Система безналичных расчетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 08:26, курсовая работа

Описание работы

Безналичные расчеты играют существенную роль в развитии экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами. Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Безналичные расчеты содействуют поддержанию непрерывности воспроизводственного процесса.

Работа содержит 1 файл

диплом1.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Подавляющее большинство счетов – это счета средних и малых предприятий, по которым наблюдаются, эпизодические обороты и практически нет остатков. Большинство владельцев пластиковых карт в РФ сразу снимают наличными все поступления на свои текущие счета. Для банков представляют интерес лишь счета крупных предприятий с постоянным потоком платежей или владельцы дорогих карточек типа Visa Gold, а таких счетов единицы в сравнении с тысячами убыточных счетов. Таким образом, помимо перекрестного субсидирования расчетного бизнеса за счет кредитного, наблюдается субсидирование обслуживания счетов обычных клиентов за счет доходов от обслуживания VIP-клиентов.

Те небольшие комиссионные доходы, которые банки получают за расчетно-кассовое обслуживание, складываются за счет международных платежей и операций с наличными, от использования систем дистанционного доступа к банковскому счету.

В общей структуре доходов коммерческих банков по России комиссионные доходы составляют порядка 22 %.

Все комиссионные доходы от расчетно-кассовых услуг оцениваются в 730 млн. долл. в год. В структуре этих доходов преобладают доходы по кассовым операциям – 42 % всех доходов по расчетно-кассовому обслуживанию, или 308 млн. долл., затем следуют доходы по международным расчетным операциям – 28 %, или 205 млн. долл., от расчетных операций в рублях – 16 %, или 117 млн. долл., от операций с пластиковыми карточками – 14% или 103 млн. долл. [10].

 

Рисунок 10 Структура комиссионных доходов

 

В структуре комиссионных доходов наблюдается явная концентрация прибыльных клиентов, как и при формировании остатков по расчетным счетам. Косвенное подтверждение тому – доходность международных расчетов. Эти услуги получают от банков не более 2-3 % их клиентов – юридических лиц, но они формируют доходов больше, чем расчетные услуги в рублях для всех 100 %. Подобная ситуация наблюдается и в сфере обслуживания розничных безналичных расчетов, где 5-6 % наиболее обеспеченных клиентов – владельцев дорогих карт – обеспечивают 90 % всех доходов от пластиковых карточек [11].

Карточные платежные системы давно работают в условиях широчайшего использования средств дистанционной работы с банковским счетом и минимального ручного труда. В карточных системах считается, что 5 долларов за выдачу и годовое обслуживание карточки покрывает текущие издержки банкка-эмитента. Такой тариф также обременителен для подавляющего большинства людей. Карточные системы в тариф за годовое обслуживание закладывается в среднем 1,7 визита владельца каждой карточки в банк в течение года для проведения сложных расчетных операций или разрешения конфликтных ситуаций.

Себестоимость для банка одного сеанса работы операциониста составляет 2-3 доллара. Эта величина рассчитывается из того, что одну сложную операцию он будет совершать в течение 10 минут, и за год своей работы он сделает порядка 10 тыс. таких операций. Содержание одного небольшого дополнительного офиса с 20 работниками, из которых непосредственным  обслуживанием клиентов занята половина, составляет в Москве не менее 250 тыс. долл. Разделив последнюю величину на число операционных работников и производительность труда каждого из них, получим себестоимость одной десятиминутной операции – 2,5 долл. (250/ 10/10 тыс.=2,5). Эта себестоимость за каждую операцию в офисе банка будет достаточно большой для подавляющего большинства клиентов, однако если клиент будет приходить в банк не чаще 2-3 раз в год, такая комиссия для него будет приемлемой [9].

Некоторые экономисты предлагают установить на государственном уровне минимальные комиссии за открытие и ведение банковского счета, за выдачу и гарантийное обслуживание устройства дистанционного доступа. Также необходимо увеличить количество пользователей операций с наличными, систем дистанционного доступа к банковскому счету.

 

 


3 РАЗВИТИЕ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

3.1 Развитие пластиковых форм расчетов

 

Проект Федерального Закона “Об использовании платежных карт в Российской Федерации”, а также Положение “О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием” предусматривают следующую терминологию.

Платежная карта – идентификационный документ, предназначенный для неоднократного произведения расчетов его держателем.

Банковская карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счету, в том числе произведение безналичных расчетов и получение соответствующих денежных сумм со счета. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счету, устанавливаются законом и (или) договором между держателем и эмитентом банковской карты.

Держатель платежной карты – физическое лицо, которое на основании закона и договора с эмитентом владеет и пользуется платежной картой, эмитированной  на его имя.

Виды пластиковых карт: кредитные и дебетовые, региональные, внутренние, международные.

Существует много оснований для классификации карт.

1.  По материалу, из которого они изготовлены:

-         бумажные (картонные);

-         пластиковые;

-         металлические.

В настоящее время практически повсеместное распространение получили пластиковые карточки.

2.  По способу записи информации на карту:

-         графическая запись;

-         эмбоссирование;

-         штрих-кодирование;

-         кодировка на магнитной полосе;

-         чип;

-         лазерная запись (оптические карты).

Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Особенно популярна она в платежных системах. Но на сегодняшний день магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации от мошенничества и подделок, поэтому специалисты начали искать более надежный  способ записи информации. Им оказался чип или микросхема. Карточки с чипом также очень часто называются смарт-картами или интеллектуальными картами.

3.  По общему назначению:

-         идентификационные;

-         информационные;

-         для финансовых операций (расчетов).

В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

1)                    является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);

2)                    на той же карте может быть записана в кодированном виде “история болезни”, или какая-либо другая важная информация о держателе карточки (информационная функция);

3)                    помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

4. По эмитентам:

банковские (универсальные) карточки, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;

частные (private) карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

Может показаться, что компании с целью увеличения объема и разнообразия операций со своими картами должны стремиться сделать их более универсальными, объединяясь в эмитировании с другими компаниями, а еще лучше – с банками. Это справедливо лишь отчасти. Значительная часть карточек выпускается, и будет выпускаться компаниями самостоятельно.

5.  Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:

автономный “электронный кошелек”;

“электронный кошелек” с дублированием счета у эмитента;

“ключ к счету” – средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.

Как это ни покажется странным, подавляющее большинство банковских карточек является идентификатором, а не “электронным кошельком”. К ним относятся все карточки “VISA”, “EUROKARD/MASTERCARD”, “AMERIKAN EXPRESS”, российские “Юнион Кард” и “STB Card”.

Вследствие незнания этого факта нередко возникают недоразумения. Было время, когда в (советских еще) правоохранительных органах возникала идея декларировать провоз банковских карточек через таможню, чтобы успешнее бороться с утечкой капиталов за границу. В этом случае сработал аргумент, что карточка не более чем “ключ от сейфа”, и это сравнение, действительно, весьма точно схватывает суть дела. Бывают и совсем курьезные ситуации, когда клиент, впервые получивший карточку “VISA”, пытался разглядеть на просвет, какая сумма записана на магнитной полосе. Вообще следует отметить, что карты с магнитной полосой очень редко используются в качестве “кошелька”, так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты вписанной на ней информации. Обычно в качестве “электронных кошельков” применяются карты с чипом. С этой точки зрения выражение “пластиковые деньги”, строго говоря, не совсем корректно по отношению к большинству магнитных карточек, используемых клиентами.

6.  По категории клиентуры, на которую ориентируется эмитент в международных платежных системах, – это называется видами карт или продуктами (products):

-         обычная карточка;

-         серебряная карточка;

-         золотая карточка;

-         электронная карточка.

Для простоты и краткости можно сказать, что обычная карточка предназначена для рядового клиента. Это “Classic Visa” и “Mass (Standard) Eurocard/MasterCard”. Серебряная карточка называется бизнес-картой (Business Card) и предназначена не для частных лиц, а для сотрудников организаций (компаний), уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. Золотая карточка предназначена для наиболее состоятельных, богатых клиентов.

Примерно такие же виды карт существуют и у Американ Экспресс. Кроме того, в системах VISA и Europay есть карточки, которые могут быть использованы только в банкоматах для получения наличных и в специальных электронных терминалах: “Electron VISA”, “Cirrus/Maestro”. Они действуют в пределах остатка на счете, по ним, как правило, держателю карты кредит не представляется, и поэтому они могут быть выданы любому клиенту независимо от уровня его обеспеченности или кредитной истории.

7.  В России сложилось разделение на карты корпоративные и личные.

Иногда еще выделяют “зарплатные” карточки: эмитент заключает договор с организацией, а держателями карточек являются её сотрудники в качестве частных лиц.

В международной классификации все же более важен набор услуг, который предоставляется в пакете с той или иной карточкой (дополнительные виды услуг, такие как страховка, медицинский полис, услуги связи, дисконтные карты, “престижные” карты и другие).

Уделим также некоторое внимание разновидностям банковских карт с точки зрения технологии их изготовления и использования.

Бумажные карточки. Этот тип карточек, упомянут для более полного освещения проблемы. С большой натяжкой такими карточками можно считать обычные банковские чеки. Из компьютерных задач очень интересна проблема распознавания подписи клиента на чеке или бумажной  карточке с целью его персонализации и дальнейшей компьютерной обработки платежа. Очень широко используется подобная система в Великобритании. В Испании существует  компьютерная система Signa, которая используется в девятнадцати банках. Специальные устройства для работы с этим типом карточек не используются, если не считать таковыми сканер и монитор высокого разрешения. Систем подобных Signa, множество. Signa интересна тем, что объем хранимой информации, приходящийся на одну подпись и достаточный для её идентификации в базе данных системы, достаточно мал. Он составляет около 400 байт. Это критический параметр, который определяет эффективность таких систем в целом – как с точки зрения минимизации времени выполнения транзакции, (системы работают в режиме on-line), так и с точки зрения минимального объема базы данных. По сравнению с западными странами, в России чековый оборот при расчетах с населением крайне мал, а бумажные карточки вряд ли можно рассматривать в качестве серьезного платежного средства.

Карточки со штрих-кодом. Карточка со штрих-кодом используется в банковском деле достаточно редко. Она представляет собой пластиковую карточку стандартных (85х54х0,76) размеров. В качестве элемента, идентифицирующего клиента и его счет в банке, используется штриховой код, аналогичный тому, который применяется для маркировки потребительских товаров. В штриховой элемент могут быть внесены дополнительные  элементы, например код банка или валюта счета. Код защищен непрозрачным составом, код может быть прочитан в инфракрасном свете и расшифрован с помощью специального оборудования. Такое оборудование может иметь дополнительное устройство ввода цифрового пароля, который клиент набирает на клавиатуре. Будем называть этот пароль “персональным идентификационным номером”, или PIN-КОДОМ (английская аббревиатура Personal Identification Number), а само устройство – PIN-клавиатурой. Следует отметить, что PIN-КОД, как правило, используется и с другими видами банковских карточек. Карточки со штрих-кодом относятся к дебетным карточкам, использующимся в режиме on-line.

Информация о работе Система безналичных расчетов