Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть современное положение зон свободной торговли и таможенные союзы. Для этого здесь представлено настоящее состояние зон свободной торговли, таможенных союзов, а также рассмотрены основные проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение 3
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике 5
1.1 Понятие и современное положение зон свободной торговли 5

1.2 Основные зоны свободной торговли 7
1.3 Общая характеристика таможенного союза, цели создания 11
1.4 Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов 14
2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана 14
2.1 Ход формирования Таможенного союза 21
2.2 Риски и перспективы таможенного союза 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

- станут дешевле энергоносители;

- во взаимной торговле  стран Таможенного союза снизятся  издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.

Для Украины появление  в непосредственной близости единого  таможенного пространства уже в  ближайшее время приведет к резкому  осложнению ведения бизнеса в  этих странах. Создание Таможенного союза означает появление на границах Украины, еще одного, наряду с ЕС, торгового гиганта. Спрогнозировать возможные проблемы Украины в связи с этим несложно, достаточно вспомнить, сколько она потеряла от соседства европейского таможенного союза, в связи с сокращением экспорта черной металлургии, химической промышленности в новые страны-члены ЕС (например, прибалтийские страны).

Руководитель землячества  трейдеров и инвесторов Академии Masterforex-V, Сергей Овсиенко, добавляет, Таможенный союз будет способствовать образованию внутри таможенных замкнутых технологических звеньев производства и сбыта продукции и услуг, как например, это происходит внутри Европейского союза (ЕС). Учитывая, что украинская экономика по-прежнему связана с Россией, это серьезно ударит по кооперации предприятий. Секретарь Комиссии Таможенного союза, С. Глазьев напомнил, что украинская экономика неразрывно связана с Россией: это украинская металлургия, "сидящая" на российском газе, украинское машиностроение, "сидящее" на российских комплектующих и российском рынке, и агропромышленный комплекс Украины, "сидящий" на российских потребителях.

Потери экономики Украины  от создания Таможенного союза могут  составить десятки миллиардов долларов, поскольку:

- усилится конкуренция  за рынки стран-участниц, прежде всего, по продукции сельского хозяйства, деревообрабатывающей промышленности, машиностроению, металлургии. Украина также может потерять часть рынка сбыта. А тот же Казахстан по объемам торговли Украины со странами СНГ занимает почётное 2 место и 5 место среди всех украинских партнеров (товарооборот составляет почти $3,5 млрд.);

- возможная денонсация  договоров о свободной торговле, приведет к падению украинского  экспорта. Едва возникнув, Таможенный  союз уже "ударил", например, по украинским производителям и экспортерам алкогольной продукции, теперь требуется новая, «союзная», лицензия;

- затруднит торговые  отношения Украины с Беларусью  и Казахстаном. Ограничения экспорта  украинского металла, аграрной  продукции, которые прежде были  на украинско-российской границе, расширятся теперь и на две другие страны таможенного союза, что угрожает полной потерей этих рынков для украинского бизнеса.

Стоит напомнить, что  до создания ТС между Украиной и  Беларусью не было ограничений по основным статьям украинского экспорта - металлопродукции, электроэнергии, сельскохозяйственной продукции, кондитерским изделиям. Теперь, российские ограничения будут распространяться на Беларусь и Казахстан, что приведет к повышению цены на украинский металл на 30%;

- возможны потери от унификации таможенных правил, скоординированной политики, направленной на увеличение грузопотоков через территорию Таможенного союза. Учитывая, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию составляют российские грузы, то объемы транзита Украины могут упасть в разы.

- можно также прогнозировать  снижение потока инвестиций в  экономику Украины. Трудно конкурировать  за инвестиции с огромным рынком в 180 млн. человек.

На стороне Таможенного  союза и общественное мнение в  Украине. Данные опроса киевского института проблем управления им. Горшенина, свидетельствуют, что 81,4% опрошенных выступают за ТС. Более того, 48,2% уверены, что Украина должна вступить в ТС даже, если это помешает Украине стать ассоциированным членом ЕС и закроет ей путь в ЕС.

Такой на первый взгляд странный приоритет симпатий простых украинцев  Таможенного союза перед вступлением  Украины в ЕС объясняется даже не "братскими узами" внутри бывшего  СССР (хотя они так же существенны  для людей среднего и пожилого возрастов), сколько разумным прагматизмом большинства украинцев, прекрасно понимающих, что двери Украины перед Европейским союзом (ЕС) могут быть закрыты еще год... два... пять... десять (может и больше). А двери Таможенного союза с РФ, Беларусью и Казахстаном могут открыться уже в этом году.

Надо учитывать и  очень тяжелое экономическое  наследство, которое досталось новому президенту Украины Виктору Януковичу. В этих условиях ТС с его широким  внутренним рынком мог бы иметь для  Украины и серьезный антикризисный  эффект, стать толчком для экономического роста.

К вступлению в Таможенный союз В. Януковича подталкивает и  крупный украинский бизнес - Ринат  Ахметов, Виктор Пинчук и другие, для  которых Россия является основным рынком сбыта. Ведь на украинские трубы в  России введены пошлины (до 55%). Богатства недр Украины и географическое положение дали бы ей неоспоримые конкурентные преимущества в Таможенном союзе. А в противном случае, украинский рынок может потерять перспективность не только для РФ, но и для ВТО. Как известно, транснациональные корпорации часто рассматривают Украину не просто как отдельный рынок, а как составную часть рынка СНГ.

Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить  на экономические и политические. Имеет смысл в первую очередь осветить политические вопросы, так как они быстро приобрели характер межгосударственных кризисов. Особую активность с целью извлечь немедленную выгоду из Таможенного союза проявило белорусское руководство. Так Минск потребовал от Москвы поставок 21,5 млн тонн сырой нефти, свободной от экспортной пошлины, что составляет сырьевую дотацию со стороны России в 5,5-6 млрд долларов.

Вопросы регулирования  экспорта энергоносителей не входят в сферу действия Таможенного  союза. На первом этапе его создания и с учетом разницы внутренних и мировых цен такая торговля энергоносителями и стратегическим сырьем, включая цветные металлы, выльется в скрытое субсидирование Россией стран ближнего зарубежья. Согласно ноябрьским и декабрьским соглашениям 2009 г., «углеводородная тема» вынесена в ЕЭП, что не помешало Астане и Минску поставить вопрос о немедленном резком снижении транзитных тарифов на поставку казахстанской нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам. «Казахстан подтверждает, что с созданием Таможенного союза открываются широкие возможности для транспортировки казахстанской нефти на два белорусских нефтеперерабатывающих завода», - заявил в январе 2010 г. посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов.

27 января Минск согласился подписать протоколы о поставке в Белоруссию нефти и транзите российской нефти по белорусской территории на российских условиях. Однако белорусская сторона предполагает пересмотреть эти договоренности после 1 июля 2010 г., когда утвердят единые таможенные тарифы и введут в действие единый Таможенный кодекс. Минск рассчитывает, что Таможенный союз все-таки обеспечит условия для реэкспорта российских углеводородов. «Мы должны развивать дружественные отношения с Республикой Беларусь и в рамках тех решений, которые были приняты нашим Таможенным союзом, союзом между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, - заявил в связи с подписанием протоколов Дмитрий Медведев. - Мы сейчас готовимся к целому ряду новых процедур: у нас будет действовать и унифицированный таможенный тариф, будет действовать Таможенный кодекс, а в конечном счете мы работаем на то, чтобы создать основу для деятельности единого экономического пространства».

Факт вхождения Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз вызвал активизацию оппозиционных и националистических антироссийских сил в этих республиках. В частности, в Белоруссии высказываются опасения в связи с тем, что участие в Таможенный союз приведет к сужению перспектив Минска на европейском направлении, ограничению статуса республики в программе Евросоюза «Восточное партнерство», участницей которого Белоруссия стала с 7 мая 2009 г. В Казахстане утверждают, что республика не готова ко второму этапу экономической интеграции. «Предприятия Казахстана должны принимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие три или четыре года», - полагает казахстанский аналитик Досым Сатпаев. [ 14 ]

Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент - согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза , а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша».

Судьба единого Таможенного  кодекса неясна. Формально, согласно Плану мероприятий по введению Таможенного  кодекса, утвержденному на заседании  Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., документ должен быть введен в действие 1 июля 2010 г. До намеченного срока таможенные службы стран - участниц Таможенного союза должны руководствоваться национальным законодательством в таможенной сфере. Иными словами, единой политики в рамках таможенной территории нет.

К примеру, появление  с 1 июля 2010 г. единого таможенного  пространства означает, что на российско-белорусской  и российско-казахстанской границах должны быть сняты все посты. Таможенный контроль переводится на внешние границы Таможенного союза, что должно бы привести к смешанному контролю с российским участием. Однако, как оказалось, внешние границы стран-участниц пока охраняют белорусские и казахстанские специалисты, что повторяет ситуацию второй половины 1990-х гг. в рамках российско-белорусской таможенной зоны.

Доступ России к базам  данных национальных таможенных комитетов  Белоруссии и Казахстана - видимо, в  рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) - не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза с запада и востока.

К концу января 2010 г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом негативные и даже опасные для российского бюджета. Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России - 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.

С 1 января 2010 г. действует  Единый перечень товаров, к которым  применяются запреты либо ограничения  на ввоз или вывоз странами - участницами  Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также введены в действие Положения о применении ограничений. По этой причине в январе фактически закрылся импорт радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, так как порядок получения разрешений на ввоз данной техники в рамках Таможенного союза оказался неурегулированным. Только в начале февраля ситуация стала выправляться.[Приложение А]

В сфере нетарифного  регулирования в отношении третьих  стран согласованы Единый перечень товаров, к которым применяются  запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами-участницами в торговле с третьими странами, а также Положение о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам. Тем не менее зафиксированы факты сохранения и даже расширения практики появления специмпортеров-монополистов (Белоруссия), которые могут обходить любые ограничения. Кроме того, неясно, как можно оградить российский рынок, к примеру, от грузинских вин, беспрепятственно поступающих в Белруссию.

До настоящего времени  не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты - по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей.

Особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа - Комиссии Таможенного союза (КТС), состоящего из представителей трех стран - участниц Таможенного союза. Считается, что по принципиальным вопросам решения должны приниматься в формате консенсуса. Однако число «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Белоруссии Александра Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Тем не менее Москва уже передала в КТС предложения об изменении четырех позиций единого таможенного тарифа (25 января 2010 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза