Экономическое учение Давида Рикардо

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание работы

Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:
. Что лежит в основе развития международного разделения труда?
• Какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.Характеристика исторической эпохи…………………………....6
1.1. Зарождение, общие признаки классической школы
1.2. Особенности этапов развития классической школы………………….8
Глава 2. Биография Давида Рикардо……………………………………..11
2.1.Жизнь и творчество Давида Рикардо
2.2. Особенности методологии Давида Рикардо…………………………….13
Глава 3. Экономическое учение Давида Рикардо……………………….15
3.1.Теория капитала, денег, воспроизводства и сравнительных
преимуществ Давида Рикардо
3.2. Метод исследования Давида Рикардо…………………………………..18
Глава 4. Теория стоимости Давида Рикардо и ее составление………...23
4.1. Заработная плата…………………………………………………………..29
4.2. Прибыль…………………………………………………………………....31
4.3. Рента……………………………………………………………………......32
Заключение…………………………………………………………………....34
Список использованной литературы……………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Мировая Экономика.docx

— 73.63 Кб (Скачать)

 

БИШКЕКСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени  К.КАРАСАЕВА

 

Кафедра «Мировая Экономика»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на  тему: «Экономическое учение Давида Рикардо»                                                          

 

Факультет ФВМО

гр.10-6/к, МЭ-1 курс

 

 

 

 

                                              

 

                                                

                                                  Выполнил (а): Усубалиева Ш.К.

                                                         Проверил (а): Джапаркулова Н.У.       

 

 

 

Бишкек 2010

 

План:

 

Введение……………………………………………………………………….3

 

Глава 1.Характеристика исторической эпохи…………………………....6

    1. Зарождение, общие признаки классической школы

1.2.    Особенности этапов развития классической школы………………….8

Глава 2. Биография Давида  Рикардо……………………………………..11

2.1.Жизнь и творчество Давида Рикардо

2.2. Особенности методологии Давида Рикардо…………………………….13

Глава 3. Экономическое учение Давида  Рикардо……………………….15

3.1.Теория капитала, денег, воспроизводства  и сравнительных

 преимуществ Давида Рикардо

3.2. Метод исследования Давида Рикардо…………………………………..18

Глава 4. Теория стоимости  Давида Рикардо и ее составление………...23

4.1. Заработная плата…………………………………………………………..29

4.2. Прибыль…………………………………………………………………....31

4.3. Рента……………………………………………………………………......32

 

Заключение…………………………………………………………………....34

 

Список использованной литературы……………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение 
      Теории международной торговли, ведущие начало от английской классической политэкономии, прошли в своем развитии ряд этапов вместе с развитием мировой экономической мысли. Однако их центральными вопросами были и остаются следующие:

. Что лежит в основе развития международного разделения труда?  
· Какая международная специализация является наиболее эффективной для отдельных стран и регионов и приносит им наибольшие выгоды?  
· Какими критериями должны руководствоваться фирмы, включаясь в международный обмен? Поэтому теории международной торговли представляют определенный практический интерес. Микроэкономическая теория процесса международной торговли начинается с понятия сравнительного преимущества, которое было предложено великим английским экономистом Давидом Рикардо.

     Так тема данной курсовой работы – Давид Рикардо и эволюция классической политической экономии первой половины  XIX века. Давид Рикардо — последний великий представитель классической буржуазной политической экономии. После него некоторое время развивались лишь отдельные, хотя нередко и важные, проблемы научной буржуазной политической экономии в трудах Дж. Рамсея, Р. Джонса и А. Шербюлье. К середине XIX в. установилось господство ненаучной, вульгарной буржуазной политической экономии. Важно подчеркнуть, что шаг вперед в трактовке предмета политической экономии Рикардо делает под непосредственным влиянием промышленного переворота. Резкое обострение классовых противоречий, прежде всего между трудом и капиталом, порожденное промышленной революцией, современником которой был Рикардо, внешне наиболее концентрированно выразилось в борьбе классов за увеличение своей доли в национальном доходе. Именно поэтому Рикардо, который стремился изучать производство не как таковое, а в его определенной социальной форме, в системе производственных отношений, видит предмет политической экономии в сфере распределения. В трудах Д. Рикардо фактически намечается попытка выделить производственные отношения людей в отличие от производительных сил общества и объявить эти отношения собственным предметом политической экономии. Это был крупнейший шаг вперед в научной трактовке предмета политической экономии. Но Рикардо фактически отождествляет всю совокупность производственных отношений с отношениями распределения, существенно ограничивая тем самым рамки предмета политической экономии. Он не раскрыл производственные отношения людей в качестве особого социального явления и не сумел разработать данную категорию. В силу ограниченности социально-исторической практики, а главным образом по причине классовой ограниченности своей позиции Рикардо не видел определяющей зависимости системы производственных отношений от уровня развития производительных сил, а потому не понимал ее закономерного и преходящего характера. Тем не менее Рикардо дал глубокую трактовку предмета политической экономии, близко подошел к тайнам социального механизма капиталистической экономики. Д. Рикардо сделал существенный шаг вперед и в разработке научного метода исследования экономических явлений. Он впервые в истории политической экономии в основу экономической теории капитализма сознательно положил трудовую теорию стоимости, отражающую всеобщие, наиболее типичные для капитализма отношения, а именно товарные отношения. Начала состоят из 32 глав, которые не сгруппированы в разделы или книги. Начиная с изложения теории стоимость-труд, Рикардо затем переходит к рассмотрению основной проблемы политической экономии: определить правила, которые управляют распределением ренты, заработной платы и прибыли между собственниками земли, трудящимися и промышленниками. Анализ распределения дохода ведет его к предположению о снижении ставки прибыли и, как следствие, к прекращению аккумуляции, к застойному состоянию: «никакой капитан не сможет больше принести даже малейшей прибыли; никакой дополнительный труд не будет востребован и, следовательно, население достигнет своего максимального уровня. Налоги должны как можно меньше препятствовать «естественному» функционированию экономики. Остальная часть работы дает возможность автору сравнить свои положения с основными теориями того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Характеристика исторической эпохи

    1. Зарождение, общие признаки  классической школы

     Все предшествующие экономические школы обосновывали необходимость широкого государственного вмешательства в экономические процессы. Но по мере развития рыночных экономических отношений укрепление позиций капитала становилось все более очевидным, что чрезмерное экономическое вмешательство государства в экономические дела ограничивает предпринимательские свободы и сдерживает частную инициативу (ограничивает). Вытеснение до индустриальных условий производства системы свободного частного предпринимательства способствовало разложению меркантилизма и появлению требований полного невмешательства в экономику (экономический либерализм). Проводниками этой теории явились классики буржуазной политэкономии, они вели борьбу с протекционистской политикой меркантилистов.  Классики в отличие от меркантилистов заново сформировали предмет и метод экономической теории. Развитие промышленного капитала обусловило выдвижение на первый план предприятий, занятых в промышленном производстве, оттеснив на второй план капитал, занятый в торговле, денежном обращении и ссудных операциях. Поэтому в качестве предмета изучения классики берут сферу производства. В методологии классики отошли от эмпирического описания действительности, свойственного меркантилизму и взяли на вооружение новейшие методологические приемы, обеспечивающие глубокие аналитические результаты. Классики были добросовестными и глубокими исследователями.

     Своего наивысшего развития классическая буржуазная политическая экономия достигла в трудах британских ученых Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823). Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией.

 

       В этот период Англия являлась самой передовой в экономическом отношении страной. Она обладала относительно высокоразвитым сельским хозяйством и быстро растущей промышленностью, вела активную внешнюю торговлю. Капиталистические отношения получили в Англии большое развитие. Здесь выделились основные классы буржуазного общества: рабочий класс, буржуазия и землевладельцы. Буржуазия была заинтересована в научном анализе капиталистического способа производства. Таким образом, во второй половине XVIII – первой половине XIX вв. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли.

       Также необходимо отметить, что во второй половине XIX века единый поток экономической теории как бы разделился на два самостоятельных потока. С одной стороны, выделилось такое направление экономического анализа, которое впоследствии получило обобщенное название марксизма. С другой стороны, появляется так называемая маржинальная теория, которая затем превращается в крупнейшую неоклассическую школу. Первое течение старой классической школы представляют Адам Смит, Давид Рикардо и Жан Батист Сэй. Официальную экономическую науку во Франции в первой половине XIX в. представляла “школа Сэя”. “Школа Сэя” восхваляла предпринимателя-капиталиста, проповедовала гармонию классовых интересов, выступала против рабочего движения. Как указывал Маркс, развитие политической экономии шло в ногу с реальным развитием противоречий, свойственных буржуазному обществу. Буржуазная политэкономия могла оставаться научной до тех пор, пока противоречия и классовая борьба находились еще в неразвитой форме. Этим пределом явилась эпоха Д. Рикардо и С. Сисмонди. В последующий период в связи с усугублением противоречий капитализма происходит упадок классической школы, а в 30-40-е годы XIX в. она окончательно уступает место вульгарной буржуазной экономии, которая господствует в капиталистическом мире и по сей день.

1.2. Особенности этапов развития классической школы.

      Существуют два подхода. Марксисты считают, что классическая политэкономия завершилась в начале 19 века трудами А. Смита и Д. Рикардо. И затем на смену классической школе пришла «вульгарная» экономическая теория, родоначальниками которой были Жан-Батист Сэй, Мальтус, Синеор. Маркс  к классикам относил тех экономистов (Смит, Рикардо, Петти), которые стояли на позиции теории трудовой стоимости и которые раскрывали классовые антагонистические противоречия капиталистического общества и подводили концепции без классового коммунистического общества. Современные западные, а вслед за ними и значительная часть наших экономистов, трактуют расширительно, включают в него и так называемых представителей «вульгарной» экономики. Принимая во внимание обозначенные выше принципы теоретической - методологической школы, можно утверждать, что так называемые «вульгарные» экономисты и Миль и сам Маркс относятся к классической школе. В развитии классической школы условно можно выделить 4 этапа:                                                                          1-й - конец 17 века начало 18 века (представители: Петти, Боагильбер).      Они осуждали сдерживающий предпринимательство протекционизм меркантилистов, сделали первые попытки создать затратные трактовки стоимости, подчеркивали приоритетные значения либеральных принципов хозяйствования, но не будучи профессионалами экономистами они не смогли глубоко проработать теоретические проблемы эффективного развития производства. 2-й– последняя треть 18 века (представитель: А. Смит).Он создал теорию «экономического человека», теорию «невидимой руки», посуществу открыл объективно действующие экономические законы, выступал за свободную конкуренцию и не вмешательство государства в экономические дела. На положениях А. Смита покоится современная концепция о товаре и его свойствах о деньгах, о заработной плате, прибыли, капитале, производительном труде. 3-й – середина 19 века, в течение которого состоялся переход от мануфактурного производства к фабричному (представители: Мальтус, Синеор, Сэй). Все они последователи А. Смита, в том отношении, что как и он главным в экономической науке считали теорию стоимости и придерживались затратной концепции. Тем не менее каждый из них оставил в теории заметный след.                                                                                                            

     Мальтус – автор самой адиозной экономической теории, «теория народонаселения». Суть теории состоит в том, что народонаселение увеличивается более высокими темпами, чем происходит прирост материального благосостояния. Это вызывает дефицит товаров, рост цен, безработицу, снижение жизненного уровня населения.   Вывод: в нищете, безработице, росте цен виноваты сами рабочие, которые слишком быстро плодятся, а не производственные отношения капитализма. Виновными за сложное положение дел Мальтус считает и капиталистов, которые слишком много платят, позволяя им плодиться. Считал, что войны, эпидемии, мор –благие явления, позволяют ограничить рост народо населенияи избавить его от голода.                                                                                                                                                

     Жан-Батист Сэй – автор теории рынка. Утверждает, что рыночная экономика является саморегулирующейся, потому что производство само создает спрос равный себе, а следственно государственного регулирования не нужно.

    Синеор – автор теории гармонического общества. Суть теории: рабочие владеют способностью к труду, но не обладая капиталом не могут эту способность реализовать. Средствами и предметами труда владеют капиталисты, но не могут привести их в движение. Таким образом, рабочие заинтересованы в капиталах, которые дают им возможность реализовать их способность к труду, а капиталисты заинтересованы в рабочих, которые приводят в движение средства труда. 

        Рикардо – он выявил тенденцию нормы прибыли к понижению, разрабатывал законченную теорию о формах земельной ренты, сформировал теорию стоимости денег и товаров, в зависимости от их количества в обращении (то есть сторонник количественной теории денег).

        4-й – вторая половина 19 века. В это время доминируют труды Миля и Маркса, они всесторонне обобщили лучшие достижения предшественников. В этот период уже началось формирование неоклассической теории, но популярность классиков осталась внушительной. Это потому, что они стояли на позициях трудовой теории стоимости, эффективность ценообращения в условиях свободной конкуренции осуждали классовую тенденциозность, в основном симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 . Биография Давида Рикардо

2.1. Жизнь и творчество Давида  Рикардо

      Давид Рикардо – буржуазный идеолог эпохи промышленной революции, являющийся крупнейшим продолжателем учения А. Смита. В трудах Д. Рикардо классическая буржуазная политэкономия достигла значительных успехов в познании закономерностей капиталистического способа производства. Главные достижения Рикардо были использованы К. Марксом в его экономическом учении путем критической переработки.

Информация о работе Экономическое учение Давида Рикардо