Современные тенденции формирования рынка труда Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматриваются понятия рынка труда, основные показатели рынка труда региона, целевые программы

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретический аспекты исследования современных тенденций формирования рынка труда. 5
1.1 Сущность рынка труда 5
1.2 Методы исследования рынка труда 13
1.3 Зарубежный и отечественный рынки труда 22
Глава 2 Анализ тенденций формирования рынка труда Омской области 26
2.1 Социально-демографическая структура формирования рынка труда Омской области 26
2.2 Анализ структуры занятости населения региона и структуры экономически-активного населения 29
2.3 Динамика и структура безработицы. Состав безработных. 33
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию рынка труда Омской области 40
3.1 Целевые программы, направленные на развитие рынка труда Омской области 40
3.2 Прогнозные оценки развития рынка труда Омской области 46
Заключение 48
Приложение 52

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА.docx

— 420.86 Кб (Скачать)

     Внешний рынок больше присущ англоязычным странам, прежде всего США. Поэтому рынок  нередко называют моделью рынка  труда США.  [23, с.139]

     В условиях многообразия форм  собственности, разных уровней развития отдельных  регионов, особых условий занятости  в мегаполисах и монопромышленных городах возможно существование  в рамках общенационального рынка  труда различных региональных моделей. Так, рынок труда в крупных  индустриальных центрах с развитой инфрасруктурой может успешно функционировать  в открытом режиме: работники, уволенные  с одного предприятия, имеют широкий  выбор трудоустройства; период безработицы у этих людей, как правило, непродолжителен. Иное дело на территориях, где функционирует одна крупная организация, в которой работает подавляющее большинство трудоспособного населения этой территории. Спад производства или его остановка в этом случае имеют тяжелые последствия для жителей данного региона. В сельских районах с перерабатывающей сельскохозяйственную продукцию промышленностью, в регионах  с сельскими отраслями промышленности рынки труда также имеют свои особенности.

     В связи с этим можно сказать, что  региональная структуризация рынка  труда является важнейшим компонентом  политики занятости. Другим важным видом  структуризации рынка является структуризация  по демографическим и профессиональным признакам отдельных категорий  и групп трудоспособного населения.

     - Демографический признак – по  этому признаку выделяют рынки  труда молодежи, женщин, инвалидов,  пожилых трудящихся, отличающиеся  различной степенью мобильности  рабочей силы, различным уровнем  трудоспособности и активности  на рынке труда и прочими  характеристиками.

      - Профессиональный признак –  бывает рынок труда инженеров,  рынок труда ученных, рынок  труда учителей, врачей, бухгалтеров  и т.д. На профессиональных  рынках труда работников объединяют  профессиональные интересы, выходящие  за рамки организации, где они  заняты. За рубежом для специалистов  высшей и средней квалификации  нередки случаи объединения в  профессиональные общества, ассоциации  инженеров, врачей и т.п.

     Структуризация  рынка труда по различным признакам  позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

     Различный уровень гарантий занятости у  разных категорий работников привел к образованию так называемого  дуального рынка труда, который  предполагает деление работников на тех, у кого сильные гарантии занятости, высокие заработная плата, социальные льготы, иначе говоря – высокое  качество трудовой жизни, и на тех, у  кого слабые гарантии занятости. Дуальный рынок труда может существовать как в экономике в целом, так  и в отдельных отраслях  и  на предприятиях, разделяя всех занятых  на первичный и вторичный рынки  труда.

     Важное  значение в условиях перехода к рынку  приобретают гибкие формы занятости, или гибкий рынок труда -  комплекс мер социально-экономического, производственного  и юридического характера для  быстрого приспособления деятельности организации к изменяющимся условиям хозяйствования.

     Гибкость  рынка труда включает несколько  основных аспектов: территориальную  и профессиональную мобильность  рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (наем, ротация, редукция, увольнение); гибкость регулирования рабочего времени. [22, с 58]

     Говоря  о рынке труда, необходимо отметить вопросы занятости и безработицы.

     Занятость населения представляет собой социально-экономическое  отношение по поводу предложения  труда работников в различных  сферах общественного хозяйства. Занятость  населения – это показатель обеспеченности его трудоспособной части работой, выполнение которой дает доход, т.е. заработную плату, предпринимательскую  прибыль и др. Этот показатель рассчитывается как коэффициент занятости, исчисляемый  отношением численности лиц, занятых  во всех сферах хозяйственной, управленческой, образовательной или иной деятельности, к численности всего трудоспособного  населения. Занятыми считаются:

     - лица, работающие в течение недели на момент статистического опроса за плату или на собственных предприятиях,

     - лица, проработавшие не менее 15 часов в неделю бесплатно на предприятиях, принадлежащих членам их семей;

     - временно нетрудоспособные и находящиеся в отпусках. [24, с 268]

     Всех  занятых статистика делит на работающих полную и неполную рабочую неделю. Исходя из этого применяются различные показатели занятости: общая численность занятых, численность занятых в перерасчете на полный рабочий день, отработанные за определенный период человеко-часам. Наемные работники составляют в среднем более 90 % рабочей силы в наиболее развитых странах с рыночной экономикой. Определенную часть рабочей силы составляют так называемые самостоятельные работники, являющиеся в массе своей мелкими предпринимателями, не использующими, как правило, наемный труд, и многие лица свободных профессий (адвокаты, журналисты, писатели, духовенство и др.).

      Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активное население) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно социальной статистике многих стран, относятся лица, не занятые на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимающие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированные на бирже труда. Важно отметить, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающее попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основных категорий рабочей силы:

     - потерявшие работу в результате  уменьшения объема работ;

     - добровольно оставившие работу;

     - пришедшие на рынок труда после  перерыва;

     - впервые пришедшие на рынок  труда. [6, с 24]

1.2 Методы исследования рынка труда

     Основными методами исследования рынка труда  являются маркетинговые исследования. Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал субъекта рынка рабочей силы. Основой исследований маркетинга служит общенаучные и аналитико-прогностические методы. Информационное обеспечение складывается из кабинетных и полевых исследований, а также из различных источников информации.

     Конкретным  результатом маркетинговых исследований являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии  и тактики маркетинговой деятельности субъекта рынка труда.

     Исследование  рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности субъектов рынка рабочей силы. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением емкости рынка, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

     Объектами рыночного исследования являются тенденции  и процессы развития рынка рабочей  силы, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, социальных, экологических, законодательных  и других факторов. Исследуются также  структура и география рынка, его емкость, динамика занятости  населения, барьеры рынка рабочей  силы, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых  рынков и рыночных ниш.

     В связи с тем, что рынок труда  это особый рынок, где не только удовлетворяется  потребность в рабочей силе, но и сам работник подыскивает себе удовлетворяющее его рабочее  место, то предметом исследования должна стать мотивация потребительского поведения на рынке самой рабочей  силы. Исследуются структура существующих рабочих мест, их качественные характеристики, тенденции в занятости этих мест. Разработками здесь являются типология потребителей рабочей силы и рабочих мест, моделирование их поведения на рынке труда, прогноз ожидаемого спроса. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка. В общее исследование рынка входит исследование конкурентов, изучение структуры рынка, исследования товара "рабочая сила", исследование цены рабочей силы, изучение форм и методов регулирования распределения рабочей силы, исследование системы.

     Методические  основы маркетинга складываются из общенаучных, аналитико-прогностических методов, также методических приемов, заимствованных из разных областей знаний.

     - Системный анализ находит широкое применение в маркетинговых исследованиях, поскольку позволяет рассматривать любую рыночную ситуацию как некий объект для изучения с большим диапазоном внутренних и внешних причинно-следственных связей.

     - Комплексный подход позволяет исследовать рыночную ситуацию, рассматривая ее как объект, имеющий развитые стороны своего проявления. Так проблематика рынка отдельного товара может быть связана с изменением самого спроса, товарного предложения или цены. В данном случае это своего рода аспекты исследуемого объекта (или ситуации), "двигаясь" по которым можно определить стратегические и тактические решения выхода из создавшегося положения.

     - Линейное программирование как математический метод для выбора из ряда альтернативных решений наиболее благоприятного (с минимальными расходами, максимальной прибылью, наименьшими затратами времени и усилий и т.п.) применяется при решении ряда проблем маркетинга. Например, разработка более выгодного ассортимента при ограниченных ресурсах, расчет оптимальной величины товарных запасов, планирование маршрутов сбытовых агентов и др.

     - Теория связи, рассматривающая  механизм "обратных связей", дает  возможность получить сигнальную информацию о процессах, выходящих за пределы установленных параметров. Применение теории связи к организационным структурам маркетинговой деятельности помогает совершенствовать связь субъекта с рынком, повысить эффективность использования получаемых данных и др.

     - Метод сетевого планирования  дает возможность регулировать последовательность и взаимозависимость отдельных видов работ или операций в рамках какой-либо программы. Он позволяет четко фиксировать основные этапы работы, определить необходимые сроки их выполнения, ограничивать ответственность, экономить затраты, предусматривать возможные отклонения и др.

     Разрешению  реальных маркетинговых ситуаций в  значительной мере помогает метод деловых игр. Упрощенные модели поведения конкурентов, стратегии выхода на новые рынки и т.п. могут "проигрываться" для нахождения оптимальных решений. Систему известных или предполагаемых связей между событиями, действиями или процессами можно описать с помощью методов моделирования. Более эффективными являются эконометрические (экономико-математические) модели. Она дают возможность с учетом влияющих факторов оценить, например, перспективу развития емкости рынка, определить наиболее рациональные стратегии маркетинга и возможные ответственные шаги конкурентов, оценить оптимальные затраты на маркетинг для получения необходимого размера прибыли и т.п.

     Подробно  рассмотрим метод факторного анализа регионального рынка труда. Его суть заключается в том, чтобы используя однотипный критерий фактора, представить на его основе всю собранную информацию, систематизировать ее и провести анализ по каждому из них.

     Методика  факторного анализа предусматривает  выполнение ряда последовательных операций:

     1. Выделение факторов, по которым  будет проводиться анализ.

     2. Систематизация собранной информативной  базы данных в соответствии  с принятой классификацией факторов.

     3. Проведение предварительного качественного  анализа факторов с целью выделения  наиболее значимых факторов и  оценки достаточности собранной  по ним информации.

     4. Принятие решения о дополнительном  сборе информации или проведении  социологических исследований, которые  могут предоставить недостающую  для анализа информацию.

Информация о работе Современные тенденции формирования рынка труда Омской области