Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:50, курсовая работа
Целью работы является разработка рекомендаций по обеспечению качества светотехнической продукции.
Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключается в следующем:
- дать характеристику рынка светотехнической продукции в России,
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством,
- изучить методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции,
...
Введение 5 1 Теоретические аспекты процесса управления качеством светотехнической продукции 7
1.1 Характеристика рынка светотехнической продукции в России 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством 12
1.3 Методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции 18
2 Анализ практики управления качеством в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 23
2.1 Комплексная диагностика СМК предприятия 23
2.2 Процесс производства и оценка качества светотехнического оборудования 29
2.3 Оценка результативности и эффективности действующих на предприятии подходов к управлению качеством 33
3 Совершенствование подходов к управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 46
Содержание
Введение 5 1 Теоретические аспекты процесса управления качеством светотехнической продукции 7
1.1 Характеристика рынка светотехнической продукции в России 7
1.2 Нормативно-правовое
обеспечение деятельности
1.3 Методы и
механизм обеспечения качества
2 Анализ практики
управления качеством в ОАО «
2.1 Комплексная
диагностика СМК предприятия
2.2 Процесс производства
и оценка качества светотехниче
2.3 Оценка результативности
и эффективности действующих
на предприятии подходов к
управлению качеством
3 Совершенствование подходов к управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 46
Введение
На современном этапе развития экономики страны повышение качества продукции отечественных предприятий стало первоосновой обеспечения конкурентоспособности российской экономики. С другой стороны, в условиях необходимости четкой оценки экономических результатов хозяйствования с учетом кризисных явлений в экономике страны чрезвычайно важное значение приобретает обеспечение качества продукции при производстве электрических машин и электрооборудования.
Являясь важным инструментом в борьбе за рынки сбыта, качество обеспечивает конкурентоспособность товара. Оно складывается из технического уровня продукции и полезности товара для потребителя через функциональные, социальные, эстетические, эргономические, экологические свойства.
Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микроуровне важно и для экономки в целом, так как позволит установить новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей.
Успешная деятельность предприятий светотехнической отрасли должна обеспечиваться производством продукции или услуг, которые отвечают четко определенным потребностям, сфере применения или назначения; удовлетворяют требованиям потребителя; соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям; отвечают действующему законодательству и другим требованиям общества; предлагаются потребителю по конкурентоспособным ценам; направлены на получение прибыли.
Управление качеством продукции должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции, представляющая собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством. В последние годы широкое распространение получили стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. В соответствии с этими документами выделяется политика в области качества - непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
В связи с вышеизложенным тема данного исследования представляется весьма актуальной, а довольно интересной для изучения.
Объектом данного исследования является ОАО «Лисма-КЭТЗ».
Целью работы является разработка рекомендаций по обеспечению качества светотехнической продукции.
Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключается в следующем:
- дать характеристику
рынка светотехнической
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством,
- изучить методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции,
- провести комплексную
диагностику СМК ОАО «Лисма-
- описать процесс производства и провести оценку качества светотехнического оборудования,
- оценить результативность и эффективность действующих на предприятии подходов к управлению качеством,
- определить направления совершенствования подходов к управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ».
Теоретическую основу работы
составила специальная
1 Теоретические
аспекты процесса управления
качеством светотехнической
1.1 Характеристика рынка светотехнической продукции в России
В настоящее время светотехническая промышленность в России представляет собой сложившуюся отрасль. В стране функционируют свыше 30 крупных производителей светотехнической продукции, обеспечивающих выпуск всей номенклатуры изделий для освещения.
За последнее десятилетие отрасль претерпела существенные трансформации. Высокие темпы роста российского рынка светотехнической продукции в 2005-2010 годах, рост инвестиционной активности игроков рынка, а также усиление конкуренции со стороны зарубежных производителей стали основными факторами повышения качества выпускаемой российскими предприятиями светотехники.
Качественно новый этап в реализации национальной политики энергосбережения, инициированный российским правительством в 2008 году, стал мощным фактором роста востребованности на национальном рынке энергосберегающих решений - высокоэффективных люминесцентных, галогенных источников света, а также светодиодной продукции.
Следует отметить, что производство светотехнической продукции с использованием светодиодов является активно развивающимся сегментом российской светотехники.
До 2008 г. в стране наблюдался рост объема производства светотехники, вызванный в первую очередь ростом объемов жилищного и коммерческого строительства, а также реализацией масштабных программ по модернизации систем уличного освещения в ряде регионов России.
Как следствие, в 2010 году объем выпуска электрических ламп и осветительного оборудования в стране достиг рекордных показателей в стоимостном выражении (615,4 млн. долл. США), более чем на 13% превысим показатели предыдущего года.
Наибольший удельный вес в общем объеме продаж в 2009 г. занимали светильники, использующие лампы накаливания (30%). На светильники, использующие люминесцентные лампы, приходилось 28% рынка, галогенные - 21%, газоразрядные – 16% [1, с.28] (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 - Структура российского рынка светотехники в разрезе типов используемых ламп
В структуре российского рынка светильников в разрезе сфер применения наибольший удельный вес в 2010 г. приходился на светильники для освещения жилых помещений. Доля сегмента в общем объеме продаж составила 24%. На светильники для освещения административных помещений приходилось порядка 24% рынка, промышленных зданий – 12%, для уличного освещения – 11%. Доля прочих заказчиков составила порядка 32% [1, с.28] (рисунок 1.2).
Российский рынок светотехники показывает положительную динамику прироста (до 13% в год) и характеризуется присутствием большого числа производителей, а также развитой дистрибьюторской прослойкой. По различным оценкам, общее число участников рынка составляет около 800 компаний (из которых только около 300 - производители).
В то же время нельзя не отметить целый комплекс общих барьеров, сдерживающих развитие российского рынка светотехники (с точки зрения российских участников рынка):
- низкое развитие производства комплектующих и материалов для производства; снижение конкурентоспособности российской продукции за счет необходимости импортировать большинство наименований сырья и комплектующих, что увеличивает себестоимость производства светотехники;
- высокая капиталоемкость производства; производство осветительного оборудования характеризуется высокой наукоемкостью, технологичностью и высокой стоимостью производственных фондов;
- высокий износ используемого оборудования: большая часть используемых мощностей была введена еще в советское время; потребность в существенных инвестициях в модернизацию основных фондов;
- экспансия азиатских производителей, увеличение предложения с более конкурентными ценами со стороны импортеров.
Несмотря на кризисное положение российских производителей, в целом российский рынок светотехники развивается весьма позитивно. Привлекательность и относительно низкий уровень насыщения российского рынка, в свою очередь, обуславливают высокую заинтересованность мировых светотехнических гигантов в развитии здесь собственного бизнеса. Поэтому движущей силой развития российского рынка является ежегодный рост импортных поставок. Сегодня активно расширяют свое присутствие на российском рынке мировые светотехнические корпорации (такие как Philips, Osram, General Electric).
Российский рынок светотехники достаточно обширен и разнообразен, благодаря чему он сохраняет привлекательность для большого и среднего бизнеса. По оценке экспертов, в этом секторе «крутится» более 400 миллионов долларов [1, с.29].
На рынке сложилась абсурдная ситуация, когда лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, причем зачастую такие, которые даже не имеют собственного производства, в частности Австралия и Новая Зеландия, а мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично. В последние годы достаточно большое влияние на рынок светотехнической продукции оказывают разветвленные сети частных коммерческих фирм.
За минувшие четыре года мировой рынок светотехники стабилизировался: силы уравнялись, больше нет явных лидеров, и конкуренция стала жестче. Результатом стало огромное предложение светотехнической продукции - от Токио до Лос-Анджелеса. Набирают мощь китайские производители - об этом можно судить по увеличению доли их присутствия на международных выставочных площадках, в том числе на «Интерсвете». Думаем, что следующим этапом в развитии рынка станет появление совместных производств и международных корпораций.
В 2010 г. на светотехнических предприятиях продолжались работы по разработке и сертификации систем менеджмента качества в соответствии с требованиями российских и международных стандартов, по сертификации продукции в соответствующих органах, действующих на базе ВНИСИ и ВНИИИС.
В этот же период времени продолжился рост тарифов на энергоносители, росли цены на комплектующие и сырьевые материалы. У производителей светотехнических изделий возникали проблемы с реализацией продукции, нарастали товарные запасы на складах. Все более острой становилась проблема с реализацией продукции из-за возрастающих объемов импорта светотехнических изделий в Россию.
Ситуация на рынке светотехнических
изделий характеризуется
В 2010 г. по сравнению с 2005 г. значительно
возросли объемы импорта световых приборов
различного исполнения и ПРА, что
вызвало серьезную
Поэтому наряду с проведением предприятиями
работ по повышению
Ассоциацией «Российский Свет» совместно
со специалистами предприятий проведена
большая работа по защите российских изготовителей
электрических ламп накаливания общего
назначения от возросших объемов импорта
[2, с.6].
При достаточно жесткой конкуренции на рынке электроламповой продукции, тем более при наличии на этом рынке зарубежных компаний, вложение средств в развитие производства отечественными и зарубежными инвесторами оставляет желать лучшего. Важнейшим, на сегодняшний день, для светотехнических предприятий является определение направления инновационного развития и оптимизация расходов связанных прежде всего с инвестициями на научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность (НИОКР). Только за счет создания и выпуска новых видов продукции, отвечающих современным потребностям рынка, формируются конкурентные преимущества и сверхприбыль.
Основные задачи для светотехнической отрасли на ближайший период – это активная работа по расширению инновационной деятельности, обеспечение импортозамещения, снижение расхода энергии и ресурсов, развитие разработки и сертификации систем менеджмента технического уровня предприятий в соответствии с требованиями Международных стандартов, проведение углубленных маркетинговых исследований, в том числе по светотехническим изделиям специального назначения.
Для наиболее эффективного решения поставленных задач необходима государственная поддержка предприятий: государственное регулирование и стимулирование опережающих темпов развития перерабатывающих отраслей промышленности, к которым относится и светотехническая отрасль, с использованием дифференцированных нормативов налогообложения и амортизационных отчислений, исключение из налогообложения средств предприятий, направляемых на инвестиции и ряд других мер на государственном уровне.
1.2 Нормативно-правовое
обеспечение деятельности
Информация о работе Управление качеством светотехнической продукции