Управление качеством светотехнической продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является разработка рекомендаций по обеспечению качества светотехнической продукции.
Задачи исследования предопределены выше обозначенной целью и заключается в следующем:
- дать характеристику рынка светотехнической продукции в России,
- рассмотреть нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством,
- изучить методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции,
...

Содержание

Введение 5 1 Теоретические аспекты процесса управления качеством светотехнической продукции 7
1.1 Характеристика рынка светотехнической продукции в России 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности предприятий светотехнической отрасли в области управления качеством 12
1.3 Методы и механизм обеспечения качества светотехнической продукции 18
2 Анализ практики управления качеством в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 23
2.1 Комплексная диагностика СМК предприятия 23
2.2 Процесс производства и оценка качества светотехнического оборудования 29
2.3 Оценка результативности и эффективности действующих на предприятии подходов к управлению качеством 33
3 Совершенствование подходов к управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ» 38
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение 46

Работа содержит 1 файл

УПР КАЧ СВЕТОТЕХНИЧЕСКОЙ.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

 

 

Прирост материальных затрат, за счет увеличения цен на материалы, составил  4,6 млн. рублей,  при    приросте выручки за счет увеличения цен 1,9 млн. рублей.

Экономия по накладным расходам за счет увеличения объема реализации составила 1,2 млн. рублей.

За 2010 год  выпуск ИЗУ составил  143   тысяч штук, по сравнению с 2009 годом снижение произошло на  38 тысяч штук, из-за  прекращения производства  с сентября  месяца.

 ИЗУ  за 2010   период реализовано   всего 144 тысяч штук, из них  98 тысяч штук   (68 %) пошли на  собственную комплектацию светильников и ПРА, а 32  % или   46 тысяч штук для реализации  на российском рынке. 

В суммовом выражении  реализовано ИЗУ на сумму 4,3 млн. рублей. Прибыли за 2010 период от реализации ИЗУ получено в сумме 86 тысяч рублей, рентабельность продаж составила  2 %.

Обобщая данные по видам бизнеса, в целом по предприятию затраты   на  производство   продукции  составили  587,2  млн. рублей,  прирост  составил: к соответствующему периоду прошлого года  47,8% при  росте товарной продукции 41,9% (Приложение А).

На предприятии также реализуется программа по развитию персонала, включающая в себя:

  • обучение;

- мотивацию.

На предприятияи создана система нeпpepывнoгo paзвития пepcoнaлa, т.e. coздaны ycлoвия для пoлнoгo pacкpытия личнoгo пoтeнциaлa paбoтникoв, иx cпocoбнocти внocить oщyтимый вклaд в дeятeльнocть cвoeй opгaнизaции.

Peчь идeт,  пpeждe вceгo, o пpeдocтaвлeнии paбoтникaм  paвныx вoзмoж-нocтeй в пoлyчeнии  дocтoйныx зapaбoткoв, в пpoдвижeнии  по cлyжбe, в пpoфeccиoнaльнoм pocтe.

Работа по обучению персонала осуществляется по следующим направлениям:

- Инженерно-техническое  – выполнение требований надзорных  организаций и нормативных документов, повышение квалификации и переподготовка  работников, занятых на основном производстве;

- Менеджмент  – развитие управленческих компетенций руководителей среднего и высшего звена.

Caми coтpyдники, пoвышaя квaлификaцию, cтaнoвятcя бoлee кoнкypeнтocпocoбными нa pынкe тpyдa, пoлyчaют дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для pocтa кaк внyтpи cвoeй opгaнизaции, тaк и внe ee.

В 2010 году на 4,9% увеличилась численность работников, имеющих средне-специальное образование, на 2% увеличилась доля работников, имеющих высшее образование.

Заключение  об результативности и эффективности  действующих на предприятии подходов к управлению качеством:  ОАО «Лисма-КЭТЗ» характеризуется как стабильное и независимое от внешних кредиторов и инвесторов; проведенный анализ показателей свидетельствует о недостаточном уровне эффективности системы менеджмента качества предприятия.

 

 

3 Совершенствование  подходов к  управлению качеством при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ»

 

Разработка  мероприятий по совершенствованию  системы управления качеством продукции  на предприятии должна производиться на основе анализа информации и должна предусматривать:

- корректирующие мероприятия, направленные на устранение выявленных дефектов и несоответствий;

- предупредительные  мероприятия для устранения причин  выявленных дефектов и несоответствий, чтобы не допустить их повторения;

- профилактические  мероприятия, предназначенные для устранения причин потенциальных дефектов, чтобы предотвратить их появление.

В соответствии с принципами обеспечения качества эти мероприятия могут быть направлены на улучшение материальной базы, на активизацию человеческого фактора  или на совершенствование управления.

Стабильность  обеспечения качества может быть достигнута только в том случае, если в системе качества предусмотрена  возможность принятия полного комплекса  указанных мер, хотя в каждом конкретном случае может потребоваться только какая-то часть этих мероприятий.

Разработка  мероприятий начинается с доведения  информации по качеству до соответствующих  подразделений, которые анализируют  ее, разрабатывают необходимые меры, согласовывают их с другими подразделениями  и представляют на утверждение руководству предприятия.

Оформление  мероприятий производится в виде приказов, распоряжений, планов или  графиков работ. Важно, чтобы все  планируемые меры были обеспечены необходимыми ресурсами и предусматривался контроль их исполнения.

Представляется  целесообразным в качестве основных рекомендаций по совершенствованию менеджмента качества в ОАО «Лисма-КЭТЗ» выделить такие, как:

-  организация  работ по формированию целевых  программ по предприятию, направленных на обеспечение повышения качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности, а также на совершенствование и развитие действующей системы качества;

- включение  в планирование качества следующих  видов деятельности: идентификация  и приобретение необходимых средств  управления, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, технологического оборудования и оснастки, ресурсов;

- обеспечение  совместимости процессов проектирования, производства, контроля и испытаний;

- регулярный (не  менее двух раз в год) анализ  хода реализации политики в области качества и функционирования системы качества;

- разработка   и  документальное   оформление   процедуры   проверки управления  проектированием; организация и  проведение официального документально оформленного анализа результатов проектирования и разработки продукции на всех стадиях работы над проектом; принятие мер, направленных на повышение уровня технического обеспечения процессов проектирования;

- разработка  плана мероприятий по совершенствованию  системы обеспечения производства  испытательным оборудованием, по замене тех групп оборудования, по которым отмечается моральный и/или физический износ;

- осуществление  мероприятий, направленных на  обеспечение эффективности процедур контроля и испытаний при входном контроле;

- обеспечение  использования всей необходимой информации о качестве продукции при принятии мер по корректировке производственных процессов;

- организация   полного  учета  всех  средств   контроля,  измерений   и испытаний;

- организация  работ по оценке степени влияния  затрат на обеспечение качества  на показатели деятельности объединения;  по разработке экономически обоснованных решений, направленных на оптимизацию затрат на обеспечение качества продукции; по определению эффективности реализуемых мероприятий в рамках обеспечения качества продукции;

- разработка  комплекса мероприятий, направленных  на совершенствование системы  учета и анализа затрат на качество.

Необходимо  отметить, что внедрение новой  версии стандартов и последующая  сертификация на соответствие их требованиям  является масштабным, трудоемким, достаточно сложным и длительным по времени  проектом, охватывающим всех работников предприятия - от высшего руководства до обслуживающего персонала.  

Выпуск  товарной  продукции  ОАО «Лисма-КЭТЗ»  на  2011 год планируется в сумме 710 млн.рублей, рост  к  уровню прошлого года 121% ( 121 млн.рублей) .

Объемы производства  в  натуральном  выражении возрастут на 21 %.

Фонд заработной платы на 2011 год планируется  в  сумме 87 млн.рублей,  по сравнению  с  2010 годом  увеличится  на   16 %.

Но произвести продукцию – это еще не окончательный  результат, необходимо выпускать качественную продукцию, чтобы она соответствовала лучшим образцам в мире, только тогда у нас появится возможность закрепить свои позиции на рынке. 

Достичь положительного финансового результата возможно, освоив ключевой стратегический фактор –  техническое перевооружение производства. Это сегодня сделать крайне необходимо, для того чтобы обеспечить эффективность производства и конкурентные позиции на внутреннем и внешнем рынках.

В   условиях конкуренции  и  для создания конкурентоспособной  продукции, перед предприятием в 2011- 2012 гг. стоят задачи:

1. Проведение работы по усовершенствованию и обновлению  выпускаемой   продукции.

2. Укрепление позиций производимой продукции на рынке за счет улучшения дизайна и доведение качества до уровня, необходимого потребителю. 

В целях улучшения работ по выпуску продукции более высокого качества  Директору по качеству необходимо:

1. Взаимодействие, т.е. координированная работа  разных подразделений, при котором  сотрудники разных уровней готовы  будут принимать самое деятельное  участие в реализации целей;

2. Анализ причин  возникновения дефектов, их устранение  и предотвращение;

3. Ответственность  работников к результатам своего  труда в области качества.    

Одним из путей  решения этой задачи является постоянное совершенствование системы менеджмента качества (СМК), отвечающей  международным требованиям.

 

 

 

Заключение

 

В настоящее  время светотехническая промышленность в России представляет собой сложившуюся  отрасль. В стране функционируют  свыше 30 крупных производителей  светотехнической продукции, обеспечивающих выпуск всей номенклатуры изделий для освещения.

В области светотехники в настоящее время действуют  следующие стандарты: ГОСТ Р 52549-2006 «Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования»,  ГОСТ Р МЭК 60598-1 – 2003 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний, ГОСТ Р МЭК 60598-2-22 – 99 Светильники. Часть 2-22. Частные требования. Светильники для аварийного освещения, ГОСТ 16703 – 79 Приборы и комплексы световые. Термины и определения, ГОСТ 17616 – 82 Лампы электрические. Методы измерения электрических и световых параметров и пр.

Производство  светотехнической продукции заданного  уровня качества, его обеспечение  и контроль в процессе производства в соответствии с требованиями, действующих  в настоящее время нормативных документов, должно удовлетворять следующим требованиям: производство изделий должно быть аттестовано в соответствии с действующей НД; испытательное оборудование и средства измерений, применяемые для контроля технологических процессов, деталей, сборочных единиц и готовых изделий должны соответствовать стандартам или ТУ, и иметь соответствующую эксплуатационную документацию; соответствие испытательного оборудования и средств измерений требованиям действующих на них НД должно периодически подтверждаться проверками (поверками) метрологической службы; для обеспечения качества выпускаемых изделий должна быть разработана программа повышения качества - планирование и систематическое проведение мероприятий, направленных на повышение качества изготовления изделий, совершенствование производства и системы качества.

Система обеспечение  качества светотехнического изделия  в процессе производства включает в  себя следующие элементы: технические требования; требования к обеспечению качества; правила приемки; методы контроля.

ОАО «Лисма-КЭТЗ» - одно из ведущих предприятий светотехнической отрасли промышленности.

Система менеджмента  качества ОАО «КЭТЗ» разработана  на основании Государственного стандарта  Российской Федерации ГОСТ РВ 15.002-2003 СРПП ВТ. Системы менеджмента качества. Общие требования, стандарта РФ ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.

Организацию работ в области качества в ОАО «Лисма-КЭТЗ» осуществляет служба качества.

Качество выпускаемой  предприятием  продукции находится на недостаточно высоком уровне. Степень поддержания  системы менеджмента качества в рабочем состоянии на ОАО «Лисма-КЭТЗ» удовлетворительная, но требует продолжения работ в направлении улучшения многих  технологических процессов, устранения в запланированные сроки несоответствий и замечаний по итогам внутренних аудитов.

Для совершенствования  подходов к  управлению качеством  при производстве светотехнической продукции в ОАО «Лисма-КЭТЗ»  необходимо: взаимодействие, т.е. координированная работа разных подразделений, при котором сотрудники разных уровней готовы будут принимать самое деятельное участие в реализации целей; анализ причин возникновения дефектов, их устранение и предотвращение; ответственность работников к результатам своего труда в области качества.    

Одним из путей  решения этой задачи является постоянное совершенствование системы менеджмента  качества (СМК), отвечающей  международным  требованиям.

Список  использованных источников

 

  1. Айзенберг Ю. Б. Очерк развития российского светотехнического рынка на современном этапе / Ю. Б. Айзенберг, А. А. Прытков. // Светотехника. - 2011. - № 6. - С. 28 - 32.
  2. Айзенберг Ю. Б.  О концепции прогноза развития светотехники / Ю. Б. Айзенберг, Г. Р. Шахпарунянц // Светотехника. - 2010. - № 5. - С. 3 - 8.
  3. Варакута С. А. Управление качеством продукции: учебное пособие. / С. А. Варакута. – М.: ИНФРА  – М, 2007. –207 с.
  4. Варгина М. К. Направления совершенствования работ по управлению качеством. / М. К. Варгина // Сертификация. - 2011. -  №1. -  С.10 – 23.
  5. Версан В. Г. О разработке концепции национальной политики в области качества / В. Г. Версан // Сертификация. - 2011. - №4. - С.13 – 26.
  6. ГОСТ Р 52549-2006 «Система управления качеством и безопасностью при производстве электрооборудования» // http://www.opengost.ru/iso/
  7. ГОСТ Р МЭК 60598-1 – 2003 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний// http://www.opengost.ru/iso/
  8. ГОСТ Р МЭК 60598-2-22 – 99 Светильники. Часть 2-22. Частные требования. Светильники для аварийного освещения // http://www.opengost.ru/iso/
  9. ГОСТ 16703 – 79 Приборы и комплексы световые. Термины и определения // http://www.opengost.ru/iso/
  10.   ГОСТ 17616 – 82 Лампы электрические. Методы измерения электрических и световых параметров // http://www.opengost.ru/iso/
  11. Данилов И. П. Проблемы конкурентоспособности электротехнической продукции: монография / И. П. Данилов. - М.: Пресс-сервис, 2010. - 420 с.
  12.   Качество продукции и эффективность производства / Под ред. А. В. Гличева, Л. Я. Шухгальтера. - М.: Машиностроение, 2007. – 247 с.
  13.   Михайлов К. Новые разработки в области источников света на рубеже XXI века / К. Михайлов //Светотехника. - 2011. - № 5. - С. 5 - 6.
  14.   Мишин В. М. Менеджмент в области качества и конкурентоспособности машиностроительной  продукции / В. М. Мишин -  М.: ГАУ, 2008. – 80 с.
  15.   Павленко Л. Г. Политику качества - до каждого исполнителя. / Л. Г. Павленко // Сертификация. - 2010. - №10. - С.17 - 27.
  16. Прытков А. А. Светотехническая промышленность России в рыночных условиях / А. А. Прытков //Светотехника. - 2011. - № 2. - С. 19-21.
  17. Пугачев Б. Л. Качество светильников на российском рынке / Б. Л. Пугачев // Светотехника. - 2011. - № 2. - С. 14 - 17.
  18. Радионов В. В. Управление качеством: учебное пособие / В. В. Радионов. - Новосибирск: НГА экономики и управления, 2006. – 244 с.
  19.   Управление качеством продукции / Под ред. Г. Д. Крылова – М.: БЕК, 2008. – 346 с.
  20. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. - М.: Тандем, 2010. – 290 с.
  21. Яшин Н. С. Конкурентоспособность промышленного предприятия: методика, оценка, регулирование / Н. С. Яшин. - Саратов. Издательский центр СГЭА, 2010. – 188 с.

Информация о работе Управление качеством светотехнической продукции