Экономическое развитие Дальнего Востока

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2011 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать суть и содержание государственных программ регулирования социально-экономического развития Дальнего Востока.

Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить экономическое развитие Дальнего Востока;

- проанализировать выполнение государственных программ экономического развития дальневосточного региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Экономическое развитие Дальнего Востока до 2010 года 5
2. Федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» 10
3. Перспективы реализации государственных программ экономического развития региона в период кризиса 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19

Работа содержит 1 файл

10022209 (а) Кур.р. Обществознание.doc

— 534.00 Кб (Скачать)

      -снятие инфраструктурных ограничений развития экономики на региональном уровне;

      -реализация ряда проектов, связанных с развитием инженерной инфраструктуры и социальной сферы.[5]

      Основными направлениями реализации Программы  являются развитие топливно-энергетического  комплекса, транспортной и инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства и обеспечение охраны окружающей среды.

      В топливно-энергетическом комплексе  мероприятия Программы сконцентрированы на расшивке сетевых ограничений, оптимизации  схемы энергогенерации, повышении  эффективности использования электрической  и тепловой энергии, снижении зависимости от северного завоза и обеспечении поставок газа на электростанции и населению.

      В транспортном комплексе средства сконцентрированы главным образом на строительстве  и реконструкции автомобильных  дорог регионального значения, обеспечивающих связь федеральных автомобильных дорог с населенными пунктами и важнейшими объектами экономики, развитии инфраструктуры авиаперевозок межрегионального и местного значения, реконструкции объектов портового хозяйства, а также на строительстве объектов железнодорожного транспорта.

      В области инженерной инфраструктуры в рамках Программы предполагается реализовать ряд мероприятий  по модернизации систем жилищно-коммунального  хозяйства.

      В социальной сфере планируется реализация мероприятий по строительству и реконструкции ключевых объектов здравоохранения, культуры и спорта.

      Кроме того, необходимо реализовать комплекс мероприятий по развитию водного  хозяйства и охране окружающей среды, связанных с обеспечением защиты населенных пунктов от паводков и иных негативных воздействий окружающей среды.

      Также будут осуществлены мероприятия  по обеспечению устойчивости системы  связи и телекоммуникаций.

      В целях обеспечения ускоренного  и комплексного развития г. Владивостока с учетом возможности проведения в нем в 2012 году саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" предполагается реализация подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе".

      Общий объем средств, необходимых для реализации программных мероприятий с учетом подпрограммы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на период 2008-2013 годов, составляет 566 008,7 млн рублей, в том числе по подпрограмме "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-тихоокеанском регионе" - 147 522,5 млн рублей. В том числе из средств федерального бюджета поступит 426 271,2 млн рублей, из региональных бюджетов - 4 9505,8 млн рублей, из местных бюджетов - 4 767,1 млн рублей, из внебюджетных источников - 85 464,6 млн рублей. [5]

      Из  общего объема средств затраты капитального характера составляют 563 902,4 млн рублей, в том числе из федерального бюджета - 424 164,9 млн рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008-2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи.

      Реализация  программы позволит обеспечить создание экономических условий для устойчивого  развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов  и обеспечения безопасности Российской Федерации на основе преодоления инфраструктурных ограничений и создания благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики региона.

      За  период реализации программы планируется  создать 69,9 тыс. новых рабочих мест. Кроме того, ожидается, что рост ВРП в 2013 году по отношению к 2007 году составит 2,6 раза; рост объемов отгруженной продукции в 2013 году к 2007 году - 2,3 раза; рост объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников; рост финансирования в 2013 году к 2007 году - 3,5 раза; рост численности экономически активного населения в 2013 году к 2007 году - 1,1 раз; снижение уровня безработицы в 2013 году к 2007 году -1,7 процентных пункта.

      По  замыслу разработчиков программы, ее вклад в валовой региональный продукт составит более 800,6 млрд рублей. Вклад программы в увеличение доходной части бюджетной системы - 206,9 млрд рублей, в том числе в федеральный бюджет - 135 млрд рублей.

      Однако внедрение этой программы сложившейся экономической ситуацией из-за мирового финансового кризиса. Конечно, в регион поступают федеральные средства, хоть и не в полном запланированном объеме. Но они буквально растворяются в постоянном «латании дыр» и ситуация пока далека от положительной динамики.

     3. Перспективы реализации государственных программ экономического развития региона в период кризиса

 

     Нельзя  сегодня не говорить о влиянии  на экономику рассматриваемого региона мирового финансово-экономического кризиса.

     Как мы уже упоминали в первой главе, в 2009 году финансирование государственных программ социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья сокращено более чем на 8 млрд. руб. – с 92,8 до 84,7 млрд. руб.

     Для регионов Дальнего Востока и Забайкалья сокращение финансирования программ развития может иметь серьезные последствия. Ситуация здесь достаточно напряженная: если в начале 1990-х годов прошлого века доля машин и оборудования в региональном экспорте составляла 34%, то сейчас – 3%. Вывозят из восточных регионов сырье, металлы и необработанную древесину. Кроме того, из-за отсутствия дорог транспортные издержки достигают 55–70% цены товаров при среднероссийском уровне в 25%. [9]

     Однако, на наш взгляд, при всех своих негативных моментах кризис предоставляет уникальную возможность для реформирования экономики, оздоровления мировой финансовой системы, формирования современной повестки дня, в которой должна найти адекватное отражение возрастающая роль новых центров экономического роста и политического влияния. Прежде всего, на наш взгляд, это касается Азиатско-Тихоокеанского региона.

     На  сегодняшний день правительством подготовлен  проект "Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 года". Этот документ является, по сути, первым опытом стратегического планирования, предпринятым на федеральном уровне для столь крупного региона, который занимает 40 процентов территории страны. [11]

     Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья опирается на инновационный сценарий развития, который предполагает наиболее полное использование конкурентных преимуществ региона, его природно-ресурсного и транзитного потенциала, модернизацию транспортной и энергетической инфраструктуры. Кроме того, этот документ уже учитывает кризисные явления в экономике и увязан с другими федеральными целевыми программами.

     В качестве стратегических целей развития Дальнего Востока и Байкальского региона названы формирование развитой экономики и комфортной среды  обитания населения региона, достижение уровня социально-экономического развития, превышающего среднероссийские показатели.

     Это грандиозная задача, которая превосходит  по своим масштабам все предыдущие программы освоения Западной Сибири. Сибирь и Дальний Восток имеют все возможности стать оплотом индустриального и инновационного рывка для всей страны.

     Сейчас нужно обратить внимание на такие вопросы, как развитие перерабатывающих производств, внедрение в кооперационные цепочки национального и мирового рынка, обеспечение опережающего развития диверсифицированной энергетики и инфраструктуры, прежде всего транспортной.[11]

     Несмотря  на кризисные явления, анализ текущей ситуации на Дальнем Востоке показывает, что по ряду основных макропоказателей регион опережает остальную Россию. Индекс промышленного производства за первые семь месяцев 2009 года в ДФО вырос и составил 106%, в то время как в целом по стране отмечается падение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 14%.[11]

     С начала 2009 года в регион инвестировано 267 млрд рублей, что составляет более 120% к уровню 2008 года. В последние  три года за счет федеральных инвестиций закладывалась неплохая база динамичного развития региона.

     Однако  рост промпроизводства крайне неравномерно распределяется между отраслями  и субъектами федерации, входящими  в ДФО. Он по-прежнему обеспечен добывающим сектором за счет реализации нефтегазовых проектов на Сахалине, увеличения добычи золота на Чукотке и Амурской области.

     Сейчас  необходимо направить деятельность реальных и потенциальных инвесторов на обеспечение комплексного развития.

     Для этого необходимо решить задачи развития высокотехнологичных производств в авиа- и судостроении, машиностроении и металлургии, обеспечить инновационное освоение ресурсов океана.

     Особое  внимание должно быть уделено вопросам внедрения новых технологий и  высокопроизводительной техники. Необходимо обеспечить комплексное и опережающее, относительно средних параметров по стране, развитие социальной сферы и человеческого капитала.

     Подводя итоги данной главе, можно сказать, что безусловной ближайшей задачей  является преодоление ограничений экономического и социального развития, которые являются барьерами для динамичного роста и обусловливают низкую конкурентоспособность экономики региона.

     Устойчивое  развитие региона предполагает преодоление  барьера роста, с которым уже  столкнулся регион в связи с оттоком населения и сокращением естественного прироста населения – по существу с разрушением демографического потенциала региона. Преодолеть это ограничение, а тем более стимулировать иммиграцию населения на восток в связи с потенциальными проектами в экономике возможно только в рамках специальной программы создания в регионе комфортных условий для жизнедеятельности и преодоления тенденции снижения привлекательности региона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     В заключение работы мы можем следующим образом обобщить изученную информацию:

     Что касается Дальнего Востока, то мы можем сделать вывод, что он уже несколько лет находится в ожидании «великой» федеральной экономической программы и всех вытекающих из нее бумов — инвестиционных, строительных и даже, наверное, бэби-бума. Программа с завидным постоянством корректируется, причем оптимистично (в принципе, и реалистично) в сторону увеличения. Появляются и исчезают подпрограммы. Но нельзя однозначно сказать, что «воз и ныне там». Федеральный бюджет все-таки в рамках этой программы выделяет средства, хотя, конечно, и не в заявленных объемах.

     Для укрепления социально-экономической  безопасности ДФО необходима разработка специальной федеральной региональной социально-экономической программы, учитывающей специфику геостратегических  интересов государства и территориальных приоритетов социально-экономического развития для структурной модернизации экономического пространства.

     Необходимо  преодоление слабой представленности России в целом в экономической  структуре Азиатско-Тихоокеанского региона, что приводит к неэквивалентным торгово-экономическим отношениям России с соседними государствами, негативно влияющими на экономику российского Дальнего Востока и страны в целом.

     Необходима  такая модель развития региона, которая  позволяла бы сохранить региональную экономику российского ДФО в рамках единого экономического пространства России. 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
     
  1. Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока  и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года»
  2. Дальний Восток и Забайкалье -2010. Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года. Аналитические материалы /под ред. П.А. Минакира. М.: Экономика, 2005.
  3. Гранберг А.Г. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации. - М.: Наука, 2007., - 146 с.
  4. Минакир П.А. Региональная экономическая политика: стратегия развития Дальневосточного региона. Хабаровск , 2005., -194 с.
  5. Михеева Н.Н. Сценарии развития Дальнего Востока // Экономическая реформа: теория и практика. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - С. 303-314.
  6. Проект долгосрочного социально-экономического развития Востока России.- Хабаровск, 2006.
  7. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2005.-421 с.
  8. Соколова И.П. Государственное регулирование экономики: учеб. пособие. - СПб., 2005.-301 с.
  9. Электронный ресурс РИА PrimaMedia, статья «Кризис сделал бюджетное обрезание Дальнему Востоку», режим доступа http://primamedia.ru/news/03.08.2009-103664/p=
  10. Электронный ресурс Сайт правительства РФ, режим доступа http://www.premier.gov.ru/anticrisis/
  11. Электронный ресурс РИА Новости, статья «Дальневосточный форум: новые подходы во время кризиса», режим доступа http://www.rian.ru/analytics/20090910/184467055.html
  12. Экономика Дальнего Востока: пять лет реформ. Хабаровск, 2005.

Информация о работе Экономическое развитие Дальнего Востока