. человек, Гродненской — 509,1–514,6 тыс. человек, Минской — 674,7–681,9 тыс. человек, Могилевской — 508,6–514 тыс. человек, г. Минску — 1096,5–1108,3 тыс. человек;

2. Уровень регистрируемой безработицы по республике в размере 1,2–1,5 процента, в том числе в Брестской области — 1,5 процента, Витебской — 1,6, Гомельской — 1,4, Гродненской — 1,4, Минской — 1,2, Могилевской — 1,5, г. Минску — 0,5 процента.

Для выявления потенциально избыточной численности персонала  организаций и разработке планов социально ответственной реструктуризации предусматривается оказание помощи нанимателям в проведении кадровой диагностики своих организаций.

 

 

Заключение

 

Тема данной курсовой работы касается вопросов управления занятостью в современных  условиях в Республике Беларусь. По результатам анализа можно сделать некоторые заключения.

Занятость с точки  зрения экономических позиций общества - это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода, а предоставление всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости.

Занятость в общественном, производстве не исчерпывает всех видов  полезной занятости, таких как учеба в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и т. д.

Рынок труда — сфера формирования и реализации спроса и предложения рабочей силы. Составной частью рынка труда является рынок рабочих мест, поскольку зачастую предлагается (имеет спрос) совершенно определенное рабочее место.

Рынок труда республики формируется  в сложной экономической обстановке. Опыт государственного регулирования его непродолжителен и во многом опирается на практику государственных служб трудоустройства населения, сложившуюся ранее, до перехода народного хозяйства к рыночным отношениям. Поэтому оценки рынка труда неустойчивы, а подчас и противоречивы: ожидание массовой безработицы соседствует с оптимистическими утверждениями, что современный относительно низкий ее уровень сохранится и в ближайшей перспективе. В этих условиях особенно важно более глубокое изучение рынка труда исходя из анализа экономического развития республики, накопленного трудового потенциала, его перераспределения между отраслями народного хозяйства, оценки реальной и скрытой безработицы.

Переход к рынку, кризисные  явления в экономике усугубили  прошлые проблемы занятости населения и добавили к ним новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы.

О необходимости государственного управления рынком труда свидетельствует опыт стран с развитой рыночной экономикой. В силу своей особой роли в обществе государство во все времена регулировало в той или иной мере трудовые отношения. На начальном этапе это вмешательство было обусловлено его собственным возникновением и вытекающей из этого факта необходимостью изъятия в свою пользу определенной части общественного продукта для содержания государственной машины. Указанные чисто иждивенческие интересы государства определяли его ограниченную, пассивную роль в регулировании рынка труда.

Информация о работе Активная и пассивная политика занятости в переходный период