Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть современное положение зон свободной торговли и таможенные союзы. Для этого здесь представлено настоящее состояние зон свободной торговли, таможенных союзов, а также рассмотрены основные проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение 3
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике 5
1.1 Понятие и современное положение зон свободной торговли 5

1.2 Основные зоны свободной торговли 7
1.3 Общая характеристика таможенного союза, цели создания 11
1.4 Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов 14
2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана 14
2.1 Ход формирования Таможенного союза 21
2.2 Риски и перспективы таможенного союза 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Наиболее мощной зоной  свободной торговли является ЕЭС. Она  изначально включала такие западноевропейские страны, как Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ. В результате деятельности ЕЭС создан таможенный союз; отменены таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле; введен единый таможенный тариф по отношению третьим странам. В 1990-х годах завершен процесс формирования внутреннего единого рынка – сняты ограничения по свободному перемещению товаров, услуг капиталов и рабочей силы. Заканчивается работа по созданию экономического и платежного союза в связи с переходом к ЕВРО.

 

 

1.3 Общая характеристика  таможенного союза, цели создания

Основное отличие таможенного  союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его  участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих  стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже - Европейский союз), а также МЕРКОСУР.

При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран - участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.

Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В  то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономических союзов.

Договаривающиеся Стороны  определяют Таможенный союз, как экономическое  объединение государств, основывающееся на следующих принципах:

- наличие единой таможенной территории государств - участников таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:

- отмены в торговле  между государствами Договаривающихся  Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;

- установления и применения  в отношениях с третьими странами  одинакового торгового режима, общих  таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;

- формирования механизма  взаимоотношений Таможенного союза  с третьими государствами и  международными 

- наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.

Договаривающиеся стороны  провозглашают следующие цели создания таможенного союза:

- обеспечение совместными действиями социально-экономического прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими  субъектами;

- гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;

- укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;

- создание условий для формирования общего экономического пространства;

- создание условий для активного выхода государств – членов таможенного союза  на мировой рынок.          

Формирование таможенного союза является конкретным шагом на пути углубления экономической интеграции. В свою очередь, интеграция по мере углубления и совершенствования предполагает последовательную передачу отдельных функций государств наднациональным органам, т.е. частичный отказ от национального суверенитета. Эта одна из главных причин того, что многие страны предпочитают интеграции развитие традиционных торгово-экономических связей на двусторонней основе.

В данной ситуации, очевидно, целесообразно развивать интеграционные связи на принципах разумного прагматизма и не со всеми странами одновременно, а последовательно, в дальнейшем распространяя их на других участников. В этом плане наиболее продвинутыми представляются взаимоотношения, к примеру, России и Белоруссии. Весной 1997 г. были подписаны договор о Союзе России и Белоруссии и Устав Союза. В последнем документе отмечается, что перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств.

В 1999-2001 гг. были подписаны документы о завершении формирования единого таможенного пространства Союза, о концепции безопасности Союза Белоруссии и России (в январе 2000 г. были сформированы руководящие органы союзного государства – Высший Государственный совет и Совет Министров), о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства и др. Однако для того, чтобы этот союз имел реальную силу, необходима прочная экономическая база, основывающаяся на последовательном прохождении всех ступеней интеграционного процесса – от таможенного до экономического и валютного союза.

В целом же следует  отметить, что основой дальнейшей реальной интеграции является прежде всего экономическая заинтересованность участников, не идущая вразрез с  их политическим и народнохозяйственным курсом. Каждая страна преследует свои геополитические цели и с их учетом определяет степень своего включения в интеграционный процесс.

 

 

1.4 Современное  положение зон свободной торговли  и таможенных союзов

У интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники и критики. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.

Признавая, что проблемы существуют, сторонники двусторонних соглашений подчеркивают, что именно от политического выбора зависит  реальная глубина и отраслевой охват  зон свободной торговли, а следовательно  — предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Двусторонние соглашения не только не подрывают основы многосторонних договоренностей, а наоборот, развивают и углубляют их, ведь ВТО может двигаться вперед, только когда есть коллективное стремление к этому, а оно есть не всегда. Приостановка в июне 2006 года переговоров в рамках Дохийского раунда лишь подтверждает эту позицию.

В конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать  национальные экономики, расширение доступа  к рынкам более развитых стран, рассматривают  как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.

Вхождение стран в  зоны свободной торговли не ведет  автоматически к появлению только положительных экономических эффектов, с ним связаны и определенные риски. Поэтому расчеты экономических эффектов до и после перехода к свободной торговле могут существенно отличаться как по характеру, так и по объему эффектов. Например, Испания и Турция значительно сократили разрыв в индустриализации со странами — членами ЕС, переориентировали структуру регионального экспорта с трудоемких товаров на капиталоемкие, в отличие от Португалии и Греции.

Характер, объемы и структура  экономических эффектов определяют уровень заинтересованности страны в целом, отдельных сфер, отраслей и предприятий в участии в зонах свободной торговли. К статическим эффектам относятся, как правило, эффекты создания и отклонения торговли; условий торговли; распределения доходов; снижения цен вследствие усиления конкуренции. К динамическим — как правило, рост эффективности производства в целом и использование отдельных факторов; технико-экономические изменения и инновации; экономия на масштабах производства; структурные изменения в национальной экономике; рост занятости; повышение темпов экономического роста; устранение узких мест в предложении товаров; повышение конкурентоспособности товаров; улучшение внутрифирменной организации и управления; рост прямых иностранных инвестиций.

«Эффект домино»¹. Так, кредитные рейтинги Чили и Южной Кореи возросли сразу после начала переговоров по созданию зоны свободной торговли с США.) зон свободной торговли предполагает, что когда соглашение носит региональный характер, то конкурентоспособность компании в других странах, прежде всего соседних, на соответствующих рынках уменьшается. При этом, чем более емкими являются национальные рынки стран — участниц соглашения о свободной торговле и устраняемых барьерах, тем больше экономическая дискриминация стран — нечленов соглашения.

Практически все соглашения о свободной торговле, по крайней мере на начальных этапах, характеризуются неполнотой режима. Эта неполнота может проявляться в асимметричности взаимного открытия рынков

Неполнота и асимметричность  взаимного открытия рынков обусловлена, как правило, существенным отличием в уровнях экономического развития стран-участниц, способностью национальных производителей и потребителей адаптироваться к новым пропорциям обмена, наличием структурных и ценовых диспропорций.

Но все же зона свободной  торговли это универсальная модель для начала интеграции между странами. Они могут как промежуточная форма международной экономической интеграции, как механизм перехода к более сложным и развитым формам экономического взаимодействия стран. С этой точки зрения можно выделить три целевые модели свободной торговли:

а) как начальный этап более глубокой интеграции, перехода к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу  этих же стран (ЕЭС, ЕврАзЭС);

б) как метод подготовки и адаптации к вступлению в  другие интеграционные объединения;

в) как самодостаточную  модель, не предусматривающую интеграцию с другими структурами или  перехода к более развитым формам интеграции (ЕАСТ, НАФТА).

Первая модель предполагает движение к некой отделенности от мировых рынков, может быть способом протекционизма для определенных сфер и отраслей национальных экономик. Поэтому внутренние факторы структурных изменений в рамках таможенных союзов должны быть достаточными, чтобы предупредить возможную экономическую автаркию и замедление социально-экономического развития стран-членов.

Наиболее эффективна и оправданна эта модель для стран  с довольно высоким уровнем социально-экономического развития (например, ЕЭС). Использование  же ее для стран с невысоким  уровнем социально-экономического развития, недостаточно развитой структурой национального производства, как правило, довольно быстро исчерпывает себя.

Вторая модель усиливает  конкурентное давление на внутренних производителей, следовательно, повышает эффективность национального производства в целом. Таким образом, она способствует росту конкурентоспособности национальной экономики, готовит условия для вступления в более требовательные и развитые международные интеграционные организации. Поэтому для развивающихся стран и стран с переходной экономикой использование ЗСТ с хорошо продуманной трансформацией системы защиты национальных производителей является наиболее оптимальной моделью для достаточно быстрой адаптации к требованиям внешних рынков.

Наибольшее развитие (по количеству стран-участниц) приобрела третья целевая модель зон свободной торговли. Решая задачи углубления интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, эта модель сохраняет высокую степень свободы в формировании и изменении внешнеэкономических приоритетов, возможность перехода к вышеупомянутым моделям.

На современном этапе  развития мировой экономики для  таможенного союза возникает  необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к  единым таможенным пошлинам и совместному  осуществлению координационных  мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Информация о работе Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза