Этапы экономического развития

Автор: S********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 15:31, курсовая работа

Описание работы

Государство в Центральной Европе. Граничит с Данией, Польшей, Чехией, Австрией, Швейцарией, Францией, Люксембургом, Бельгией и Нидерландами. На севере естественную границу образуют Северное и Балтийское моря. Русское название происходит от племени германцев.
Столица -- город Берлин (местопребывание бундестага и правительства, некоторые министерства расположены в Бонне). Форма правления -- парламентская республика, форма государственного устройства -- симметричная федерация 16 автономных земель.

Содержание

Введение
1. Этапы экономического развития
2. Тип экономического развития
3. Уровень экономического развития
4. Социальная структура экономики
5. Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
6. Промышленность
7. Сельское хозяйство
8. Минеральные ресурсы
9. Транспорт
10. Качество и использование рабочей силы
11. Возможности для ведения бизнеса в стране (регионе) российскими бизнесменами
12. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
13. Прогноз и развитие экономических связей с Россией
14. Прогноз социально-экономического развития страны (региона)
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

мировая экономика 1.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Предпочтительные  для немецкой стороны условия  погашения задолженности предполагают подписание соглашения о реструктуризации задолженности, выдача векселей, обмен долгов на акции российских предприятий, а также прямое погашение задолженности.

Вместе с тем  для России среди задач по эффективному использованию кредитов Германии являются: тщательный отбор проектов сотрудничества, установление приоритетов с точки зрения общегосударственных интересов, поиск узких мест в решении авансовых платежей, совершенствование внешнеэкономического законодательства улучшающего инвестиционный климат в России.

Основным организационным  инструментом экономического сотрудничества России и Германии является постоянный Консультационный Совет по экономическому и научно-техническому сотрудничеству, цель которого - содействие развитию торгово-экономических связей между двумя странами на уровне правительств. Экономические связи между Россией и Германией в определенной степени приобретают региональный характер: расширяются экономические связи между отдельными субъектами РФ и землями Германии, особенно Северного Рейна-Вестфалии, Бранденбурга, Баварии, Баден-Вюртемберга. С другой стороны, Федеральное Ведомство Германии по особым задачам заключило в свое время рамочные кредитно-торговые соглашения с администрациями Пермской, Тюменской, Челябинской, Оренбургской, Свердловской областей, Татарией, Башкортостаном и Коми. В основу этих соглашений положена схема финансирования немецкого экспорта под гарантии «Гермеса» на базе бартера. Программы сотрудничества включают и проекты инвестиционного характера.

Ряд крупных регионов России разработали перспективные программы сотрудничества с германскими партнерами. Отдельные субъекты Российской Федерации провели в Германии презентации своих регионов и проектов для сотрудничества. В целом Германия рассматривает сегодня Россию как равноценного партнера важнейших промышленно развитых стран мира. Но, несмотря на сравнительно благоприятный торгово-политический режим, на пути российских товаров на германский рынок имеются и препятствия, такие как антидемпинговые процедуры против ввоза ряда российских товаров, количественные ограничения по отношению к отдельным товарам, ограничения по обмену высокотехнологичными изделиями и услугами. С другой стороны, торгово-политические условия, действующие в настоящее время в России, тоже имеют свои негативные стороны, влияющие на развитие торгово-экономических отношений с Германией. Они сводятся к следующим проблемам: политическая и экономическая нестабильность, снижение экспортного потенциала, нестабильность внешнеэкономического законодательства, высокий уровень преступности в бизнесе, низкое качество и узость ассортимента экспортных товаров, сырьевая направленность экспорта.

Кроме того, Россия заинтересована в сотрудничестве с Германией, как  с экономическим лидером Евросоюза. ЕС - важнейший экономический партнер России: 40% ее внешней торговли приходится на страны Союза, оттуда поступает более половины прямых инвестиций в Российскую экономику. Как утверждает немецкая сторона, «первостепенная цель германской и западной политики состоит в том, чтобы Россия стала частью новой Европы, и к этому мы будем дальше стремиться».

15. Прогноз социально-экономического развития страны (региона)

Самый удачный после 1991 г. с точки зрения хозяйственной  конъюнктуры, относительно спокойный  в политическом отношении по сравнению с предыдущими двумя годами и вобравший в себя начальные этапы нескольких фундаментальных социально-экономических реформ - так можно охарактеризовать последний год прошлого века для Германии. Именно в 2000 г. стало очевидно, что кабинет Шредера взял курс на глубокое и всеобъемлющее реформирование экономики и социальной сферы, причем преобразования имеют преимущественно социал-либеральную окраску.

В 2000 г. позиции канцлера и председателя СДПГ Г. Шредера явно укрепились, не в последнюю очередь  из-за весьма благоприятного развития экономической конъюнктуры и смягчения безработицы. Рост ВВП в постоянных ценах впервые после 1991 г. превысил 3%.

Сила германской экономики - высокая конкурентоспособность  товаров на мировом рынке и  высокая экспортная доля в ВВП - вновь обернулась слабостью, точнее, ненадежностью. Ведь только высокие темпы роста экспорта обеспечивают высокие темпы роста экономики в целом. Надежды на то, что внутренний спрос будет играть все большую роль как фактор роста, пока не оправдываются: вклад внутренних факторов в темпы прироста ВВП в прошлом году составил 1.9 пункта и таким же ожидается в следующие два года. Так что и в ближайшие годы только существенный зарубежный спрос обеспечит взятие национальной экономикой планки в 2%. Впрочем, структура создаваемого ВВП меняется и в отношении внутренних факторов: доля частного потребления растет, тогда, как государственного устойчиво снижается. Инвестиции в прошлом году также заметно выросли, но исключительно за счет вложений в оборудование, тогда как строительные инвестиции, как и в предыдущие годы, упали. В ближайшие годы ожидается похожая картина, хотя рост инвестиций в оборудование, равно как и снижение инвестиций в здания и сооружения, замедлятся.

Правительство утверждает, что основу успешного развития страны составляют начатые им реформы. В частности, вместо привычных методов борьбы с безработицей путем помощи потерявшим работу ставка сделана на создание максимально благоприятных условий для предприятий, учреждения и развития все новых и новых фирм, а значит - новых рабочих мест. Однако вероятность того, что кабинет Шредера не отступит, весьма высока, поскольку шансы на второй мандат пока велики, а приостановка реформирования может обернуться неприятными проблемами во время второго срока. Альтернативы же социал-либеральному обновлению германской модели, очевидно, нет.

Поэтому правительство, безусловно, продолжит курс на создание благоприятной среды для предпринимательства  и частной инициативы и, прежде всего - через снижение налогового бремени. Принципы налоговой реформы на 2001-2005 гг. были утверждены в прошлом году, и уже в 2001 г. налоговое бремя на домохозяйства и предприятия уменьшается по сравнению с 2000 г. на 45.4 млрд. марок. Совокупный налог на прибыль, превышавший в 2000 г. 50%, наконец-то уже в 2004 окажется ниже 40%. Существенно снижается и подоходный налог: максимальная ставка уменьшается с 53% в 1999 г. до 48.5% в 2001 г. и 42% в 2005 г.; начальная ставка также уменьшается с 22.9% до 19.9% в 2001 г. и 15% в 2005 г.

Заметно перестраивается и вся государственная финансовая система. Снижение налогов неизбежно влечет за собой снижение государственных расходов. Доля государства в перераспределении ВВП через бюджет и социальные фонды уменьшается.

Пока все еще  неясно, чем будет компенсировано снижение поступлений в казну, какие статьи расходов придется урезать уже в ближайшем будущем. В 2000 г. неожиданно удалось достичь профицита госбюджета, но лишь благодаря огромному доходу от продажи лицензий на мобильную связь третьего поколения и значительным поступлениям от приватизации. В 2003 и 2004 годах таких подарков не предвидится, а потому бюджет вновь ожидается дефицитным. Финансовая политика остается, таким образом, важнейшим полем, на котором проверяется жизнеспособность обновленной социал-демократической политики "нового центра" и ее соответствие требованиям XXI в. С финансовыми делами связаны и перемены в социальной сфере. Будет перестроена система медицинского и социального страхования, в результате чего уменьшатся отчисления - по сути, тоже налоги - в социальные фонды и больничные кассы. Государство все меньше, а индивиды все больше будут решать, на что использовать доходы частных лиц.

Второй важнейшей  реформой, запущенной кабинетом Шредера, стала весьма спорная пенсионная реформа, вызвавшая острейшие дебаты. Предусматривается пока не переход от преимущественно страховой солидарной системы к преимущественно накопительной, а просто введение накопительной части пенсионной системы. Через 3 - 4 года эта часть должна составить всего 4%. При этом государство намерено стимулировать частные накопления. Но чтобы не допустить бедности в старости, вводятся базисные пенсии, финансируемые из налоговых поступлений. Индексации пенсий в зависимости от динамики заработной платы больше не будет. Пенсионная реформа рассчитана до 2030 г. Она не носит характера революционного разрыва с прежней солидарной системой, но трансформация последней все же будет сильной. Подорвать реформу могут, правда, профсоюзы: только в конце 2000 г. они поддержали реформу при условии, что страховые взносы не превысят 22% брутто-зарплаты, а размер пенсии не будет меньше 67% нетто-зарплаты. Очевидно, что оппозиции придется принять предлагаемую реформу, поскольку новые условия вынуждают правительство двигаться в данном направлении, независимо от его партийной окраски. Особенность мирохозяйственного развития высокие цены на нефть - затронула и Германию. И хотя их повышение не смогло противодействовать тенденции к экономическому росту в стране, потребители ощутили некоторые неприятные последствия. В сентябре в Германии, как до того в Бельгии, Франции и Великобритании, начались массовые протесты водителей против повышения цен на горючее. Они вынудили Шредера согласиться на социальные компенсации повышающихся цен на энергоресурсы.

 
Не только цены на нефтепродукты и мясо испортили инфляционную картину в Германии. После 0.6%-ного повышения розничных цен в 1999 г., рост их почти на 2% в 2000 г. выглядит тревожно. Такая же инфляция ожидается и в 2001 г. Рост цен затронул весь Евроленд, и он даже вышел за рамки маастрихтских критериев, составив 2.3%. Это вынуждает Европейский центральный банк проводить довольно жесткую денежную политику, что ослабляет курс евро по отношению к доллару. Хотя в апреле 2001 г. ставка рефинансирования ЕЦБ (4.75%) впервые за долгие годы превысила ставку Федеральной резервной системы США (4.5%), неясно, как долго сохранится подобное соотношение. Если длительное время, то это несколько снизит экспортные возможности Германии, но станет стимулом притока капитала, необходимого для модернизации всей экономической системы страны, внедрения новых технологий и создания новой базы экспансии, в том числе в сфере "новой экономики". Несмотря на явно заниженный курс евро денежная политика ЕЦБ и Бундесбанка расценивается как весьма рациональная. Не ввязываясь в безнадежную борьбу с долларом за лидерство, субъекты денежной политики в Евроленде и Германии смогли предотвратить внутреннее обесценение единой валюты в непростых условиях высоких цен на нефть.

Оценки ближайших  перспектив развития немецкой экономики весьма неоднозначны. Слишком многое зависит от мирохозяйственной ситуации и от последовательности реформистской политики германского правительства. Даже если эффект самих реформ проявится не так скоро, их ход и параметры явятся важным сигналом для хозяйствующих субъектов. Едва ли можно ожидать резкого подъема и опережения США по темпам роста. В среднесрочной перспективе ожидается умеренный - от 2 до 2.5% - рост ВВП. Но падение средних темпов ниже отметки 2% уже чревато неприятностями для мирохозяйственных позиций германской экономики.

Заключение

В ходе проведения исследования мы рассмотрели экономику играющей одно из первых мест в мировом хозяйстве - Германии, а именно её общую характеристику, структуру, основные отрасли промышленности, сельское хозяйство, сферу услуг, специфику поддержания устойчивых связей с другими странами.

Германия обладает третьей по технологической мощи экономикой мира после США и Японии. Страна является одним из крупнейших в мире производителей металла, цемента, машин, транспортных средств, станков, электроники, продуктов питания и напитков, продукции судостроительной, химической, текстильной промышленности.

Но вопреки этому, Германия испытывает серьезные экономические  проблемы, которые вызваны, прежде всего, довольно низкими темпами роста ВВП (по сравнению с ведущими индустриальными странами) и тяжелым бременем осуществления щедрых социальных программ. 40% чистой прибыли компаний ФРГ идет на оплату труда, на отчисления в многочисленные социальные фонды, которые составляют немалую долю фонда оплаты труда.

На данном этапе  почти все отрасли промышленности Германии переживают спад производства. В ноябре 2008 года объем заказов  в этом важнейшем секторе немецкой экономики, а именно в машиностроении, снизился на 30%, в декабре - на 40%. За 1 полугодие 2009 года химические компании Германии произвели на 15,5 % меньше продукции, чем год назад. Оборот снизился на 16,5 %.. Постоянно увеличиваются цены на сельскохозяйственную продукцию.

Из-за старения населения (его прирост в 2007 г. составил всего 0,29%) расходы на социальное обеспечение пенсионеров и ряда других слоев населения неуклонно растут. Высокий уровень пособий для безработных нередко порождает иждивенческие настроения в обществе. Такая реальность на фоне падения темпов экономического роста сделала безработицу проблемой постоянной, а не цикличной. А на современном этапе, в условиях мирового кризиса, безработица стала ещё более серьёзной проблемой. Переход Германии от социально-ориентированной экономики к подлинно рыночной смог бы решить главные проблемы ее национального хозяйства.

Снижение роли государства  и ориентация на рыночные механизмы, продолжение политики приватизации и дерегулирования, закрытие убыточных  производств, сокращение государственного бюджета, отмена субсидий и снижение налогов помогли бы значительно оздоровить немецкую экономику, привлечь в нее зарубежные инвестиции.

Литература

1. Акумов П.Л. Актуальные  проблемы Европы. Глобальные вызовы  и Европа. №3. М., 2005.

2. Борисов,Е.Ф. Основы  экономической теории [Текст]: учеб. для вузов / Е.Ф. Борисов. - М., 2004.

3. Воронин, В.П. Международное  хозяйство и экономика стран  мира [Текст]: учеб. для вузов / В.П  Воронин , Г.В Кандаков,, И.М. Подмолодина. - Воронеж. гос. технол. академ., Воронеж, 2006.

4. Гутник В., Германия: дорога к подъему // МЭиМО. 2004.

Сайты в Интернете

1. germaniya.net

2. wikipedia.org

Информация о работе Этапы экономического развития