Электронная коммерция по «Электронная коммерция»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 18:40, контрольная работа

Описание работы

Дистанционное обучение и его роль в информационном обществе. Принцип организации, требования к учебным курсам.
Формы, принципы, модели

Работа содержит 1 файл

3-Электронная коммерция (2).docx

— 54.44 Кб (Скачать)

В России развитие рынка образовательных  услуг в сфере дистанционного образования сдерживается относительной  неразвитостью системы телекоммуникаций. В этих условиях учебные курсы, предполагающие доставку всего объема учебно-методических материалов посредством каналов Интернета, изначально обречены на весьма ограниченное использование.

Кроме того, получение большого объема учебно-методических материалов по каналам Интернета  обходится обучаемому значительно дороже, чем при обычной почтовой рассылке. Для распространения больших объемов информации традиционно используются компакт-диски. Большая информационная емкость компакт-дисков (около 700 Мбайт) в сочетании с простотой и дешевизной тиражирования делает весьма эффективной рассылку учебно-методических материалов на таких носителях посредством обычной почты.

Сегодня, бесспорно, самым современным и  перспективным средством технологической поддержки дистанционного обучения являются интернет-технологии. Однако, говоря о дистанционном образовании как об эффективной системе, интернет-технологии целесообразно рассматривать в сочетании с CD-ROM-технологиями. Содержательная часть курса (content) может и должна поставляться на компакт-дисках, что обеспечивает дешевизну и независимость от каналов связи. А Интернет целесообразно использовать в ДО для обновления информации, тестирования и общения с обучаемыми. Описанный подход составляет основу Web-CD-технологии.

Процесс разработки дистанционных  курсов (ДК)

Сам процесс разработки дистанционного курса можно разделить на две  составляющих: разработка учебно-методического наполнения и дизайн курса. На первом этапе проводится структурирование текстов, логическое построение их частей, проектирование структуры понятийного аппарата и инструментальной части курса - контроля, обсуждений и тому подобное. Очень важно при этом планирование гипертекстовой структуры курса, то есть системы ссылок и переходов между понятиями, содержательной и инструментальной компонентами. После этого проводится создание и размещение материалов в электронном виде, формирование системы переходов и ссылок, реализация контроля, коммуникационных мероприятий и т.д.

Комплект учебно-методических материалов ДК должен разрабатываться  соответственно принципам:

1.           Программа дистанционного курса должна содержать цели как компоненты учебного процесса по данной дисциплине, формировать мотивации успешного изучения курса с помощью разъяснения его места и значения в системе обучения. Перечень тем в ДК целесообразно сопроводить указанием необходимого уровня усвоения материала.

2.           Учебные материалы в цифровой форме с использованием гипертекста должны удовлетворять требованию простоты ориентации студентов при перемещении по ссылкам. В предисловии к учебным материалам необходимо объяснить условные обозначения ссылок и дать советы относительно рациональных приемов навигации.

3.           ДК должен предусматривать общение студентов с преподавателем и между собой.

4.           ДК не является электронной копией печатных учебников или простым компьютерным учебником. Информационно-коммуникационные технологии (не являясь самоцелью) могут и должны эффективно использоваться для достижения целей учебного процесса.

Процесс создания ДК курса требует от преподавателей-авторов  знаний как в предметной области, для которой создается ДК, так  и в области информационных технологий, что на практике чаще всего предполагает сотрудничество двух специалистов: преподавателя-практика, ответственного за содержание курса (автор  курса), и методиста-консультанта, который  владеет информационными технологиями (инженер по знаниям).

Существующая  в настоящее время в мировой  практике сеть открытого заочного и  дистанционного обучения базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и  средства новых информационных технологий: телевидение, видеозапись, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации.

Структура дистанционного учебного курса

Домашняя страница курса включает: описание курса; расписание.

Материалы курса:

• гипертекстовое оглавление курса;

• программа  курса;

• терминологический  словарь (Glossary);

• поиск  по материалам учебника (Search);

• сводные  материалы;

• печать материалов.

Средства взаимодействия:

• объявления — доступные всем студентам курса;

• персональный почтовый ящик;

• чат (Chat) — online-аудитория;

• доска  для рисования (Whiteboard) — графический редактор типа Paint, содержимое окна которого оказывается доступным другим участникам online-аудитории;

• проверка знаний;

• задания;

• предварительное  тестирование — самопроверка;

• тестирование знаний.

Персональные данные студента:

• указания для студента;

• статистика учебных занятий;

• персональные страницы.

Отметим, что студенту учебные материалы  предоставляются как гипертекстовые учебники, как и на CD-ROM для автономного изучения. Последнее обстоятельство позволяет передавать большие объемы мультимедийной информации наиболее дешевым и эффективным способом, не связанным с проблемами пропускной способности телекоммуникационных каналов. Важными элементами обучения являются система полнотекстового поиска по материалам учебных курсов, глоссарий, конспекты учебников и средства вывода необходимых разделов на печать. Среди средств online-общения нельзя не отметить "Доску для рисования" (Whiteboard) — развитый инструмент для обмена информацией с помощью графических изображений, создаваемых участниками дистанционного обучения в окне браузера подобно тому, как это может происходить у обычной доски при обсуждении того или иного вопроса на семинаре в процессе очного обучения.

Элементы дистанционного учебного курса

Составляющими дистанционного учебного курса являются:

-             информационные ресурсы;

-             средства общения;

-             система тестирования;

-             система администрирования.

Информационные ресурсы. Важнейшим компонентом дистанционного курса являются информационные ресурсы, т.к. в них сосредоточена содержательная часть — контент (content). Контент включает:

□ учебный  материал (конспекты лекций, демонстрационные материалы и т. п.);

□ дополнительные информационные материалы (комментарии  преподавателя, ответы на часто задаваемые вопросы и т. п.);

□ библиотеку ресурсов (рекомендованная литература, списки Web-ресурсов по теме курса и т. п.);

□ предметный и/или тематический словарь (глоссарий);

□ программу  обучения (академический календарь); и т. д.

Средства общения. Средства общения обеспечивают процесс взаимодействия обучаемого как с учебным центром, в частности с преподавателем, так и с другими обучающимися.

Один  из важнейших вопросов — организация  эффективных средств общения, не только компенсирующих отсутствие непосредственного контакта преподавателей и студентов между собой, но и, по возможности, придающих новые качества их общению.

Традиционно здесь выделяются электронная почта e-mail (особенно рассылки), доски объявлений, виртуальные конференции, видео- и аудио-трансляции, виртуальные семинары и обсуждения.

Базовые механизмы, за счет которых можно  организовать эффективные средства общения, условно разделяют на асинхронные и синхронные, которые получили название offline и online соответственно.

Асинхронные средства не требуют у обменивающихся сторон постоянного соединения. К  таким средствам можно отнести: e-mail и построенные на основе e-mail автоматические рассылки (так называемые mail-lists), доски объявлений типа Bulletin Board System (BBS), offline-конференции типа "эхо" FidoNet и т. п. Необходимо отметить, что с развитием телекоммуникаций роль таких средств снижается. Однако при традиционно низком качестве телекоммуникаций в России их использование — единственное, что позволяет сделать систему дистанционного обучения эффективной.

Синхронные  средства предполагают одновременные  согласованные действия сторон —  один говорит, другой слушает в то же самое время.

Все рассматриваемые  online-средства предполагают наличие прямого выхода в Интернет и базируются так или иначе на сервисах, существующих в сети Интернет. Наиболее эффективными являются online-конференции, позволяющие поддерживать множество различных форм общения в процессе ДО: семинары, обсуждения, обмен опытом, проведение научных конференций. К новым и многообещающим средствам относятся интернет-трансляции видео- и аудиоматериалов и интернет-телефония.

Система тестирования. Система тестирования должна обеспечивать текущий контроль знаний, а на завершающей стадии дать объективную оценку обучаемого, на основании которой происходит выдача дипломов, сертификатов и пр. Здесь очень важен вопрос о защите данных и средствах идентификации и аутентификации обучаемого, не допускающих подмены и искажения результатов тестирования. Система тестирования включает:

-  средства обработки результатов тестирования;

-  интерактивные тесты;

-  график прохождения тестов.

Система администрирования. Система администрирования обеспечивает доступ к личному делу, доске объявлений администрации, интерактивным анкетам и пр.

Недостатки  дистанционного обучения


К числу недостатков  дистанционной системы обучения сегодня относят:

  • Сужение потенциальной аудитории учащихся, которое объясняется отсутствием технической возможности включения в учебный процесс (компьютер, Интернет-связь);
  • Обязательность компьютерной подготовки как необходимого условия вхождения в систему дистанционного образования;
  • Неадаптированность учебно-методических комплексов к учебным курсам дистанционного образования (в частности электронных учебных пособий).
  • Недостаточная разработанность систем администрирования учебного процесса и, как результат, снижение качества дистанционного образования в сравнении с очным обучением.

Серьезной проблемой  дистанционного обучения является переосмысление использования многих проверенных  педагогических приемов для лучшего запоминания и усвоения материала, например, таких, как: метод опорных точек, метод сознательных ошибок, метод выбора лучшего решения и т.д. Применение различных педагогических методов становится в значительной степени зависимым от технических средств и способов организации контакта с обучаемыми. Однако при любой технологии взаимодействия преподавателю приходится учиться более сжато и четко излагать материал или отвечать на вопросы

 

 

Таким образом, на качественном уровне можно сформулировать основные требования к методике построения курсов дистанционного образования:

•  курсы СДО нужно строить но модульному принципу;

• разработка модулей СДО должна выполняться на основе единой формальной модели;

• информационные элементы модулей  методически должны быть построены  на базе использования педагогических приемов, ориентированных на самостоятельное  обучение;

•  содержание модуля (элемента) должно учитывать (включать) варианты использования в различных контекстах, учитывающих уровень подготовленности обучаемого и цель использования модуля;

•  в состав каждого модуля должны обязательно входить компоненты, предназначенные для входного и выходного контроля знаний обучаемого;

• процедуры оценивания также должны обладать контекстными свойствами, т. е. должны быть классифицированы по уровням  усвоения материала;

•  элементы, на базе которых строится обучающий модуль, должны также содержать процедуры входного и выходного контроля знаний;

• процедуры оценки знаний и готовности должны обладать свойством надежности и ориентироваться на базовый  стандарт уровня знаний;

• к состав модулей и элементов курса должны входить наборы экспертных правил, обеспечивающих определение траектории прохождения модуля (курса) в зависимости от значения оценок и контекста.

Перечисленные требования являются общими и обеспечивают достаточный уровень  унификации для создания СДО , но при этом не зависят от способа реализации курса.

В случае использования курсов СДО  в телекоммуникационной среде, дополнительные требования определяются выбранной  технологией реализации курса.

На примере дистанционного обучения современное общество убедилось  в том, что инфокоммуникационные технологии повышают ценность образования  как важнейшего компонент развития личности и общества. Отсюда следует, что дистанционное обучение –  технология, которая само по себе представляет ценность, поскольку развивает возможности  развития личности в образовании, ее способности приспособиться к сложному и противоречивому миру, тем самым  предоставляя гражданам ресурсы  для участия в жизни общества.

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

http://ru.wikipedia.org

http://tsput.ru /res/informat/aosit/Lection3.htm

http://nsportal.ru

http://mari.ito.edu.ru

http://dl.nw.ru


Информация о работе Электронная коммерция по «Электронная коммерция»