PR технологии на страницах отечественных журналов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 21:49, реферат

Описание работы

В настоящее время существует множество разнообразных PR технологий. Среди них немало таких, которые позволяют управлять массовым сознанием, манипулировать им, внушать людям определенные стереотипы поведения и установки.
Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Открытый PR…………………………………………………………4
PR на грани фола…………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Применение PR технологий на страницах “MAXIM” ……………......23
Заключение…………………………………………………………...29
Литература…………………………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

Курсовик!.DOC

— 151.50 Кб (Скачать)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

      КАФЕДРА ЖУРНАЛИТКИ 
 

      Курсовая  работа

      На  тему:  

”PR технологии на страницах отечественных журналов” 

(на примере  журнала отечественного издания “MAXIM”) 
 
 

                                                 Выполнила:

                                                 студентка 2 курса 7 группы

                                                 (Связи с общественностью)

                                                 Чвикалова А.В.

                                                 Проверил:

                                                 Изотов В.П. 
 
 
 

      Орел  – 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………………3 

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

Открытый PR…………………………………………………………4

PR на грани фола…………………………………………………….10 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Применение PR технологий на страницах “MAXIM” ……………......23 

Заключение…………………………………………………………...29

Литература…………………………………………………………....31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          В настоящее время существует множество разнообразных PR технологий. Среди них немало таких, которые позволяют управлять массовым сознанием, манипулировать им, внушать людям определенные стереотипы поведения и установки.

      Под манипулированием обычно понимают систему способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.

      PR манипуляция предполагает следующие операции:

    • внедрение в общественное сознание под видом объективной информации желательного для некоторой группы содержания;
    • воздействие на болевые точки общественного сознания.
    • реализацию декларируемых и скрываемых замыслов, достижение которых манипулятор связывает с поддержкой общественным мнением своей позиции.1

           Цель данной работы – изучить методы воздействия PR технологий на большие социологические слои населения.

      Предметом исследования послужили глянцевые журналы русского издания “MAXIM” 2008 года выпуска.

      Задачи  работы:

    • проследить историю возникновения PR-технологий;
    • раскрыть сущность PR-технологий как метода воздействия на массы людей;
    • классифицировать наиболее часто употребляемые приемы PR-технологий;

          ●Проанализировать применение техники воздействия на людей на                                                      основе применения PR-технологий в глянцевых журналах. 

ГЛАВА 1.

Открытый  PR

 
        Каждый год в России появляется не один десяток журналов. Согласно статистике, из 10 новых изданий в течение первого года работы шесть завершают свою деятельность, так толком ее не начав; два издания вливаются в крупный издательский дом или перепрофилируются. И только два журнала находят своих читателей, рекламодателей и начинают активное развитие. Успех нового проекта зачастую нельзя предугадать, но четко определив нишу, возможные маркетинговые ходы и сопоставив с бюджетом и временем, которые понадобятся на развитие проекта, можно понять, стоит ли браться за новую идею, хватит ли сил, интересно ли будет читателю, и как часто он станет покупать новый журнал. Последнее, пожалуй, самое трудное — ведь во всем разнообразии журналов нужно выделиться, быть узнаваемым, стать любимым, наконец!  
        В первые годы нового столетия интересы читателей по-прежнему нацелены на газеты и журналы. Издатели следят за ситуацией на рынке и предлагают читателям все более свежий и совершенный продукт. Кто-то покупает лицензии и выводит на российский рынок зарубежные раскрученные бренды, кто-то ищет новую нишу. Второй путь особенно интересен, но весьма труден. На Западе, несмотря на всплеск интереса к интернет-изданиям и общению в сообществах по интересам, по-прежнему продолжают появляться новые печатные СМИ. Их становится, во-первых, больше, во-вторых, они занимают новые ниши интересов общества и бизнеса. Россия идет по сходному пути развития (в данной статье мы затронем именно этот пласт СМИ).  
        Проанализировав все «за» и «против», издатель или творческий коллектив, который рискнул начать новый проект, принимает решение: журналу быть. Он нужен, интересен, востребован, в перспективе принесет прибыль, говоря языком материальным, первоначальные вложения окупятся, журнал принесет пользу читателям, а создателям и инвесторам — достаток.  
       Проект запускается, начинается продвижение, технологии которого общеизвестны и, на первый взгляд, кажутся не очень сложными. Здесь важно выбрать методы продвижения.

Они должны быть:  
1) подобраны к данному проекту (не все средства используются при продвижении изданий разной направленности);  
2) направлены на четко выбранную целевую аудиторию (максимальный охват);  
3) экономически выгодны (сумма затраченных средств не должна быть запредельной);  
4) мотивированы (PR служба точно знает, почему именно в данное время можно использовать тот или иной вид продвижения);  
5) жестко спланированы, либо «плавать» по времени (например, сроки проведения рекламной кампании и PR мероприятий могут быть либо разными, либо проходить одновременно. Может быть даже период полного затишья).  
 
Механизм запущен, тикают часы...  
      
Итак, есть ниша, подготовлен и утвержден бизнес-план, собран коллектив, найдены средства, помещение, типография и прочее — началась активная работа. На данном этапе очень важно вовремя подключить PR службу: пресс-секретарь, консультант, советник — любой специалист в данной области одним из первых должен быть привлечен в коллектив и работать в тесной связке с редакцией.  
        Потенциальные читатели должны знать: мы придумали очень интересный и полезный проект, называющийся «N», он скоро выйдет из печати, его делают профессионалы и т. п. Читатели еще до выхода журнала из печати должны знать — чего от него ждать и как он будет выглядеть. Технологии продвижения нового издания делятся на два периода: перед выходом на рынок (предвкушение, информация) и после выхода первого номера (PR и рекламная поддержка, сопровождение продаж, коммуникации).  
 
Первый этап «до выхода»  
     Формирование фирменного стиля издания; названия, несущего смысловую нагрузку слогана; распространение информации о стадиях готовности проекта и датах выхода в свет. Наиболее удачным ходом может стать распространение информации знаменитыми, влиятельными и уважаемыми людьми — они слышали, знают и ждут выхода нового журнала.  
 
Второй этап «после выхода»  
       Важнейшую роль в дальнейшей жизни издания играет его контент, дизайн: первое впечатление бывает основополагающим в развитии. Вы можете через три, шесть месяцев изменить все — авторов, дизайн и контент, но первых и, зачастую, самых верных (не надо забывать о правиле 20 x 80 в рекламе — здесь оно тоже работает) читателей можете потерять, потому что повторно новым стать нельзя. На рынке СМИ эффект новизны зачастую бывает ключевым для достижения высоких результатов.  
 
Прикладное пособие по созданию PR поддержки от журнала «Семейный бюджет»  
        Когда коллективу ИД «Бюджет» стало тесно в рамках узкоспециализированных изданий, они стали оглядываться вокруг и поняли, что на рынке не хватает издания, которое популярно объясняет читателям сложные вещи: что такое негосударственный пенсионный фонд, ПИФ, инвестиции, ипотека, как и почему выбрать тот или иной кредит. Как вообще спланировать свой семейный бюджет. Название проекта родилось само собой и отразило все возможные направления и темы, о которых должен и хочет знать средний россиянин. Путем анализа и постановки задачи «новизна и отражение сущности» был разработан слоган, который отразил контент издания: «Журнал о семейных делах и деньгах». Приведем PR-технологии, которые отрабатываются в течение шести месяцев существования журнала на рынке:  
1) технология PR-внедрения на специализированных интернет-сайтах;  
2) интервью с первыми лицами журнала в дружественных и специализированных СМИ;  
3) организация и проведение круглых столов и конференций с привлечением внимания широкой общественности и СМИ;  
4) активное участие в тематических выставках;  
5) дополнительный тираж и распространение среди потенциальных читателей (привыкание к марке и формирование фокус-групп) — в театрах, киноконцертных залах, салонах красоты, бизнес-центрах, через почтовые ящики жилых домов;  
6) интервью и комментарии авторов, экспертов, специалистов журнала по разным вопросам общественной жизни на профессиональных сайтах;  
7) включение первых лиц журнала в жюри тематических конкурсов;  
8) поддерживающая рекламная кампания с использованием различных носителей, направленная на широкую целевую аудиторию с целью увеличения узнаваемости и повышения уровня продаж журнала;  
9) организация конкурсов для читателей, вечеринок для рекламодателей и распространителей журнала;  
10) использование самых надежных каналов распространения информации — личных связей;  
11) использование технологии Lifeplacement.  
 
Во все 5 сторон. 
       Сразу после выхода первого номера начинается активная работа по пяти направлениям: СМИ, выставки, знаменитости, конкурсы, собственные акции.  
        СМИ. Активное сотрудничество с дружественными, тематическими, специализированными СМИ в разных формах: и интервью, комментарии первых лиц журнала по различным вопросам, и рекламные макеты, и участие специалистов издания в профессиональных интернет-сообществах, и проведение рекламных мероприятий параллельно с рr-публикациями. Основная цель — узнаваемость и интерес коллег к новому изданию.  
         Выставки. Новый журнал обязательно должен быть представлен на тематических и специализированных выставках. При возможности необходимо организовать в рамках выставки пресс-конференцию, презентацию, участвовать в обсуждениях, включить специалистов издания в жюри конкурсов и прочее. Основная цель — установление личных связей, выстраивание образа издания, налаживание контактов с интересными и необходимыми для бизнеса людьми.  
        Знаменитости. В качестве авторов, попечительского совета, героев, друзей издания необходимо иметь уважаемых и узнаваемых людей. Благородство, порядочность, профессионализм героя/автора зачастую переносится на имидж издания. Например, одним из ходов может быть привлечение известного ученого в качестве председателя в организованной изданием конференции или публикация эксклюзивного интервью популярного актера в качестве главного героя номера.  
В результате этого с аудиторией строится благоприятное, доверительное общение. Основная цель — формирование позитивного образа издания, увеличение аудитории. В использовании данного метода продвижения есть одна опасность, которую необходимо учитывать: личность должна быть действительно интересной, уважаемой, не вызывать кривотолков.  
         Конкурсы. Одним из ходов по расширению аудитории является организация различных конкурсов. Это может быть читательский конкурс на страницах журнала (письмо читателя, кроссворды, комиксы и т. п.); различные тендеры и профессиональные конкурсы среди специалистов СМИ, PR, рекламы и служб распространения (эксклюзивное обслуживание, лучший партнер, лучший продавец и прочее). Значимость данного метода очень велика — появляется обратная связь с читателем и партнером. На базе конкурса можно провести количественные и качественные измерения аудитории, выяснить лояльность или негативное отношение профессионалов.  
        Собственные акции. В момент выпуска издания в свет можно порекомендовать широко разрекламированную презентацию, проводить которую можно в разных формах, разово или периодически: для развлекательного издания это может быть вечеринка в одном из клубов. Для делового издания — организация круглого стола или профессиональной конференции.  
Вышеизложенные технологии не новы и применяются повсеместно. Главное, опираясь на собственный опыт, выбрать правильные методы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Реклама на грани фола

(скрытый  PR)

        Другое дело - скрытое воздействие на потребителей, когда те даже не подозревают, что ими манипулируют. Не все из этих способов этичны, но почти все - весьма действенны Прямая реклама все менее эффективна, и маркетологи этого не отрицают..  
Подозрительные методы  
        Недавно сотрудник "Секрета фирмы", купивший лазерный принтер, зашел на интернет форум компании, которая продвигает в России этот брэнд. Нужно было выяснить, подходят ли к принтеру картриджи от аналогичной модели, производимой фирмой-конкурентом. Один из посетителей форума заверил, что "чужие" принтеры "выкидывают фортели" и их вообще не стоит покупать. На первый взгляд, ничего странного в этом высказывании не было - обычное личное мнение, хотя и немного категоричное. Однако "ник" посетителя почти полностью совпадал с названием сайта, и это придавало его словам совсем другое звучание. Полистав архив дискуссий, наш коллега выявил странную закономерность. Оказалось, что этот участник форума, а также несколько других постоянных посетителей сайта сами никаких вопросов никому никогда не задавали, а только отвечали на вопросы других посетителей. Но самое главное - они всегда хвалебно отзывались о технике той компании, чью продукцию продает фирма - владелец сайта, и критически - о конкурирующих брэндах.  
          То, что эти люди, выступая в роли рядовых потребителей, целенаправленно (и скорее всего, небескорыстно) продвигают конкретную торговую марку, - очевидно. И, как показало наше дальнейшее расследование, подобные "партизанские" приемы пользуются большой популярностью у вполне респектабельных компаний. Например, одна фирма, занимающаяся сбытом кондиционеров, организовала семинар для дистрибуторов, в том числе и потенциальных. Среди них были и подставные лица, нанятые организатором мероприятия. В неформальной обстановке они с воодушевлением рассказывали участникам семинара, что в их регионах кондиционеры "уходят с колес". Им верили, и кто-то даже заключил контракт.  
         Другой пример.

Выходит новая  книга, и сзади на обложке приводятся благоприятные отзывы людей, имена  которых сразу вызывают интерес к изданию. Например, Б. Немцов, В. Пелевин, М. Касьянов. При этом нет прямого указания на то, кто эти люди. Не исключено, что М. Касьянов - это какой-нибудь мелкий предприниматель, а не премьер-министр (мало ли в России М. Касьяновых?) , или даже вымышленный персонаж. Однако главная цель - привлечение внимания к книге - достигнута.  
У этих методов нет какого-то однозначного определения. В некоторых случаях имеет место откровенный обман или просто ловкое манипулирование фактами и мнениями. В других - делается более тонкий расчет на особенности человеческой психологии. Как бы то ни было, используются эти приемы давно. Говорят, еще до революции российский купец Петр Смирнов инкогнито приходил в рестораны и заказывал "самую лучшую водку" - разумеется, собственного производства. Если ему отвечали, что такой марки не знают, он громко возмущался и уходил, даже не притронувшись к еде. И на следующий день "Смирновская" появлялась в меню этого ресторана.  
         Компании не любят признаваться, что практикуют подобные методы, поскольку они считаются не вполне этичными. Пожалуй, одной из первых компаний, открыто заявивших об использовании "скрытого маркетинга" , стала Sony Ericsson Mobile Communications. Чтобы привлечь внимание потребителей к новинке, мобильному телефону со встроенной видеокамерой, Sony Ericsson наняла 60 актеров и актрис. Они разбились на группы, изображая туристов, и обращались ко всем с просьбой их сфотографировать - с помощью нового телефона Sony Ericsson. Кроме того, компания заплатила фотомоделям, чтобы те ходили по модным барам и клубам и вступали в разговор с посетителями. В какой-то момент раздавался звонок, и собеседник с удивлением наблюдал, как на дисплее телефона появляется изображение абонента. При этом актеры ничего не предлагали купить - их задачей была лишь демонстрация нового изделия. Но кто-то из "зрителей" , скорее всего, потом искал в магазинах такой "видеомобильник".  
Указанные приемы, безусловно, эффектные. Но насколько они эффективны?  
Почему это работает.  
       По мнению большинства маркетологов, прямая реклама сегодня воздействует слабее, чем раньше, поэтому все большее значение приобретает реклама завуалированная. Ни для кого уже не является секретом такой прием, как product placement - скрытая реклама продукции (например, в фильмах) . Все знают, что Джеймс Бонд ездит на Aston Martin или BMW и носит часы Omega не по замыслу автора, а потому, что за это заплатили владельцы торговых марок. Но зрителя это не раздражает. Еще лучше, когда потребитель вообще не догадывается о том, что перед ним разыгрывают спектакль. Для этих целей компании все чаще нанимают звезд шоу-бизнеса, разного рода VIР-персон или даже обычных потребителей, которые передают рекламное сообщение целевой аудитории. Разумеется, тот факт, что подобные услуги оплачиваются, обе стороны тщательно скрывают.  
Пока далеко не все компании готовы тратить свои рекламные бюджеты на подобные акции, но их популярность, несомненно, будет расти. Олег Матвейчев из консалтинговой компании Bakster Group говорит: В области менеджмента мы постепенно переходим к проектным принципам работы, в области маркетинга тоже идет движение к более тонким методам. С этим мнением согласен и Алексей Вайц, консультант компании Imako: Коммуникации становятся более тонкими, я бы даже сказал, ювелирными. Именно они сегодня формируют потребительские предпочтения.  
Как написано в книге "Уши машут ослом. Современное социальное программирование" (одним из ее авторов является Олег Матвейчев) , "информация - процесс односторонний, он направлен от субъекта к объекту (как, например, в рекламе) . А коммуникация - это диалог, процесс, в котором подразумевается обратная связь". Следовательно, главная задача - расшевелить пассивного потребителя и сделать его активным. "Большинству зрителей, увидевшим ролик по ТВ, не нужен этот товар. Но если информацию напрямую донести до потенциального потребителя, да еще и вовлечь его в дискуссию, получится намного эффективнее, - говорит Алексей Вайц. - В этом процессе, который умело направляется постановщиком, человек не сможет остаться пассивным зрителем, он будет вынужден занять какую-то позицию. И тогда ему будет намного труднее объективно воспринимать и фильтровать информацию".  
Схожие технологии часто используются в политическом PR. Михаил Дымшиц, генеральный директор консалтинговой фирмы "Дымшиц и партнеры" , считает, что аналогичный прием действует и на рынке b2b, имея в виду банальные откаты. "Это по сути одно и то же - неискреннее навязывание товаров и услуг", - говорит господин Дымшиц. С откатами и черным PR пытаются бороться, но безуспешно. "Скрытый маркетинг", скорее всего, тоже неистребим. Раз так, стоит внимательнее посмотреть, как используются эти приемы на практике.  
Подставные лица.  
         Иногда в роли подставных лиц выступают сотрудники компании, но чаще нанимают людей со стороны - например, студентов или актеров. Желательно, чтобы они действительно верили в преимущества продукта, который продвигают (или, по крайней мере, искусно делали вид, что верят) . Как говорит Михаил Дымшиц, "прием работает, когда люди ведут себя естественно. Если они будут говорить неискренне, это сразу станет заметно".  
Есть еще одно необходимое условие. По словам генерального директора маркетингового агентства Proximity Дмитрия Бредихина, "имидж героя заметно сказывается на имидже товара, поэтому сам человек должен создавать благоприятное впечатление. Идеально, чтобы он являлся представителем целевой аудитории". Например, один автодилер для продвижения новой модели автомобиля нанял актеров с респектабельной внешностью и одел их в дорогие костюмы. Когда посетители заходили в автосалон, первое, что они видели, - это как состоятельные, хорошо одетые люди громко обсуждают достоинства новой машины. При этом один из "знатоков" убедительно поигрывал брелком с ключами от такого автомобиля.  
Подставных лиц нужно обучить, а также придумать для них "легенду". Дмитрий Бредихин: Прежде чем выпускать промоутеров на открытый рынок, их нужно натренировать, продумать сценарии поведения и т. п. Но все равно остается определенный риск - все детали предусмотреть невозможно, как невозможно точно предугадать реакцию потребителя.  
        Один из распространенных приемов скрытого рекламного воздействия - "псевдоклиенты" (этот способ, кстати, используют и в конкурентной разведке) . Например, одна компания продавала складское оборудование китайского производства. Аналогичный товар предлагали и конкуренты, однако выдавали его за западный и брали дороже. Чтобы переманить у них клиентов, компания наняла специальных людей и отправила их к потенциальным заказчикам под видом покупателей. На складах те как бы невзначай обращали внимание хозяев на то, что "тележки у вас не западные, а китайские, так что вы переплатили. А вот мы знаем фирму, которая поставляет точно такое же оборудование, но дешевле". Через несколько дней фирма выслала уже "морально подготовленным" клиентам свои рекламные буклеты. И сделка состоялась.  
        Другая часто используемая "легенда" - социологические или маркетинговые исследования. "Социологи" подходят к прохожим и задают, например, такой вопрос: "Как вы относитесь к тому, что в такой-то марке сигарет содержание вредных смол уменьшилось в два раза?" И хотя это явная дезинформация (сигареты нисколько не изменились), в сознании респондента откладывается, что эта марка стала более "безвредной", стоит попробовать такие сигареты или порекомендовать знакомым.  
От своего лица  
         Впрочем, тратить время на обучение подставных промоутеров не обязательно иногда можно использовать людей, которые в силу своей профессии имеют влияние на целевую группу потребителей. Известно, что фармацевтические компании действуют через врачей, косметические - через парикмахеров, косметологов и т. п. Механизм здесь одинаковый: врач (косметолог, парикмахер и т. п.) является для своих клиентов авторитетом, его советам доверяют. Но о финансовой заинтересованности "личного консультанта" никто не думает. Любому маркетологу известны истории такого рода.  
       Скажем, известный производитель зубной пасты создает некую стоматологическую ассоциацию. Она устраивает для стоматологов бесплатные семинары, рассказывает о новых технологиях, а заодно и о преимуществах своей пасты. Потом с врачами заключают контракт и платят, например, $ 100 - 200 в месяц, чтобы они рекомендовали пациентам продукцию этой компании. Рассказывают, что стоматологов даже контролируют на предмет выполнения ими обязательств. Если пациент - "ревизор" не услышит "нужного" совета, врача могут снять с довольствия.  
Аналогичные методы используют и фармацевтические компании. Как говорят опрошенные "Секретом фирмы" врачи, многие научные симпозиумы спонсируют западные фармацевтические фирмы, поскольку у Минздрава нет денег. Услышав на таких мероприятиях подробный рассказ о новых препаратах, разработанных спонсорами, врачи назначают их пациентам. И эта лояльность потом материально вознаграждается. С другой стороны, большинство медиков искренне убеждены, что предлагают пациентам самое передовое.  
        В некоторых случаях компании, особенно те, кто продает товары класса "люкс" , приглашают к сотрудничеству так называемых лидеров мнений - знаменитостей или людей, имеющих авторитет в определенных кругах. Если кинозвезда публично упоминает марку одежды, которую она предпочитает, к ее мнению прислушиваются.  
        Но самый лучший способ - использовать в качестве своеобразных рекламных агентов собственных клиентов. Особенно полезны здесь лояльные потребители - им даже не придется платить. Дмитрий  
Бредихин: Пирамида лояльности имеет несколько уровней. Верхушку занимают самые влюбленные в продукт покупатели, которые готовы днями напролет расхваливать его преимущества и свои личные впечатления. Середина пирамиды - это не фанатики, но тоже очень лояльные люди. Их надо найти и правильно "обработать" - вовремя поздравить, подарить что-то... Тогда они превращаются в бесплатных промоутеров и начинают рассказывать о такой замечательной фирме своим знакомым.  
        Впрочем, Михаил Дымшиц уверен, что "фанаты" обычно составляют не более 3 - 4 % потребителей и вряд ли смогут серьезно помочь бизнесу крупных компаний. Однако при этом он вспомнил историю интернет пейджера ICQ, свидетельствующую об обратном. Создатели не занимались его продвижением, зато пользователи совершенно бескорыстно рекомендовали друзьям новый способ сетевого общения, в результате чего на сайте ICQ за пять лет зарегистрировались более 100 млн человек.  
Ловля сетью. 
      Больше всего возможностей использовать приемы скрытого воздействия на потребителей предоставляет интернет. Это очень демократичная среда - почти никакой цензуры и возможность сохранить анонимность. Как рассказал "Секрету фирмы" источник, пожелавший остаться неизвестным, в прошлом году в течение нескольких недель два посетителя сидели в интернет кафе и под различными "никами" заходили на официальный сайт сотовой сети "Мегафон", а также в разные чаты, где инициировали обсуждение тем, касающихся компании. Если возникала негативная реакция, они умело ее гасили.  
      По словам нашего источника, этими людьми были сотрудники компании, прошедшие специальную подготовку. Их обучили, как нужно общаться в сети, чтобы не обнаружить свою корпоративную принадлежность, а технические специалисты "Мегафона" при необходимости давали им оперативные рекомендации. Агентов научили и тому, как реагировать на провокации. Так, если их с подозрением спрашивали, не являются ли они сотрудниками "Мегафона", они с юмором парировали выпады в свой адрес.  
Помимо всего прочего операторы собрали много информации о потенциальных пользователях услуг компании. Они сделали распечатки самых интересных дискуссий, отчеты о наиболее часто встречающихся вопросах к компании и т. п. Кроме того, выделили информацию, интересовавшую потенциальных пользователей, а также ту, которая вызывала у них отторжение.  
       Мы обратились в "Мегафон" за официальными комментариями. Советник генерального директора "Соник Дуо" (этой компании принадлежит сотовая сеть "Мегафон") Роман Проколов ответил нам так: Мы никого не нанимали, во всяком случае, мне об этом ничего не известно. Действительно, агентства в свое время предлагали нам в пакете подобные услуги, но мы ими не воспользовались. Зачем нам все эти шпионские страсти?  
Нечто подобное происходит и на сайте ОАО "Мобильные Телесистемы" (www. mts. ru) . В разделе "Дискуссионный клуб" официальные представители МТС выступают открыто. Но есть несколько завсегдатаев этого форума, чьи "ники" оканчиваются сочетанием Team MTS. Несколько месяцев назад на форуме бурно обсуждался тот факт, что администрация МТС через сайт пригласила всю "команду" на встречу и что это никакие не "фанаты", а "засланные казачки". Впрочем, пресс-секретарь МТС Ева Прокофьева объяснила ситуацию так: Мы никому из этих людей не платим. Мы обратили на них внимание и решили узнать их, так сказать, в лицо. И пригласили на неформальную встречу в кафе с первым вице-президентом компании. Пришло человек пятнадцать. Гости рассказали, как они тестируют нашу сеть, и сами вызвались сказать, какие есть проблемы с покрытием в Москве и Подмосковье. Мы были приятно удивлены их энтузиазмом и поблагодарили за лояльность. Но ни о деньгах, ни о подарках речи не шло. Мы не собираемся использовать этих людей в коммерческих целях, но, конечно, будем рады, если их круг будет расти.  
          Если с помощью интернета можно легко манипулировать людьми и вербовать потребителей, то опорочить конкурентов - еще проще. Например, когда в Екатеринбурге открылся новый ресторан, на всех интернет форумах, куда заглядывают местные журналисты, некий "случайный" посетитель запустил слух, что чашечка кофе в этом ресторане стоит 100 рублей (по местным меркам весьма дорого) . Многие из посетителей форума, получив такую информацию, в ресторан наверняка не пойдут. Даже если он начнет массированную рекламную кампанию, все будут воспринимать ее негативно - "заработали на бешеных ценах".  
Критика.  
          Каков же эффект от скрытого воздействия на ничего не подозревающих потребителей? Мнения маркетологов на этот счет расходятся. Алексей Вайц, например, считает, что такие приемы очень полезны: Это живая коммуникация, от которой будут расходиться круги - как от камня, упавшего в воду. Правда, подобные методы не стоит использовать в качестве основных - они скорее поддерживающие.  
        Напротив, Игорь Качалов, генеральный директор агентства "Качалов и коллеги", говорит так: Мы знакомы с этими технологиями с 1994 года, пробовали их применять, но результат равен нулю. Я уверен, что все это просто красивые истории. "Сколько покупок может стимулировать один псевдопотребитель? От 20 до 40 в месяц, не больше, - объясняет господин Качалов. - Значит, для создания необходимого объема продаж компании нужно от 250 до 500 псевдопотребителей, активно и регулярно работающих на протяжении всего года. А это огромные организационные усилия и затраты. Проще наладить нормальную дистрибуцию, провести оформление мест продаж и рекламу".  
        Есть и еще одно очень серьезное сомнение. Михаил Дымшиц: Эти приемы эффективны для политики, а на рынке товаров и услуг не очень действенны. Так можно, например, заставить человека поменять какие-то убеждения, но маловероятно вынудить его расстаться с деньгами.  
Конечно, хороший результат от применения подобных приемов однозначно гарантировать сложно. "Агента" могут раскрыть, и тогда не избежать огласки. А конкуренты непременно используют такую ситуацию, чтобы обвинить вас в неэтичности. И все-таки, судя по активному использованию "скрытого маркетинга", такая игра стоит свеч.  
               ***  
Аттракцион с метеоритом  
        Владельцы оптового рынка, находящегося в центре крупного города, были обеспокоены снижением доходов от своего предприятия. Но повышение арендной платы могло привести к тому, что реализаторы покинули бы рынок (у конкурентов плата была ниже) . Ресурс традиционной рекламы был уже исчерпан, поэтому нужно было привлекать покупателей иными средствами. Исследование показало, что этот рынок не имеет ни одного конкурентного преимущества по сравнению с другими - хуже подъездные пути, хуже реализаторские точки, хуже работает охрана, отсутствуют крытые помещения. Его расположение в центре города - тоже скорее недостаток, чем достоинство: оптовики из провинции старались не заезжать в город и покупали то, что им нужно, на окраине. Кроме того, оптовикам не нравилось обилие розничных покупателей, которые мешали совершать сделки. В общем, перспектив у рынка не было.  
       Сначала было принято стратегическое решение. Поскольку конкурировать с другими рынками невозможно без инвестиций в инфраструктуру и сервис, нет смысла бороться за оптовиков. Если рынок практически стал "универсамом под открытым небом" , значит, нужно развивать именно это направление и обеспечить приток розничных покупателей. Подсчеты показали, что даже незначительное увеличение их числа серьезно повышает прибыль реализаторов, а значит, они нормально прореагируют на повышение арендной платы. Но как привлечь этот контингент покупателей? Прямая реклама мало что бы дала. Говорить, что на "оптовом рынке покупать дешевле", было уже поздно цены там практически сравнялись с магазинными. Значит, нужно завлекать людей аттракционом в широком смысле этого слова - чтобы они шли на рынок ради чего-то другого и попутно покупали продукты. Специалисты по PR смогли предложить необычное решение. Поскольку целевая аудитория - это небогатые, пожилые, часто малообразованные люди (те, кто идет на рынок в надежде купить чуть-чуть дешевле) , их могло бы привлечь что-то, связанное с церковью, - например, чудотворная икона, мощи и т. д. Как показывает опыт, "к чуду" приходят тысячи людей, выстраиваются огромные очереди. Конечно, никто не собирался размещать на рынке иконы и мощи. Но ключевое направление было найдено. Однажды утром пришедшие на рынок реализаторы и покупатели увидели, что одна из палаток буквально вмята в землю огромным камнем. Охранники объяснили, что ночью услышали грохот, а когда подошли на место происшествия, обнаружили камень, который словно с неба упал. (Это действительно был метеорит - его купили в краеведческом музее на другом конце страны, доставили в город и с помощью катапульты забросили на территорию рынка.) Администрация возместила ущерб владельцам пострадавших палаток; камень оттащили в сторону. "Кто-то" вызвал телевизионщиков, и сюжет о странном происшествии показали в новостях. Ученые, осмотревшие камень, дали заключение, что это настоящий метеорит. Спустя две-три недели по городу поползли слухи о том, что у посетителей рынка и их родственников резко улучшается здоровье. Об этом, разумеется, говорили "свои люди". Один мужчина, приобретая упаковку минеральной воды, рассказал, что уже покупал тут воду для матери, которая лежит в хирургическом отделении, и у нее сразу же рассосались послеоперационные швы. Акции по запуску слухов происходили раз в неделю и продолжались около двух месяцев. Подлила масла в огонь и местная оккультная газета. Администрация рынка упорно опровергала все слухи и даже провела пресс-конференцию, на которой попросила прекратить "разговоры о чудесах". Разумеется, на рынок хлынули суеверные люди и просто любопытные; появились и первые "исцелившиеся". Началось настоящее паломничество к небесному камню - кто-то приезжал "просто посмотреть", кто-то - в надежде вылечиться. Затем прошел слух, что администрация рынка может ввести плату за доступ к камню, и посетителей стало еще больше.  
         За время этой акции на рынке побывало не менее миллиона человек. И поскольку каждый из них "между делом" купил хотя бы баночку майонеза, то доходы реализаторов, а заодно и владельцев рынка многократно выросли.

Приемы "скрытого маркетинга" используются на Западе достаточно давно. Пионером в этой области  стала нью-йоркская маргкетинговая фирма Big Fat Promotions, продвигавшая таким  образом товары компаний-заказчиков. На нее работали, например, любящие матери, громко обсуждавшие достоинства нового стирального порошка во время детских спортивных турниров, и консьержки, которые выкладывали на самом видном месте упаковки товаров, присланные определенной компанией, торгующей через интернет. Получали деньги от Big Fat Promotions и пассажиры пригородных поездов, на зависть попутчикам коротавшие время с новейшей электронной игрой в руках, и любители посидеть в баре, заводившие с посетителями разговоры о конкретных алкогольных напитках. Летом 2001 года в престижных районах Лос-Анджелеса можно было наблюдать симпатичных юношей, катавшихся на скутерах фирмы Vespa. Они сообщали всем интересующимся телефон магазина и уверяли, что именно такие скутеры недавно приобрели исполнитель рэпа Сиско и актриса Сандра Баллок. Аналогичный ход применила компания - производитель игрушек Hasbro: она рекрутировала в ряды "секретных агентов" несколько сот учеников младших классов, и дети нахваливали сверстникам новую электронную игру. "Партизанские" методы для раскрутки новой модели кроссовок использовала фирма Nike. В одном из районов Торонто, знаменитом своей альтернативной молодежной культурой, Nike открыла музыкальную площадку. Здесь выступали ангажированные компанией музыканты, на ногах которых красовались кроссовки Nike. Кроме того, на стенах модных баров стали появляться стилизованные под граффити логотипы фирмы. Посетители не догадывались, что Nike имеет к этому отношение, пока не заходили внутрь, - оказалось, что все бармены носят одежду этой фирмы. Когда местные жители поняли, что их бессовестно одурачивают, они устроили демонстрацию под лозунгом "Nike go home!"  
Некоторые компании не стесняются предлагать своим клиентам вознаграждение за то, что те порекомендуют товары, услуги или сайт своим друзьям. Впервые подобная стратегия была применена в начале 1990-х американской телекоммуникационной компанией MCI в ходе рекламной акции "Друзья и семья". Фирма просила пользователей ее услуг сообщить имена и номера телефонов близких знакомых, обещая поставщикам информации льготные тарифы. И хотя у американцев возникла аллергия на раздражающие телефонные звонки рекламной службы MCI, отрывавшие их от обеда, назойливая компания приобрела более 10 млн новых клиентов. Два года назад сайт Office. com начал аналогичную кампанию под девизом "Получи миллион долларов!". Посетителям предлагалось "сдать" адреса четырех знакомых в обмен на возможность выиграть автомобиль Mercedes. Каждый из четверых "счастливчиков" получал от имени друга рекламное послание, предлагающее принять участие в розыгрыше $1 млн. Уже через месяц после начала акции число зарегистрированных пользователей Office. com удвоилось.  
         Однако попытки подкупить потребителя не всегда приводят к успеху. Весной 2000 года компания IKEA пообещала скидку каждому, кто перешлет по электронной почте 10 своим друзьям информацию об открытии нового магазина в районе Сан-Франциско. Получив в ответ лишь дюжину жалоб вместо поддержки, организаторы поспешили свернуть рекламную акцию.  
 

Информация о работе PR технологии на страницах отечественных журналов