Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть современное положение зон свободной торговли и таможенные союзы. Для этого здесь представлено настоящее состояние зон свободной торговли, таможенных союзов, а также рассмотрены основные проблемы и пути их решения.

Содержание

Введение 3
1 Зоны свободной торговли и таможенные союзы в мировой экономике 5
1.1 Понятие и современное положение зон свободной торговли 5

1.2 Основные зоны свободной торговли 7
1.3 Общая характеристика таможенного союза, цели создания 11
1.4 Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов 14
2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана 14
2.1 Ход формирования Таможенного союза 21
2.2 Риски и перспективы таможенного союза 25
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микро уровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы таможенного союза  и его общей таможенно - тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и другие.

Качественно более высокой  ступенью интеграции является общий  рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.

Перерастание таможенного союза  в общий рынок обусловливается  как чисто экономическими, так  и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий  по обмену, существуют нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиделось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных  задач. Первые две задачи решаются на ранних этапах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами - членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к третьим странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку.

Третья задача – разработка общей  политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько  это важно для последующего закрепления  интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.

Четвертая задача – создание условий  для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.

Эти экономические шаги обусловливают  согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.

Как известно, в Европе общий рынок  был создан к началу 1993 г. Сразу  же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это – межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся.

Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической  интеграции является переход от общего рынка через экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу – единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро».

Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего  последовательное прохождение различных  стадий, показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной  основы для перехода к ним не ведет  к появлению подлинных интеграционных отношений.

Именно поэтому не выдержали испытания практикой  и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70 – 80 -е годы амбициозные супергруппировки, как латиноамериканские ЭКЛАК, ЛАЭС и АЛАДИ, а также «Андская группа» (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и Перу), созданные по принципу географический близости, без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров. Уход со сцены «бумажных» интеграционных союзов характерен также и для Африки, где вследствие ухудшения общеэкономического положения большинства государств тропической части континента не смогли наладить сколько - нибудь эффективного сотрудничества несколько группировок в центральной и южной его частях. Доля взаимной торговли у многих из этих стран чрезмерно мала и не превышает 3% от величины их общего товарооборота, причем за прошедшую четверть века данный показатель кое-где даже уменьшился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   2 Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана

 

2.1 Ход формирования Таможенного союза

Таможенный союз - соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран.

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

Формирование таможенного  союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.[Приложение А]

В 2009 году Высший орган  таможенного союза, КТС¹ и правительство Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда таможенного союза. При создании Таможенного союза ЕврАзЭС печальный опыт российско-белорусской таможенной зоны должен быть учтен. Но на фоне очередной неудачи со вступлением России во Всемирную торговую организацию политическая целесообразность эффектной интеграционной инициативы в регионе явно возросла, и с весны 2008 г. проект создания Таможенного союза стал наивысшим приоритетом.

12 декабря 2008 г. учрежден национальный орган Таможенного союза -  КТС, который отсутствовал в российско-белорусской таможенной зоне. В июне 2009 г. участники согласовали единый таможенный тариф и утвердили график формирования единой таможенной территории: Таможенный союз с 1 января 2010 г. на основе единых таможенных тарифов, единый Таможенный кодекс с 1 июля 2010 г. 27 ноября 2009 г. на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС Дмитрий Медведев приветствовал подписание президентами России, Белоруссии и Казахстана документов о формировании Таможенного союза трех стран: «Это значимое, долгожданное событие, которое родилось в очень непростых переговорах… Несмотря на сложности, которые сопровождали этот процесс, мы сегодня вышли на новый уровень сотрудничества в ЕврАзЭС».

Один из вдохновителей  идеи создания Таможенного союза  Сергей Глазьев считает экономическую  интеграцию с соседями по постсоветскому пространству условием спасения российской экономики. В частности, говоря о политике российского руководства в условиях кризиса, Глазьев заявил о необходимости «создать расчетно-платежную систему и единое платежное пространство стран - участниц ЕврАзЭС с участием Межгосударственного банка СНГ». То есть, по его мнению, следует фактически перешагнуть через три «ступеньки» экономической интеграции и приблизиться к валютному союзу - последнему этапу, за которым следует уже политическая интеграция. [15 ] 

___________

¹КТС – Комиссия Таможенного союза

В предложениях по выходу из экономического кризиса (январь 2009 г.) Сергей Глазьев призывает принять  масштабные интеграционные меры. Предусматриваются  устранение всех барьеров во взаимной торговле стран СНГ, отмена всех изъятий из режима свободной торговли в двусторонних соглашениях участников Содружества Независимых Государств, формирование единого транспортного и энергетического пространства. Предполагается исключить применение защитных мер во внутренней торговле СНГ, ввести единый железнодорожный тариф, обеспечить национальный режим трубопроводного транспорта для предприятий - резидентов государств ЕврАзЭС, взаимно признать национальные сертификаты в качестве товаров, технических регламентов, санитарных и фитосанитарных норм. Большая часть вышеперечисленных мер и составили каркас Таможенного союза издания 2010 г. за исключением единого транспортного и энергетического пространства. Энергетическая интеграция, как было отмечено выше, является неотъемлемой частью Единого экономического пространства, то есть третьего этапа экономической интеграции.

Сегодня перед нашими странами стоят во многом схожие проблемы, они связаны с модернизацией  и инновационным развитием экономик, их диверсификацией, ростом благосостояния граждан. И действовать мы намерены сообща, объединяя наши природные, технологические, кадровые ресурсы, развивая производственную кооперацию, транспортные артерии, строя общий рынок.

Правильность такого подхода показали недавние глобальные экономические потрясения. Скоординировав наши планы по борьбе с кризисом, свои стратегии выхода из него, мы смогли минимизировать потери и издержки, быстро восстановить товарооборот, укрепить позиции на региональных и международных рынках. Запуск ЕЭП - это шаг в сторону современной, открытой экономики, при этом более устойчивой к резким колебаниям мировой конъюнктуры. Сейчас активно идёт содержательное наполнение проекта единого экономического пространства. Совместно с белорусскими и казахстанскими партнёрами мы приняли решение ускорить подготовку запуска этого механизма, сформировать необходимую нормативную базу до 1 января 2011 года, а не в два этапа, как это предполагалось сделать ранее.

На столе переговоров - 17 соглашений, большая часть из них либо уже согласована, либо находится в высокой степени готовности. Что касается остальных документов, то по ним идёт предметное, конструктивное обсуждение с привлечением ведущих экспертов и специалистов.

Конечно, на этом пути есть объективные сложности, но важно, что  конечная цель у нас одна и мы планируем двигаться к ней совместно. И движение идёт быстрыми темпами - быстрее, чем можно было даже предположить» - заявил В.В. Путин на встрече Глав Правительства государств-членов Таможенного союза.

В свою очередь, глава  Правительства Казахстана Карим Масимов, отметил, - «По проекту Единого экономического пространства все договоренности, которые были приняты сегодня, вселяют уверенность, что ЕЭП будет создан в запланированные сроки.

По крайней мере, по всем чувствительным вопросам, которые  касаются экономики всех трех стран, а это транспортировка по железнодорожным сообщениям, по магистральным трубопроводам, по нефтяным вопросам и транспортировка электроэнергии, - было высказано принципиальное решение. И принципиальные позиции были согласованы.

Теперь задачи вице-премьеров  и экспертов трех стран - отразить все эти договоренности в соответствующих  документах, для того, чтобы в  середине ноября согласовать их на уровне руководителей правительств и представить на утверждение  главам государств.

С 1 января 2013 года на всей территории Единого экономического пространства будет унифицирован механизм экспортно-импортной тарификации.» В ходе переговоров по созданию ЕЭП одним из важных моментов являлся недискриминационный доступ к транзиту по железнодорожным маршрутам на территории стран Таможенного союза.

 

 

2.2 Риски и  перспективы таможенного союза

Как известно, Таможенный союз - это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и  границ между ними и введении единого  таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран-участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.

На первый взгляд, оснований  для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается  общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:

- товары на местных  рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее;

- откроются новые возможности  для развития бизнеса. Товары  можно будет свободно перемещать  по территории России, Казахстана, Беларуси;

Информация о работе Этапы развития и современные проблемы Таможенного Союза