Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 08:26, реферат
В отличие от туристских услуг туристский продукт принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар.
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.
Внутренняя
среда организации оказывает
постоянное и самое непосредственное
воздействие на функционирование организации.
Внутренняя среда имеет несколько срезов,
состояние которых в совокупности определяет
тот потенциал и те возможности, которыми
располагает организация.
Ценообразование в туристической деятельности.
В
условиях рыночной экономики цена —
важнейший экономический
Необходимыми
условиями рыночного
экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий как собственников;
коммерческая
основа отношений субъектов
содействие и защита договорно-контрактных отношений, других хозяйственных споров, гарантирующие возмещение потерь
и убытков;
наличие
конкурентной среды и преодоление
монополизма, обеспечивающих возможность
выбора поведения субъектов
соотношение
спроса и предложения на туристском
рынке. При ценообразовании
1.
Можно продавать свой продукт
по рыночной (то есть по общепризнанной
на рынке) цене. Продажа товаров
по такой же цене, как и у
конкурентов, позволяет
2.
Можно назначить цену, более низкую
по сравнению с текущими
3.
Можно установить цену выше
рыночной. Высокая цена должна
быть обусловлена наилучшим
Цена
— мера и регулятор динамичного
равновесия между спросом и предложением
на туристском рынке. Цена на рынке
находится в постоянном изменении,
но при равенстве спроса и предложения
устанавливается равновесная
Основой для принятия решения о ценообразовании является уровень спроса на туристский продукт. Назначая цену на продукт, необходимо учитывать тип и количество потенциальных потребителей. Если на рынке небольшое число потребителей, то цена должна быть достаточно высокой для компенсации ограниченности рынка. Но нужно также учитывать покупательские привычки и покупательскую способность.
В
цену должны быть включены валовые
издержки производства. Предприятие
взимает за продукт такую цену,
которая покрывает все валовые
издержки, издержки, связанные с
продвижением и сбытом, а также
норму прибыли. Прибыль, заложенная
в цене продукта, должна остаться с
целью компенсации бизнес-
Туристские предприятия, покупающие услуги у производителей оптом, получают значительные скидки. Срабатывает эффект масштаба — при увеличении объемов производства снижаются постоянные издержки. Скидки предоставляются также за дополнительное количество клиентов и за своевременное исполнение своих обязанностей по договору.
Турагенты делают наценку на продажную цену туроператора, тем самым покрывая свои накладные расходы и получая прибыль. Туроператоры определяют нижний уровень цен, ниже которого турагенты не имеют права понижать цены.
Помимо указанных факторов, необходимо также учитывать:
наличие
товаров-заменителей у
степень насыщения потребностей своего целевого рынка;
изменения в окружающей среде (политической, экономической, правовой);
качество продукта;
отличительные характеристики продукта;
конкурентов;
сезонность;
психологические особенности.
На ценообразование в туристской отрасли влияет невозможность хранения продукта вследствие его нематериальной природы. В результате этого розничные продавцы не разделяют с производителем риск, связанный с образованием непроданных запасов. Кроме того, туристский рынок регулируется государством, которое нередко контролирует цены и сезонную дифференциацию цен.
Ценообразование в сфере услуг (в том числе в туризме) имеет ряд особенностей:
услуги
туризма (как и услуги вообще) представляют
собой конечный продукт, предназначенный
непосредственно для
если
на стадии создания промежуточного продукта
его стоимость с помощью цен
перераспределяется между хозяйствующими
субъектами, то на стадии конечной реализации
туристского продукта отклонение цен
от стоимости ведет к
сфера услуг связана непосредственно с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос на ряд услуг (в том числе и на услуги туризма). Однако устойчивость спроса во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, поэтому при установлении цен на услуги необходимо, чтобы цена не вызывала у покупателей отрицательных эмоций;
процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на услуги туризма носит ярко выраженный сезонный характер.
На цену туристского продукта влияет ряд факторов:
класс обслуживания (степень комфортности);
вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.);
формы обслуживания (групповой или индивидуальный тур);
конъюнктура рынка на услуги туризма;
сезонный характер предоставления услуг;
география размещения туристских предприятий и др.
Цена на услуги туризма включает следующие элементы:
стоимость сырья (например, продуктов для приготовления пищи и др.);
текущие
расходы на производство, реализацию
и организацию потребления
косвенные налоги по отдельным видам услуг (например, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и др.);
прибыль.
Цены на туристский продукт должны соответствовать спросу. Их необходимо ориентировать не на среднего потребителя (туриста), а на определенные типовые группы. Типологию потребления следует рассматривать как основу повышения эффективности коммерческой деятельности туристского предприятия.
Цена
на туристский продукт зависит не
только от спроса, но и от рекламы
данного продукта. Снижение цены ведет
к росту спроса на туристский продукт
и оказывает рекламное
Уровень цен значительно влияет на объем реализации туристского продукта. Однако это влияние имеет свою специфику:
потребление
туристского продукта происходит в
свободное для туриста время,
которого у него обычно немного. Отсюда
следует особая избирательность, повышенные
требования и чувствительность к
качеству и цене туристского продукта.
На туристском рынке возникают ситуации,
когда в отдельные места
между моментом продажи туристского продукта и его потреблением существует значительный разрыв во времени. Это находит свое отражение в политике цен на туристский продукт. Например вводится специальное дополнительное страхование туристов купивших турпакет, от инфляции, плохой погоды и др.;
туристские
предприятия предоставляют
цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, входящих в состав тура. Калькуляция на цену тура включает как расходы, так и необходимую прибыль за оказание посреднических услуг со стороны турагента и туроператора.
При разработке цен на гостиничный продукт учитываются комиссионные вознаграждения посредникам. Практика туристского бизнеса различает следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам:
комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
В зависимости от вида комиссии различают цены «брутто» и «нетто»:
цена «брутто» — это цена до вычета комиссии;
цена «нетто» •— это цена «брутто» за вычетом розничной комиссии;
цена «нетто-нетто» — это цена «нетто» за вычетом «оптовой» комиссии;
цена «нетто-нетто-нетто» — это цена «нетто-нетто» за вычетом «прочей» комиссии.
При определении конкретной цены тура необходимо учесть следующие факторы:
внешние факторы:
—
состояние покупательского
— платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы;
— поведение конкурентов;
— экономическая политика государства и др.;
внутренние факторы:
— увеличение прибыли от реализации туристского продукта;
— заинтересованность туроператора и турагента в увеличении своей доли на рынке;
— стремление избегать банкротства;
—
желание поднять престиж