Туристический продукт как товар

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:26, реферат

Описание работы

В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.

Работа содержит 1 файл

реферат по эк.тур..docx

— 200.64 Кб (Скачать)

    а) стимулирование изменений в спросе посредством формирования соответствующего предложения;

    б) одновременное воздействие на спрос  и предложение на туристском рынке  в национальных интересах; в) национальный туристский брэндинг. Именно туристский брэндинг позволяет реализовать  все конкурентные преимущества страны на международном туристском рынке, а также создать качественный турпродукт, удовлетворяющий туристов из приоритетных стран, в соответствии с характеристиками туристской услуги.  

Государственное регулирование туристического рынка в современных  условиях.

    Соединения  факторов туристического спроса и предложения  должны осуществляться путем регулирования  сферы туризма и путешествий  в интересах развития страны в  целом или региона.

    Регулирование деятельности в туризме в большинстве  зарубежных стран происходит при  участии государственного и частного секторов. Результаты исследований, проведенных  Всемирной туристической организацией (ВТО), показали растущее участие частных  структур в процессе развития международного туризма при активной их поддержке  со стороны государства.

    Практически исчезает адресный социальный туризм, осуществляемый в интересах лиц, обладающих низким уровнем доходов. Он предполагает оказание государственной  помощи и процветает во многих зарубежных странах. В частности, к числу клиентов социального туризма относятся, например, школьники, молодежь, пенсионеры, инвалиды. По оценкам отечественных экспертов, в РФ потенциальных потребителей социального туризма свыше 80% населения страны.

    Социальный  туризм – путешествия, другие туристские поездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому  наследию, реализуемые гражданам  Российской Федерации по цене социального  тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.

    Социальный  тур – минимально необходимый  набор туристских услуг, не превышающий  базовый стандарт доступности для  граждан Российской Федерации.

    Базовый стандарт доступности социального  тура – совокупность расчетных показателей  минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

    Участник  социального туризма – турист, являющийся потребителем социального  тура; организация социального туризма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социального  туризма, образовательное учреждение по подготовке специалистов для сферы  социального туризма, научно-исследовательское  учреждение по проблемам социального  туризма.

    Организация социального туризма – юридическое  лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, продвигающие и реализующие  на основании лицензии социальные туры при условии, что их реализация составляет в совокупности не менее 70% всех туристских услуг и норма рентабельности при формировании цены социального  тура не превышает 10 %.

    государственное регулирование в сфере туризма  может осуществляться путем воздействия  на расширение туристического рынка  и осуществления соответствующей  социальной политики.

    Воздействие на расширение туристического рынка  требует разработки рыночной стратегии  продвижения туристического продукта. Стратегия представляет собой выбор  долгосрочной оптимальной модели поведения  на туристическом рынке, исходя из его  особенностей. При любом стратегическом подходе соответствующие воздействия  со стороны государственного и частного секторов обязательны.

    Воздействие со стороны государственных органов  различных уровней является определяющим в становлении организационно-экономического механизма управления отечественной  сферой туризма.  
 
 

     Основы  коммерческой деятельности в сфере туризма. 

     Практически все субъекты туристской деятельности, в той или иной мере, вынуждены  заниматься маркетингом. При этом, естественно, что для туроператора, ресторана, авиакомпании, конечные цели различны. Так, туристская фирма за счет удовлетворения потребностей клиента, стремится к увеличению прибыли.

     Туризм  по своим основным характеристикам  не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной  деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены  и в туризме.

     В то же время в туризме есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг  в туризме составляет 75 %, товаров - 25 %), а также особый характер потребления  туристских услуг и товаров вместе их производства, более того; в определенной ситуации.

     В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт - это любая  услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные; посреднические и др. В то же время «туристский  продукт» можно рассматривать в  узком и широком смысле. Туристский продукт в узком смысле - это  услуги каждого конкретного сектора  туристской индустрии (например, гостиничный  продукт, турпродукт туроператора, транспортного  предприятия и т.д.). В широком  смысле туристский продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или  имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом  является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый  туристам в одном «пакете».

     Туристский  продукт, прежде всего, должен быть хорошим  приобретением. В связи с этим маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижение такой цели. Поэтому  достаточно логичным и обоснованным является следующее определение  туристского маркетинга:

     Туризм, в соответствии с определением ВТО, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех перечисленных факторов. Тогда  он в большой степени будет  отражать интересы, как туристских фирм, так и потребителей-туристов.

     Исторически первой возникла так называемая производственная концепция. Она широко использовалась туристскими предприятиями в 50-е  годы ХХ века. Именно в этот период спрос  на туристские услуги значительно превышал предложение (рынок продавца). Поэтому  практически все туристские услуги находили на рынке немедленный сбыт, даже если они и не вполне отвечали требованиям, которые предъявляли  к ним потребители; главное - их наличие, количество, качеству же уделялось  порой минимальное внимание. Конкуренция  на рынке отсутствовала. В результате, потребитель вынужден был приобретать  то, что предлагалось на рынке.

     В начале 60-х годов стали появляться первые признаки изменения соотношения  между спросом и предложением на туристском рынке. Обострилась конкурентная борьба. В этой ситуации туристские фирмы стали акцентировать внимание на проблемах сбыта своих услуг. Это нашло выражение в использовании концепции интенсификации коммерческих усилий, которая предполагает обеспечение максимального объема продаж с помощью рекламы и мер по стимулированию сбыта.

     К середине 70-х годов в сфере  туризма сформировался рынок  покупателя, который предполагает совершенно иные «правила игры». Чтобы обеспечить успех в конкурентной борьбе, необходимо было вначале тщательно изучить  рынок, а затем уже предложить услуги, соответствующие требованиям  этого рынка. При этом туристские предприятия не только приспосабливались  к требованиям рынка, но и сами формировали запросы потребителей.

     Следовательно, наряду со знанием покупательского  спроса ключевым моментом в политике реализации стало его формирование на основе изучения проблем туристов-потребителей. «Отыщите потребности и удовлетворите  их» - это выражение достаточно полно  характеризует суть концепции маркетинга в туризме.

     Основной  объект внимания в концепции интенсификации коммерческих усилий - существующий туристский продукт, а обеспечение прибыльного  сбыта требует напряженных коммерческих усилий и мер стимулирования. В  концепции маркетинга главным объектом внимания являются клиенты фирмы  с их нуждами и потребностями.

     Можно выделить следующие уровни маркетинга в сфере туризма:

     - маркетинг туристских предприятий  (туроператоров и турагентов) представляет  собой процесс согласования их  возможностей и запросов потребителей. Результатом этого процесса является  предоставление туристам услуг,  удовлетворяющих их потребности"  и получение предприятием прибыли,  необходимой для его развития  и лучшего удовлетворения запросов  потребителей в будущем.

      - маркетинг производителей туристских  услуг рассматривается как система  комплексного изучения потребностей  и спроса с целью организации  предоставления услуг, максимально  ориентированных на удовлетворение  нужд конкретных потребителей, и  обеспечения наиболее эффективных  форм и методов обслуживания.

     - маркетинг общественных туристских  организаций - деятельность, направленная  на создание, поддержание или  изменение благоприятного общественного  мнения.

     - маркетинг территорий и регионов - деятельность, предпринимаемая с  целью создания, поддержания или  изменения. Поведения клиентов  по отношению к конкретным  населенным пунктам, регионам  или даже странам в целом.  Подобной деятельностью занимаются  регулирующие и координирующие  органы в туризме на муниципальном,  региональном и национальном  уровнях.

     Таким образом, концепция маркетинга - это  ориентация на нужды и потребности  покупателей, подкрепленная комплексными усилиями, нацеленными на удовлетворение потребителя. Маркетинг является единым, непрерывным процессом, поскольку  всегда необходимее знать новые  потребности клиентов и контролировать достигнутые результаты. 
 
 

Внутренняя  среда туристического предприятия.

       Любая организация, в том числе и туристическое предприятие, находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования компании, накладывают определенные ограничения на операционные действия и в какой-то степени, каждое действие компании возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Организация находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Изучение  внутренней среды компании дает руководству  возможность оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны  компании, руководство имеет возможность  расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем. Как и в случае с внешней  средой, задача стратегического менеджмента  компании поддерживать и улучшать стороны, которые увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

     Туристским  предприятием является самостоятельно хозяйствующий субъект, организующий свою деятельность в сфере туризма  в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     Внутренняя  среда организации – та часть  общей среды, которая находится  в ее пределах. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие  на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает  организация. Изучение внутренней среды  направлено на уяснение того, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается  в конкурентной борьбе и которую  она должна стремиться расширять  и укреплять. Слабые стороны —  это предмет пристального внимания со стороны руководства, которое  должно делать все возможное, чтобы  избавиться от них.

     Анализ  внутренней среды организации обычно проводится для сравнения положения  компании с положением ближайших  конкурентов (для оценки конкурентной стратегической позиции организации).

     К составляющим внутренней среды можно отнести:

Информация о работе Туристический продукт как товар