Этапы экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Русское название происходит от племени германцев.
Столица -- город Берлин (местопребывание бундестага и правительства, некоторые министерства расположены в Бонне). Форма правления -- парламентская республика, форма государственного устройства -- симметричная федерация 16 автономных земель.

Содержание

Введение
1. Этапы экономического развития
2. Тип экономического развития
3. Уровень экономического развития
4. Социальная структура экономики
5. Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
6. Промышленность
7. Сельское хозяйство
8. Минеральные ресурсы
9. Транспорт
10. Качество и использование рабочей силы
11. Возможности для ведения бизнеса в стране (регионе) российскими бизнесменами
12. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
13. Прогноз и развитие экономических связей с Россией
14. Прогноз социально-экономического развития страны (региона)
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

мировая экономика 1.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

В последнее время  удельный вес промышленности в экономике  заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений  ее доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При этом в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

  • 7. Сельское хозяйство
  • Большие территории страны используются для занятия сельским хозяйством. Несмотря на это, в сельском хозяйстве заняты лишь 2--3% от общего числа работоспособного населения. Высокая производительность труда достигается за счет механизации, применения современных агропромышленных технологий.

    Около 70% товарной продукции  сельского хозяйства дает животноводство. Скотоводство дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине превышает 100%, по свинине менее 4/5. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

    На Германию приходится несколько более 1/5 общего производства зерна в Европейском союзе, ржи -- 3/4 сбора, овса -- около 2/5, ячменя -- более 1/4. Значительные объемы производства кормов для животноводства, особенно ячменя, который также используется при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения -- около 145 л в год). В районах с высоким естественным плодородием почв выращивается пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры. Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые.

    Сельское хозяйство  в основном базируется на мелком семейном фермерстве. Широко применяется труд сезонных работников.

  • 8. Минеральные ресурсы
  • Горнодобывающая промышленность не относится к числу ключевых отраслей германской экономики, но, тем  не менее играет немаловажную роль в самообеспечении страны сыр  Германия - крупнейший в мире производитель  калийных солей, добываемых в основном к северу и югу от Гарца. После объединения страны некоторые из восточногерманских соляных шахт были закрыты. Месторождения каменного угля сосредоточены в основном в пределах Рурского, Ахенского и Саарского бассейнов, но там преобладают глубокие шахты, и их эксплуатация требует больших субсидий. Наибольшие преимущества от субсидирования угледобычи получают металлургические концерны, но их прибылям угрожает политика ЕС, нацеленная на обеспечение свободы конкуренции и равенства условий для всех производителей. Долгосрочные контракты, предусматривающие выравнивание стоимости производимого внутри страны и импортного угля, часто предлагаются также производителями электроэнергии.

    Особенностью Германии является широкое использование  бурого угля и лигнита. Несмотря на низкую теплотворность бурого угля, его использование экономически выгодно.

    Главные буроугольные бассейны расположены к западу от Кёльна (с карьерами глубиной до 400 м), в районе Галле - Лейпциг и  в Нижнем Лаузице, к юго-востоку  от Берлина. После объединения Германии около трети восточногерманских карьеров было закрыто (в основном в пределах Галле - Лейпцигского бассейна), так как добыча бурого угля наносила там ущерб окружающей среде. На северо-западе Германии имеются небольшие запасы нефти и природного газа.

    Как и во всех индустриальных странах, постоянной и острой проблемой для Германии является водоснабжение. Подземным источникам, особенно вдоль таких рек, как Рейн, угрожает сильное заражение вследствие интенсивной инфильтрации через почву различных загрязнителей. Массив средневысотных гор Центральной Германии обеспечивает водой территории Северогерманской низменности. Водоснабжение Центрального промышленного района Германии осуществляется из области Рудных Гор, из Гарца вода подается на низменности севера страны вплоть до Бремена, а из искусственных водоемов Саара и источников Рейнского массива - в долину Рура и Рурскую конурбацию.

  • 9. Транспорт
  • ФРГ отличается высоким  развитием всех видов транспорта. Страна держит первенство среди стран  Европы по протяжённости автострад, по развитию речного транспортного; по густоте сети железных дорог (128 км. на 1000 кв. км.) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся приморские порты. Страна покрылась густой сетью авиационных линий; аэропорт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому.

    Особенно большую  роль играет автомобиль в пассажирских перевозках.

    Сеть автострад  дополняется густой сетью хороших  федеральных дорог. Транспортная переуплотнённость  в городах стала чрезвычайной. ФРГ держит печальный рекорд в  Европе по транспортным жертвам. Но расширение сети автострад требуют новых миллиардных капиталовложений.

    Центральное положение  страны в западной Европе обуславливает  международное значение многих путей, проходящих через её территорию. В  последние годы сеть железных дорог  внутри государства сокращается, зато увеличивается доля электрифицированных дорог, скорости движения растут. Железные дороги, принадлежащие государству, относятся к убыточным предприятиям. Основная причина этого - льготы на перевозки массовых грузов для крупных монополий. Их не может перекрыть даже большая дороговизна пассажирских поездок.

    ФРГ имеет разветвлённую  сеть речных путей; она составляет 4400 км. это Рейн с притоками Мозелем, Майном и Неккаром, Везер, нижнее течение  Эльбы, и, наконец, на юге - Дунай. Речная сеть дополнена каналами, улучшена зарегулированием некоторых рек. «Канализирование» Неккара открыло для речного флота Юг ФРГ, «канализирование» Мозеля - прямой путь во Францию. Речной флот ФРГ перестроен технически: 9/10 судов самоходные или толкаемые буксирами.

    Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) сконцентрированы в долине Рейна - важнейшей  транспортной оси страны, которая  пересекает ею с юга на север. О  масштабах работы речного флота  на этом главном направлении говорит  тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны.

    Для морского флота  ФРГ, обслуживающего огромные внешние  перевозки, характерно довольно быстрое развитие, а поэтому - хорошая техническая оснащённость. Постепенно меняются и порты. Они должны стать доступными для крупных судов, в частности для супертанкеров, имеет достаточные глубины, хорошую систему связи с хинтерландом. Однако на всём побережье ФРГ, кроме «нефтяного» Вильгельмхафена, нет портов, способных принимать суда водоизмещением 100 млн. т. Главные порты страны - Гамбург, грузооборот которого свыше 50 млн. т., и Бремен - Бремерхафен, имеющий грузооборот около 26 млн. т., - лежат в эстуариях рек Эльбы и Везера. Они способны принимать лишь суда малого тоннажа. Сейчас ведутся углубительные работы, построен канал «Север-Юг», связывающий Гамбургский порт с системой внутренних водных путей, созданы специальные причалы для контейнерных грузов.

    Высокие темпы роста  в международном воздушном сообщении  заставляют и в Германии повышать требования к аэропортам и обеспечении  безопасности полётов. В 1992 году в немецких аэропортах было зарегистрировано около 88 миллионов пассажиров. Да ещё авиаперевозка почти 1,5 миллиона тонн груза. Крупнейший аэропорт - Франкфурт-на-Майне. Он один из самых важных аэропортов в Европе. Не перечисляя всех, назовём и другие аэропорты в Германии: Берлин - Тегель и Берлин - Шёнефельд, Бремен, Дюссельдорф, Дрезден, Эрфурт, Гамбург, Ганновер, Кёльн/ Бонн, Лейпциг, Мюнхен, Нюрнберг, Саарбрюккен и Штутгарт. ПО - видимому, в Берлине аэропорты будут расширены.

    11. Качество и использование рабочей силы

    Действующая в ФРГ  система поддержки безработных  оказывает им довольно щедрую помощь. Тот, кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не более 67% зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размере до 57% чистого дохода.

    В 1997 году Институт немецкой экономики, проанализировав структуру  безработицы в Дюссельдорфе, пришел к выводу, что из 49 тысяч зарегистрированных безработных треть не нуждалась  в помощи, а 6 тысяч человек были "целевыми безработными", которые только получали социальные пособия, но не искали работу. Схожий результат дали исследования торговой палаты Гамбурга: треть безработных не прилагала существенных усилий к поиску работы. Между тем уже сегодня есть возможность применения санкций против тех, кто отказывается от предлагаемой работы или прекращает профессиональное обучение: биржа труда может прекратить выплату пособия на 12 недель. С 1997 года число случаев применения этой меры увеличилось вдвое - с 47660 до почти 90000. И все-таки на международном фоне действия немецких бирж труда выглядят весьма мягкими. Одной из наиболее сложных проблем при попытке сократить число "социальных нахлебников" является законодательство. Для решения данной проблемы эксперты по рынку рабочей силы предлагают "ассистированное посредничество": в проблемных случаях сотрудники биржи должны беседовать с претендентом и обязать безработных проявлять больше инициативы. Так, в США, Нидерландах и Дании безработные должны регулярно доказывать, что они активно ищут новое рабочее место. В Германии же соответствующие предписания сформулированы весьма расплывчато. Ситуация на рынке рабочей силы (РРС) Германии по-прежнему тяжелая: около 4 миллионов человек являются явными и почти 2 миллиона - скрытыми безработными. В наибольшей степени безработица затронула малоквалифицированных рабочих, поскольку в связи со структурными и технологическими сдвигами снижается спрос на рабочую силу низкой квалификации. Глобализация и планируемое расширение ЕС на Восток тоже усилят давление на эту проблемную группу работников.

    Высокая и длительная безработица является первостепенной экономической и общественно-политической проблемой. В экономическом отношении  безработица искажает распределение  ресурсов, и в результате национальный доход оказывается значительно меньшим, чем мог бы быть. Кроме того, из-за безработицы обесценивается человеческий капитал, что приносит значительный ущерб национальной экономике. Наконец, люди, не имеющие работы, особенно длительное время, выпадают из общественной жизни, что усиливает опасность их политической радикализации.

    Неудивительно, что  тема безработицы стала главной  в экономико-политической дискуссии  в Германии. Раздается все больше требований решать эту проблему более  последовательно. Следует поддержать проект федерального правительства о разработке биржами труда для каждого безработного индивидуального плана возвращения на РРС, предусматривающего конкретные сроки, когда ему будет предложено рабочее место или обучение, и об усилении давления на безработного, с тем чтобы он соглашался на предложения.

    Однако такое повышенное внимание государства к проблеме расширения занятости имеет смысл  лишь в том случае, если частные  предприятия предложат достаточное  количество рабочих мест. В противном  случае государству придется самому создавать рабочие места. Поэтому решающее значение имеют государственные мероприятия по проведению активной политики занятости, а для этого необходимо стратегическое сотрудничество бирж труда и социальных служб.

    В последние десятилетия  активная политика на рынке труда ознаменовалась резким увеличением бюджетных ассигнований. Только Федеральное управление по трудоустройству выделило в 2001 году на разного рода мероприятия около 44 миллиарда немецких марок. К этому следует добавить ассигнования земель, коммун и Европейского социального фонда. К сожалению, все эти расходы не дали положительного эффекта, оказались контрпродуктивными и скорее привели к увеличению, а не сокращению числа безработных.

    В последние годы по мере увеличения числа безработных  и получателей социальной помощи увеличивается количество проблем, которые приходится решать коммунам. Они усиленно формируют свой РРС и выступают "катализатором" инноваций в активной политике занятости на коммунальном уровне. Эти действия властей коммун нужно понимать как оборонительную меру. Коммуны пытаются по возможности максимально разгрузить свой бюджет и уменьшить бремя ответственности за своих безработных. Для этого они расширяют помощь безработным в поиске рабочих мест и создают дополнительные рабочие места, в частности в третичном секторе. Возвращение безработных на рынок труда является для коммун единственной возможностью снизить нагрузку на свой бюджет.

    Поскольку безработица  в Германии уже в течение десятилетий  носит по большей части структурный, а не конъюнктурный характер, то и эффективность системы страхования по безработице оценивается по тому, насколько она адекватна структурным изменениям. Эта система скорее препятствует структурным изменениям. Особенно ярко это видно на примере малоквалифицированных рабочих. Поскольку в промышленности их зарплата выше, чем в сфере услуг, то, став безработными, они предпочитают ждать вакансии именно на промышленных предприятиях, вместо того чтобы искать рабочее место в сфере услуг. В большинстве случаев их ожидания не оправдываются, и малоквалифицированные работники попадают в число длительно безработных. Избежать этого можно, лишь поняв, что рабочая сила должна стать либо более дешевой, либо более квалифицированной. Немецкая система страхования по безработице мешает осознать этот факт.

    Информация о работе Этапы экономического развития