Туристический продукт как товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:26, реферат

Описание работы

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.

Работа содержит 1 файл

реферат по эк.тур..docx

— 200.64 Кб (Скачать)

     - стабильный (вне зависимости от  колебания цен); 

     - эластичный (изменяющийся в ту  или иную сторону, в зависимости  от изменяющихся цен). 

     Спрос может быть: 

     -        отрицательный (большая часть  рынка недооценивает турпродукт, и согласна на дополнительные  издержки, чтобы избежать его); 

     -        отсутствующий (потребители игнорируют  предлагаемый продукт); 

     -        открытый (потребители испытывают  нужду в туристском направлении  или чем-либо, что рынок по каким-то  причинам предложить не может); 

     -        падающий (потеря у потребителей  интереса к определенному турпродукту); 

     -        нерегулярный (сезонный, ежедневный, вплоть  до почасовых колебаний); 

     -        полноценный (тур предприятие  – продавец удовлетворен своим  торговым оборотом); 

     -        нерациональный (вредные для здоровья  или аморальные товары и услуги).

     Основой тур спроса является потребность  человека в отдыхе, познании, общении, которое и побуждает его к  путешествию. Являясь элементом  тур рынка, спрос формируется  на основе многих факторов объективного и субъективного характера.

     Динамичное  развитие обусловлено действием  комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических, научно-технических  факторов.

     Наряду  с ними выделяется группа субъективных факторов, включающая вкусы, предпочтения, национальные традиции.

     Предложение турпродукта (насыщенность) – количество турпродуктов (туристско-экскурсионных  услуг), которое выставлено на рынок  при определенном уровне цен. Если спрос  отражает предположительную емкость  рынка, то предложение – это фактический  объем туристско-экскурсионных услуг, которые предлагают потребителю  на рынке.

     Соотношение между спросом и предложением зависит от многих факторов, одним  из которых является цена. Завышенные цены приводят, за исключением единичных  случаев, к падению спроса, а занижение  к потере прибыли и нерентабельности предприятия. Каждое тур предприятие, работающее на рынке должно уделять  внимание политике ценообразования.

     Цена  – мера и регулятор равновесия между спросом и предложением на туристском рынке. Это основной критерий выбора турпродукта для большинства потребителей и поэтому в первую очередь она влияет на объем продаж.

     На  уровень цен могут оказать  влияние факторы: 

     -        цены на услуги поставщиков  туруслуг (гостиницы, транспорт); 

     -        цены на услуги, предоставляемые  конкурентами на рынке; 

     -        колебания в спросе; 

     -        сезонность; 

     -        психологические факторы, связанные  с модой, престижем и т.д. 

     Туристский  рынок – это рынок услуг. Он имеет свои специфические особенности: 

     1)      туристские услуги неосязаемы, т.е. их нельзя потрогать, попробовать; 

     2)      туристские услуги теряются во времени; 

     3)      качество отдельных услуг в  составе тура может меняться; 

     4)      имеется разрыв во времени  между фактом оплаты турпродукта  и фактом его потребления; 

     5)      сезонные колебания.

     Основными факторами, влияющими на туристский рынок, являются: природно-экологические  (хороший климат, наличие красивых ландшафтов);

социально-экономические, политические, демографические. 
 
 

    Национальная  туристическая индустрия, как отрасль народного хозяйства. 

    Туристическая индустрия, формирование которой стало  прямым следствием утверждения туризма  как массового явления, сегодня  превратилась в ведущую отрасль, рентабельность которой не во многом уступает передовому автомобилестроению, добыче энергоносителей или высокотехнологичному сектору. Во многих государствах мира туристическая индустрия является крупнейшим, а в ряде случаев, единственным плательщиком налогов, обеспечивает приток в национальную экономику иностранной валюты, положительно сказывается на инвестиционном климате и внешнеэкономическом имидже государства.

    Индустрия туризма, представляющая собой часть  хозяйственной системы, прямо или  косвенно участвующей в производстве, продвижении и реализации туристического продукта, развивается под воздействием общеэкономических факторов и тенденций. Однако во многом следуя им, туристическая  индустрия обладает целым рядом  специфических черт, причина возникновения  которых в особенностях туристической  услуги и турпродукта как товаров. Последнее отражается на основных характеристиках  туристического рынка – спросе и  предложении, - на механизмах его функционирования, а следовательно, требует определения  новых, зачастую оригинальных подходов в таких вопросах как государственное  регулирование, рыночное саморегулирование, управление инвестициями, участие в  глобальных процессах и так далее.

    Глобализация  мировой экономики – основное условие ее современного развития – во многом реализуется и в туристическом секторе. Из причин глобализации международного туристического бизнеса в работе выделяются: стремление к сокращению издержек предприятий туристической индустрии (за счет, внутрикорпоративного ценообразования, снижения транзакционных издержек, налогового планирования) как инструмент повышения конкурентоспособности туристического предприятия на внутреннем и мировом рынке; а также вызванное необходимостью повышения качества  сокращение количества посредников в цепи создания потребительской стоимости туристического продукта.

    Особенность глобального туризма заключается  не только в усилении зависимости  конъюнктуры рынка от внешних  факторов, содержание и численность  которых определяются мировым сообществом, но и в появлении трех типов  участников глобального туристического производства – стран субъектов, объектов и нейтральных, - различающихся  по степени их вовлеченности в  глобальные процессы на туристическом  рынке, факторам роста рентабельности национальной туристической индустрии.

    Независимо  от отношения власти и экономической  элиты государства к процессу глобализации и вызываемым им последствиям, глобальные тенденции (особенно в отношении  туристического рынка) превратились в  объективное условие осуществления  внешней экономической деятельности, которое необходимо учитывать с  целью получения максимальной выгоды для национальной туристической  индустрии. Залог этого - в постоянном наращивании конкурентоспособности  отечественного туристического продукта и туристического производства. 
 
 

Конкурентоспособность национальной туристической  индустрии. 

    Научная новизна исследования состоит в  решении научной задачи по разработке направлений повышения конкурентоспособности  национальной туристской индустрии  в условиях глобальной конкуренции  на основании выделения признаков  национального туристского продукта с учетом типов и факторов формирования национальных туристских индустрий  в различных странах, с использованием основных показателей качества национального  туристского продукта, за счет методов  государственного регулирования национальной туристской индустрии на основе минимизации  провалов национального туристского  рынка и заключается в следующих  положениях:

    1. Конкретизированы признаки национального  туристского продукта с учетом  типов и факторов формирования  национальных туристских индустрий.  Основными признаками национального  туристского продукта являются:

    а) организация туристских продуктов  с учетом региональных, религиозных, культурных, исторических факторов; б) продажа продукта в местах присутствия  туристов, например, вблизи туристских ресурсов или объектов показа, на популярных туристских маршрутах (либо делегирование  продажи удаленным агентам с  организацией посещения на месте);

      в) концентрация производителя  туристского продукта на участии  в туристских программах, на объектах  туристского показа, туристских  ресурсах;

      г) предоставление возможностей  включения производимых продуктов  в состав туристского пакета (готовность  производителя к сотрудничеству  с туроператорами);

    д) предоставление туроператорам разных стран возможности бронирования или предварительной оплаты производимого  продукта;

    е) корректировка графика работы производителя  или продавца продукта для повышения  соответствия потребностям прибывающих  туристов.

    2. Обоснованы основные показатели  качества национального туристского  продукта:

      а) состояние туристской инфраструктуры  курортов и туристских центров,  уровень их соответствия аналогичным  критериям зарубежных стран; 

    б) позиционирование туристского продукта страны на мировом туристском рынке, определяющее, по мнению самих туристов, возможности дестинации в удовлетворении тех или иных туристских потребностей;

    в) инвестиционная привлекательность  национального туристского производства - фактор его конкурентоспособности  с точки зрения потенциальных  иностранных или отечественных  инвесторов;

      г) доля повторных посещений  в туристском потоке.

    3. Конкретизированы особенности характеристик  качества туристской услуги применительно  к масштабам национальной туристской  индустрии: 

    а) дифференцированность, которая определяет степень отличия национального  туристского продукта и индустрии  среди аналогичных по цене и качеству предложений на глобальном рынке;

    б) гарантированность туристской услуги - это способность государства  и национальной туристской индустрии  в точности предоставить обещанную  услугу; в) адаптивность - это возможность  трансформации национальной туристской индустрии к изменяющимся требованиям  глобальной конкуренции;

    г) превентивность - намерение предприятий, составляющих национальную туристскую индустрию, оказать содействие клиенту, без задержки предоставить набор  требуемых услуг во время поездки;

    д) доверительность - умение персонала  в масштабах туристской индустрии  вызывать чувство уверенности у  клиента еще до оказания услуги;

    е) доступность и простота общения - открытость и коммуникабельность представителей национальной туристской индустрии, легкость установления контактов  с предприятиями конкретной страны.

    4. Уточнены показатели оценки сравнительной  конкурентоспособности национальной  туристской индустрии:

      а) потенциал развития выездного  международного туризма в отношении  стран, национальные валюты которых  признаны свободно конвертируемыми,  выраженный через основные ее  макроэкономические показатели;

    б) потенциал выездного международного туризма как разница между  экспортом и импортом на душу населения  в год. Если ввести в предложенную модель еще один фактор - средняя  стоимость транспортных услуг для  выезжающих туристов, можно определить конкурентоспособность различных  туристских дестинаций для граждан  конкретного региона или страны-донора.

    5. Разработана система факторов  государственного регулирования  национальной туристской индустрии  на основе минимизации провалов  национального туристского рынка: 

    а) тенденции к монополизации национального  туристского рынка;

    б) неравномерность распространения  информации в рыночной среде;

    в) неспособность производителя турпродукта  производить востребованные потребителем блага по доступной цене;

    г) неспособность соблюдать социально  приемлемые границы неравенства  в распределении доходов; д) неспособность  рынка устранить внешние эффекты (экстерналии);

    е) неспособность рынка контролировать качество предлагаемого турпродукта.

    6. Предложена система маркетинговых  инструментов для регулирования  национальной туристской индустрии,  направленного на повышение ее  конкурентоспособности на мировом  туристском рынке: 

Информация о работе Туристический продукт как товар