Современные тенденции формирования рынка труда Омской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:02, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматриваются понятия рынка труда, основные показатели рынка труда региона, целевые программы

Содержание

Введение 4
Глава 1 Теоретический аспекты исследования современных тенденций формирования рынка труда. 5
1.1 Сущность рынка труда 5
1.2 Методы исследования рынка труда 13
1.3 Зарубежный и отечественный рынки труда 22
Глава 2 Анализ тенденций формирования рынка труда Омской области 26
2.1 Социально-демографическая структура формирования рынка труда Омской области 26
2.2 Анализ структуры занятости населения региона и структуры экономически-активного населения 29
2.3 Динамика и структура безработицы. Состав безработных. 33
Глава 3 Мероприятия по совершенствованию рынка труда Омской области 40
3.1 Целевые программы, направленные на развитие рынка труда Омской области 40
3.2 Прогнозные оценки развития рынка труда Омской области 46
Заключение 48
Приложение 52

Работа содержит 1 файл

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА.docx

— 420.86 Кб (Скачать)

    4. Профессиональная переподготовка врачей в соответствии с региональной программой Омской области "Модернизация здравоохранения Омской области на 2011 – 2012 годы" (далее – профессиональная переподготовка врачей).

    5. Организация временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения (далее – временное трудоустройство работников).

    6. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы (далее – стажировка выпускников).

    7. Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей.

    8. Возмещение юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

    9. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан .

    10. Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, создаваемых в том числе в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных программ (далее – адресная поддержка при переезде в другую местность для трудоустройства).

    11. Стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в Омской области, к замещению вакантных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа .

    12. Информационное сопровождение реализации Программы дополнительных мер.

    Главным распорядителем бюджетных средств на реализацию Программы дополнительных мер является Главное управление.

    Средства  на реализацию Программы дополнительных мер планируется расходовать  по следующей схеме:

    1) Главное управление доводит до получателей бюджетных средств – центров занятости бюджетные средства на реализацию мероприятий Программы дополнительных мер по:

    - опережающему обучению работников;

    - опережающему обучению женщин;

    - профессиональной подготовке женщин;

    - профессиональной переподготовке врачей;

    - временному трудоустройству работников;

    - стажировке выпускников;

    - содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

    - содействию самозанятости безработных граждан;

    - адресной поддержке при переезде в другую местность для трудоустройства;

    - информационному сопровождению реализации Программы дополнительных мер;

    2) Главное управление обеспечивает возмещение юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

    3) Главное управление использует часть бюджетных средств на информационное сопровождение реализации мероприятий Программы дополнительных мер на основании договоров на оказание информационных услуг.

    Так же Правительство Омской области  не оставляет нетронутым вопрос демографии. С рынком труда региона он связан напрямую, так как воспроизводство  рабочей силы напрямую зависит от состояния населения. В настоящее время в Омской области остаются актуальными проблемы демографического развития, снижения уровня общей безработицы, повышения конкурентоспособности и мобильности рабочей силы на рынке труда, повышения качества жизни населения.

    В связи с этим можно выделить Постановление Правительства Омской области от 25 сентября 2009 г. N 174-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области "Семья и демография Омской области (2010-2014 годы)".  Задачи Программы определяются ее целями и заключаются в следующем:

    - укрепление в общественном сознании  авторитета семьи, уважения и  приверженности семейным ценностям;

    - создание благоприятных условий  для комплексного развития и  жизнедеятельности детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    - модернизация материально-технической  базы государственных учреждений  социального обслуживания Омской области, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям;

    - создание условий для социальной  адаптации и реабилитации лиц  с ограниченными возможностями;

    - содействие обеспечению экономики  Омской области квалифицированными  специалистами, сокращение отраслевой и профессионально-квалификационной диспропорции на рынке труда Омской области;

    - повышение конкурентоспособности  граждан на рынке труда, в  том числе молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы;

    - содействие в привлечении высококвалифицированных  специалистов из числа добровольных переселенцев на региональный рынок труда;

    - проведение анализа состояния  условий и охраны труда, причин  несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости;

    - организация профилактической работы  по предупреждению травматизма  и профессиональных заболеваний, повышение уровня знаний по безопасности и охране труда руководителей организаций, специалистов по охране труда и работников;

    - создание в организациях Омской  области условий труда, обеспечивающих  сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Мероприятия, направленные на укрепление института  семьи, пропаганду семейных ценностей и уменьшение негативного влияния факторов среды обитания на положение детей, проживающих в семьях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, позволят создать благоприятные условия для развития и жизнедеятельности указанной категории детей, а также будут способствовать формированию ответственного родительства, укреплению в общественном сознании приверженности семейным ценностям. Мероприятия, направленные на улучшение положения граждан старшего поколения и инвалидов, повысят степень их социальной защищенности, позволят создать условия для активного долголетия указанных категорий граждан, социальной адаптации и реабилитации лиц с ограниченными возможностями. Повышению эффективности занятости населения и обеспечению экономики квалифицированными трудовыми ресурсами будет способствовать достижение сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Омской области, а также развитие кадрового потенциала Омской области, повышение конкурентоспособности отдельных категорий граждан на рынке труда Омской области и регулирование трудовой миграции.

    В целях снижения производственного  травматизма и профессиональной заболеваемости планируется создание и обеспечение действия системы оценки, контроля и управления профессиональными рисками на рабочем месте, а также проведение ряда мероприятий, направленных на пропаганду безопасности труда. В целом достижение целей и выполнение задач Программы будут способствовать решению социально-экономических задач, соответствующих приоритетам государственной социальной политики, приоритетным национальным проектам "Здоровье" и "Образование", Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 13 февраля 2006 года N 18.

3.2 Прогнозные оценки  развития рынка  труда Омской области

 

    Прогнозная  оценка развития рынка труда Омской области в 2011 году основывается на постепенном  повышении уровня востребованности трудовых ресурсов в экономике Омской области, а также тенденциях демографического развития Омской области.

    Согласно  прогнозу социально-экономического развития Омской области среднегодовая численность  ЭАН в 2011 году составит 1063,0 – 1064,0 тысячи человек.

    При этом среднегодовая численность  занятых (с учетом трудовой миграции) в 2011 году составит около 976,0 тысячи человек, в случае более высоких темпов экономического роста численность  занятых в экономике может  увеличиться до 979,0 тысячи человек.

    Уровень безработицы по методологии МОТ  в среднем за 2011 год по оптимистическому варианту прогноза не превысит 8,0 процента ЭАН, по пессимистическому варианту может составить 8,2 процента ЭАН.

    На  начало 2011 года численность работников, которые будут находиться под  угрозой высвобождения, оценивается  в 9,5 тысячи человек. В течение  
2011 года продолжатся процессы оптимизации численности работников в Омской области, в связи с чем под угрозой высвобождения могут оказаться около 15,0 тысячи человек, в том числе работающих на системообразующих предприятиях Омской области. В настоящее время в данный перечень входят более 70 крупных работодателей, относящихся к сфере машиностроения, нефтехимии, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, транспорта и связи.

    По  данным Министерства экономики Омской области в Омской области 10 организаций  предполагают провести в 2011 году реструктуризацию и модернизацию производства в рамках реализации инвестиционных программ (общество с ограниченной ответственностью "Омский завод полипропилена", общество с  ограниченной ответственностью "Омск-стеклотара", общество с ограниченной ответственностью "Продэкс-Омск", закрытое акционерное  общество "АВА-компани", общество с ограниченной ответственностью "ЛенОм", открытое акционерное общество "РосВодоканал" и другие), что потребует проведения опережающего обучения работников.

    Существенных  изменений в структуре занятости  по видам экономической деятельности не ожидается. Соответственно в рамках Программы дополнительных мер не предусмотрена реализация мероприятий  по перераспределению трудовых ресурсов по видам экономической деятельности.

    Кроме того, в Омской области отсутствуют  градообразующие предприятия и  населенные пункты с моноэкономической  структурой развития.

    Основные  показатели, характеризующие распределение  трудовых ресурсов Омской области в 2011 году, представлены в приложении № 1 к Программе дополнительных мер.

    По  прогнозным оценкам, ожидаемая численность  граждан, обратившихся за содействием  в трудоустройстве, будет незначительно  ниже показателя 2010 года и составит около 80 тысяч человек (в 2008 году –  
72,2 тысячи человек, в 2009 году – 95,3 тысячи человек, в 2010 году (оценка) – 83,0 тысячи человек). (см. прил)

 

Заключение

          В работе  определенно значение рынка труда. Таким образом,  рынок труда — совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.

    В Омской области можно выявить  следующие тенденции развития рынка  труда  в 2011 году. Ситуация в сфере занятости Омской области в январе – апреле 2011 года развивалась под влиянием процессов, происходящих в экономике и социальной сфере.

    В ряде хозяйствующих субъектов Омской области продолжаются процессы оптимизации  численности персонала, сопровождающиеся высвобождением работников.

    Сравнительный анализ результатов мониторинга  предполагаемого высвобождения  работников за январь – апрель 2011 года и январь – апрель  
2010 года показал, что:

    1) число работодателей Омской области, заявивших о планируемом высвобождении работников, уменьшилось с 240 единиц до 149 единиц.

    При этом число работодателей, представивших  в апреле 2011 года информацию о возможном  увольнении работников в 1,4 раза меньше, чем в апреле 2010 года (соответственно 37 единиц и 52 единицы), а численность  работников, заявленных к высвобождению, уменьшилась с 549 человек до  
256 человек;

Информация о работе Современные тенденции формирования рынка труда Омской области