Эластичность и спрос

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе рассматриваются кривая спроса и направление ее изменения. Однако нас интересует не только направление кривой, но и масштабы изменения объема спроса при изменении цены данного товара.
Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СПРОС И ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 5
1.1 Ры­нок и за­кон спро­са 5 1.2 Кривая спроса 7
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос 7
1.4 Сложные случаи в изменении спроса и предложения 10

ГЛАВА 2. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА 12

2.1 Формула ценовой эластичности 14
2.2 Оценка эластичности по показателю общей выручки 15

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ СПРОСА НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

1.3              Ин­ди­ви­ду­аль­ный и ры­ноч­ный спрос.

На лю­бом рын­ке вы­сту­па­ет мно­го по­ку­па­те­лей, по­это­му це­ле­со­об­раз­но говорить о ры­ноч­ном спро­се. Пе­ре­ход от шка­лы ин­ди­ви­ду­аль­но­го спро­са к шка­ле ры­ноч­но­го спро­са мо­жет быть лег­ко осу­ще­ст­в­лен по сред­ст­вам сум­ми­ро­ва­ния вели­чин спро­са, предъ­яв­ляе­мо­го ка­ж­дым по­тре­би­те­лем при раз­ных воз­мож­ных це­нах. Мы про­сто со­вмеща­ем кри­вые ин­ди­ви­ду­аль­но­го спро­са по го­ри­зон­та­ли, что­бы вы­вес­ти об­щую кри­вую спро­са (см. Приложение 2).

Це­на слу­жит са­мой важ­ной детерминантом ко­ли­че­ст­ва лю­бо­го по­ку­пае­мо­го про­дук­та, но су­ще­ст­ву­ют и дру­гие фак­то­ры, ко­то­рые влия­ют на по­куп­ки. Они назы­ва­ют­ся не­це­но­вы­ми де­тер­ми­нан­та­ми. Ко­гда они дей­ст­ви­тель­но из­ме­ня­ют­ся, про­ис­хо­дит сдвиг кри­вой спро­са. По­это­му их так­же на­зы­ва­ют фак­то­ра­ми изменения спро­са. Из­ме­не­ние од­ной из де­тер­ми­нант из­ме­ня­ет по­ло­же­ние кри­вой спро­са. Ес­ли по­тре­би­те­ли об­на­ру­жи­ва­ют же­ла­ние и спо­соб­ность по­ку­пать большее ко­ли­че­ст­во дан­но­го то­ва­ра по ка­ж­дой из воз­мож­ных цен, то про­изош­ло уве­ли­че­ние спро­са и кри­вая спро­са сме­сти­лась впра­во. Умень­ше­ние спро­са происхо­дит то­гда, ко­гда из-за из­ме­не­ния в од­ной его де­тер­ми­нан­те (или бо­лее) потре­би­те­ли по­ку­па­ют мень­шее ко­ли­че­ст­во про­дук­та по ка­ж­дой из воз­мож­ных цен, это вле­чет со­кра­ще­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во.

Рас­смот­рим влия­ние не­це­но­вых де­тер­ми­нант:

1. По­тре­би­тель­ские вку­сы. Бла­го­при­ят­ное для  дан­но­го про­дук­та из­ме­не­ние по­тре­би­тель­ских вку­сов или пред­поч­те­ний, вы­зван­ное рек­ла­мой или изменени­ем мо­ды, бу­дет оз­на­чать, что спрос воз­рос по ка­ж­дой це­не. Неблагоприят­ные пе­ре­ме­ны в пред­поч­те­ни­ях по­тре­би­те­лей вы­зо­вут умень­ше­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во. Тех­но­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния в ви­де прояв­ле­ния но­во­го про­дук­та спо­соб­ны при­вес­ти к из­ме­не­нию по­тре­би­тель­ских вку­сов.

При­мер: фи­зи­че­ское здо­ро­вье ста­но­вит­ся все бо­лее по­пу­ляр­ным, а это по­вы­ша­ет спрос на крос­сов­ки и ве­ло­си­пе­ды.

2. Чис­ло  по­ку­па­те­лей. Уве­ли­че­ние на рын­ке чис­ла по­ку­па­те­лей обуславливает по­вы­ше­ние спро­са. А умень­ше­ние чис­ла по­тре­би­те­лей на­хо­дит отра­же­ние в со­кра­ще­нии спро­са.

3. До­ход. Воз­дей­ст­вие спрос из­ме­не­ния де­неж­но­го до­хо­да  бо­лее слож­но. В от­но­ше­нии боль­шин­ст­ва то­ва­ров по­вы­ше­ние до­хо­да при­во­дит к уве­ли­че­нию спроса.

То­ва­ры, спрос на ко­то­рые из­ме­ня­ет­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти с из­ме­не­ни­ем де­неж­но­го до­хо­да, на­зы­ва­ют­ся то­ва­ра­ми выс­шей ка­те­го­рии, или нор­маль­ны­ми това­ра­ми.

То­ва­ры, спрос на ко­то­рые из­ме­ня­ет­ся в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, то есть воз­рас­та­ет при сни­же­нии до­хо­дов, на­зы­ва­ют­ся то­ва­ра­ми низ­шей ка­те­го­рии.

При­ме­ры: уве­ли­че­ние до­хо­дов по­вы­ша­ет спрос на та­кие нор­маль­ные товары, как сли­воч­ное мас­ло, ома­ры, фи­ле, и сни­жа­ет спрос на та­кие то­ва­ры низ­шей ка­те­го­рии, как ка­пус­та, ре­па, вос­ста­нов­лен­ные ши­пы и ношеная оде­ж­да.

4. Це­ны на со­пря­жен­ные то­ва­ры. При­ве­дет ли из­ме­не­ние це­ны на сопряженный то­вар к по­вы­ше­нию или сни­же­нию спро­са на рас­смат­ри­вае­мый продукт, за­ви­сит от то­го, яв­ля­ет­ся ли этот род­ст­вен­ный то­вар за­ме­ни­те­лем нашего про­дук­та (взаи­мо­за­ме­няе­мым то­ва­ром) или со­пут­ст­вую­щим ему (взаимодо­пол­няю­щим то­ва­ром). Ко­гда два про­дук­та взаи­мо­за­ме­няе­мы, ме­ж­ду ценой на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Ко­гда два това­ра яв­ля­ют­ся взаи­мо­до­пол­няю­щи­ми, ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь. Мно­гие па­ры то­ва­ров яв­ля­ют­ся не­за­ви­си­мы­ми, са­мо­стоя­тель­ны­ми то­ва­ра­ми, из­ме­не­ние це­ны на один очень ма­ло по­влия­ет или во­все не по­влия­ет на спрос на дру­гой. При­ме­ры: сни­же­ние та­ри­фов на пассажир­ские авиа­пе­ре­воз­ки со­кра­ща­ет спрос на по­езд­ки ав­то­бус­ным транспор­том (взаи­мо­за­ме­няе­мые то­ва­ры); со­кра­ще­ние це­ны на видеомагнитофо­ны по­вы­ша­ет спрос на ви­део­кас­се­ты.

5. Ожи­да­ние. По­тре­би­тель­ские ожи­да­ния от­но­си­тель­но бу­ду­щих цен на товары, на­ли­чие то­ва­ров и бу­ду­ще­го до­хо­да спо­соб­ны из­ме­нить спрос. Ожи­да­ние па­де­ния цен и сни­же­ния до­хо­дов  ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры. Об­рат­ное ут­вер­жде­ние так­же вер­но. При­мер: не­бла­го­при­ят­ная по­го­да в Юж­ной Аме­ри­ке по­ро­ж­да­ет ожи­да­ния  в бу­ду­щем бо­лее вы­со­ких цен на  ко­фе и тем самым по­вы­ша­ет те­ку­щий спрос на не­го.

Уве­ли­че­ние спро­са, при про­чих рав­ных ус­ло­ви­ях (не­из­мен­но­сти предложения), по­ро­ж­да­ет эф­фект по­вы­ше­ния це­ны и эф­фект уве­ли­че­ния количества про­дук­та. Умень­ше­ние спро­са об­на­ру­жи­ва­ет как эф­фект сни­же­ния цены, так и эф­фект со­кра­ще­ния ко­ли­че­ст­ва про­дук­та. Мы об­на­ру­жи­ва­ем пря­мую связь ме­ж­ду из­ме­не­ни­ем спро­са и вы­те­каю­щи­ми от­сю­да из­ме­не­ния­ми рав­но­вес­ной це­ны и ко­ли­че­ст­ва про­дук­та (см. Приложение 3).

1.4              Слож­ные слу­чаи в из­ме­не­нии спро­са и пред­ло­же­ния

Воз­мож­ны слу­чаи, ко­гда пред­ло­же­ние и спрос из­ме­ня­ют­ся в противоположных на­прав­ле­ни­ях.

Пред­по­ло­жим, что пред­ло­же­ние уве­ли­чи­ва­ет­ся, а спрос со­кра­ща­ет­ся. В этом при­ме­ре со­вме­ща­ют­ся два эф­фек­та сни­же­ния це­ны, ко­то­рые да­ют боль­шее снижение це­ны, чем при дей­ст­вии од­но­го из эф­фек­тов. На­прав­ле­ние из­ме­не­ния количест­ва про­дук­та за­ви­сит от от­но­си­тель­ных па­ра­мет­ров из­ме­не­ния предложения и спро­са (ес­ли пред­ло­же­ние боль­ше спро­са, то рав­но­вес­ное количест­во увеличивается).

Пред­по­ло­жим те­перь, что пред­ло­же­ние со­кра­ща­ет­ся, а спрос воз­рас­та­ет. Наблю­да­ют­ся два эф­фек­та по­вы­ше­ния це­ны. Ес­ли умень­ше­ние пред­ло­же­ния больше, чем уве­ли­че­ние спро­са, рав­но­вес­ное ко­ли­че­ст­во про­дук­та ока­жет­ся меньше, чем оно бы­ло пер­во­на­чаль­но.

Воз­мож­ны так­же слу­чаи, ко­гда пред­ло­же­ние и спрос из­ме­ня­ют­ся в од­ном и том же на­прав­ле­нии.

Сна­ча­ла пред­по­ло­жим, что и спрос и пред­ло­же­ния уве­ли­чи­ва­ют­ся. Что­бы опре­де­лить из­ме­не­ние рав­но­вес­ной це­ны, нуж­но срав­нить два эф­фек­та: эф­фект пони­же­ния це­ны в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния пред­ло­же­ния и эф­фект по­вы­ше­ния це­ны в ре­зуль­та­те уве­ли­че­ния спро­са. Ес­ли мас­штаб пер­во­го эф­фек­та боль­ше мас­шта­ба вто­ро­го, то це­на сни­зит­ся. Рав­но­вес­ное ко­ли­че­ст­во од­но­знач­но уве­ли­чит­ся.

Рас­смот­рим од­но­вре­мен­ное умень­ше­ние пред­ло­же­ния и спро­са. Ко­гда масшта­бы умень­ше­ния пред­ло­же­ния боль­ше мас­шта­бов со­кра­ще­ния спро­са, равновес­ная це­на воз­рас­та­ет. Ко­гда си­туа­ция про­ти­во­по­лож­ная, рав­но­вес­ная це­на сни­жа­ет­ся. Рав­но­вес­ное ко­ли­че­ст­во про­дук­та од­но­знач­но умень­ша­ет­ся.

Мо­гут воз­ни­кать осо­бые слу­чаи, ко­гда умень­ше­ние спро­са и пред­ло­же­ния с од­ной сто­ро­ны, и уве­ли­че­ние спро­са и пред­ло­же­ния — с дру­гой, пол­но­стью нейтра­ли­зу­ют друг дру­га. В обо­их этих слу­ча­ях ко­неч­ное воз­дей­ст­вие на равновес­ную це­ну ока­зы­ва­ет­ся ну­ле­вым, спрос не из­ме­ня­ет­ся.

Парадокс Гиффена

При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка.

График 1

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество блага должно было бы сократиться с Q1 до Q2, но спрос возрос с Q1 до Q3 (см. график 1).

 

 

 

 

ГЛАВА 2              ЭЛАСТИЧНОСТЬ  СПРОСА

Эластичность спроса — это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным:

 

 

 

 

 

 

 

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью :

 

 

 

 

 

 

 

 

Если изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным:

 

 

 

 

 

 

 

 

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным:

 

 

 

 

 

 

2.1              Формула ценовой эластичности

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed) :

 

Ed=

 

Процентные изменения вычисляются  путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально:

 

Ed=

 

Использование процентных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения.

Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

2.2              Оценка эластичности по показателю общей выручки

1. Эластичный спрос (Ed>1). Если спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

Если спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении.

2. Неэластичный спрос (Ed<1). Если спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

Если спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

3. Единичная эластичность (Ed=1). Увеличение или уменьшение цены оставит общую выручку неизменной.

Свойства эластичности:

Эластичность и ценовые интервалы. Эластичность варьируется в зависимости от  выбранного ценового интервала. Для кривых спроса обычно эластичность оказывается более значительной в верхнем левом углу графика по сравнению с правым нижним.  Это арифметическое свойство единиц измерения эластичности. Это связано с первоначальным количеством и ценой, от  которых ведется отсчет.

Эластичность и наклон кривой спроса. Внешний вид графика не может  служить надежным основанием для суждения  об эластичности спроса. Наклон кривой спроса зависит от абсолютных  изменений цены и количества продукции, тогда как теория эластичности имеет дело  с процентными изменениями цены и количества.

Изменяющиеся и постоянные эластичные кривые спроса

Информация о работе Эластичность и спрос